Заслуженный учитель России Николай Алексеевич Андреев листает фронтовые письма и вспоминает своих героев
Мы ложимся в неё и становимся ею,
от того и зовём так свободно, — своею.
А. Ахматова
Каждый год в мае и декабре я подхожу к священному мемориалу погибших в годы Великой Отечественной войны козельчан, снимаю головной убор, кладу гвоздики на мраморные плиты, шепчу слова молитвы. Нахожу свои фамилии. На мемориале их две — Андреев Василий Иванович и Андреев братья моего отца, мои дяди, один с двенадцатого, другой Прошлого века, естественно.
А всего в нашей козельской семье у бабушки Варвары Дмитриевны и деда Ивана Васильевича Андреевых было восемь детей — четыре сына и четыре дочери. О жизни каждого из них можно рассказывать и рассказывать.
Тётя Зина долгое время жила в Козельске, заслуженный учитель школы РСФСР, работала учительницей начальных классов средней школы №3 и №1.
Тётя Лида и тётя Маня — домохозяйки.
Тётя Шура — работала в конструкторском отделе завода имени Лихачёва в Москве. До войны она вышла замуж за Александра Семёновича Рязанова, кстати, отца, знаменитого кинорежиссёра Эльдара Рязанова. Родила дочь Таню, которая удивительно похожа на Эльдара.
Тётю Лиду помню не так хорошо. Её дочь — Тамара была замужем за И. Б. Сотниковым, который заведовал магазином около райвоенкомата. Этот магазин и сейчас многие называют Сотников.
Тётя Маня — Мария Ивановна Неустроева жила с тётей Зиной на улице Кузнечной была глубоко верующим человеком. В доме у неё было много икон, в углу всегда горела лампада. Помню, глядя на полуразрушенные храм Сошествия Святого Духа и Никольскую церковь, говорила: «Придёт время и эти храмы будут принимать верующих». Дома она держала корову, занималась огородом. Её муж, начальник уголовного розыска, в 1941 году погиб при бомбёжке Козельска в районе железнодорожного вокзала.
Дядя Коля до войны учился (заочно) в ленинградском университете и преподавал математику в Сухиничском районе. Разница в возрасте с моим отцом была небольшой — три года, и они дружили. С фронта он писал домой нежные письма, вот одно из них:
«Здравствуйте, мои дорогие милые папа, мама, Зина, Валя, Маруся. Со светлой радостью получил от Вас письмо. Благодарю за него <…> Очень обидно, что мне не пришлось участвовать в боях за освобождение своего родного местечка. В это время мы действовали немного в другом месте· в стороне на фланге. Очень хотелось быть участником освобождения от этих извергов своего родного местечка. Ну, ничего. Впереди ещё много родных мест, которые нам суждено освободить <…> О пропавших вещах, велосипедах я не жалею. За это время насмотрелся столько ужасов, что своя маленькая неприятность покажется совсем маленькой. Жаль, что это попало в руки проклятых нацистов, а не нашим людям Шлю Вам с Тасей большущий привет и пожелание выйти из этой кошмарной войны живыми и здоровыми <…> Крепко целую Ваш Николай».
Он пропал без вести. В письме-извещении, присланном в Козельск, было скупо указано, что Н. И. Андреев пропал в районе деревни Колпакова Курской области. Обстоятельства его гибели стали известны позднее. На сайте «Мемориал» моя сестра Ольга нашла следующий документ:
«Объяснительная записка. К списку безвозвратных потерь 150 ТБр с 1 по 10 марта 1943 года. С изложением обстоятельства пропажи без вести офицера связи штаба бригады капитана Андреева Николая Ивановича.
Во время боевых операций бригада в районе деревень Колпакова, Сапеловка Иванинского района Курской области, 17 февраля 1943 года, офицер связи штаба бригады капитан Андреев получил задание по связи с передовыми подразделениями бригады и последовал на легковой автомашине с командного пункта бригады совхоз Колпаковский) на КП подразделении (дер. Колпакова). Возвращаясь по выполнении задания, был встречен сильным огнём противника из танков, которые перерезали дорогу д. Колпакова-совхоз Колпаковский. От прямого попадания снаряда машина капитана Андреева сгорела, и капитан Андреев пропал без вести».
Дядя Вася до войны работал завхозом в доме отдыха в имении князя Оболенского в Березичах, любил лошадей. На фронт ушёл в 1941 тоже пропал без вести. О его судьбе мы также узнали на сайте «Мемориал», отыскав справку из нацистского концлагеря. В ней было указано, что Василий Иванович Андреев был взят в плен 27 августа 1941 года у населённого пункта Петриково. Позже я нашёл на карте эту деревню в Тверской области, проследил местонахождения этого концлагеря. Сначала он располагался в Прибалтике, затем был перемещён в портовый Данциг (ныне Гданьск в Польше). В графе о смерти читаем: умер 7 сентября 1943 года. Как правило, заключённые этого лагеря умирали от истощения.
С войны вернулись дядя Серёжа и мой отец, который был награждён медалью «За боевые заслуги». После войны отец работал директором Серено-заводской восьмилетней школы, Козельского интерната, Сосенской начальной, а потом восьмилетней школы. Я помню слезы на его глазах, когда он слушал военные песни, которые пела моя мать Елена Ивановна. Любимыми песнями отца были «Журавли», «Бери шинель, пошли домой», «Враги сожгли родную хату», «В землянке», «День победы». Он и сам исполнял их, садясь за фортепиано или беря в руки баян.
Уведшие от нас — герои Великой Отечественной, погибшие и выжившие, живут в нашей памяти, в нашем сердце, в нашем бессмертном сознании. Я всегда буду помнить, как стояли на праздничной школьной линейке (когда только начал работать) директор Нижне-Прысковской школы Василий Григорьевич Собенников и директор Козельского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых Иван Сергеевич Курочкин. Оба фронтовики, оба были тяжело ранены. Один остался без ноги, другой полностью потерял зрение. Школьники смотрели на их боевые ордена и, затаив дыхание, слушали их рассказы о войне. Такое не забудется никогда. Никакие времена не сотрут из нашей памяти те страшные годы. Именно об этих людях сказал поэт Н. А. Некрасов:
«Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.»
Память, дай мне силы ничего не забыть.
Н. А. Андреев, заслуженный учитель России, депутат Козельской городской Думы
Ваш комментарий будет первым