Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Борьба с диверсантами, самоохрана и рыбалка с разрешения НКВД. Журналист Валерий Потапов продолжает находить уникальные документы о жизни козельчан в прифронтовой полосе

Изучая документы отделения архива администрации МР «Козельский район», нас заинтересовало совершенно секретное решение исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся №134 от 7 апреля 1942 года «Об особом режиме в прифронтовой полосе и в тылу, прилегающих к ней районов Смоленской области». Документ был направлен в Козельский райисполком товарищу Афонину и подписан председателем облисполкома Р. Мельниковым, секретарем Д. Васенковым и заведующей секретной частью Можаевой.

С начала января 1942 года до августа 1943 по южной части Козельского района проходила передовая полоса 16-й армии. Чтобы обезопасить жителей сельских населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от передовой, их эвакуировали вглубь тыла. Прифронтовым городом считался и Козельск. Выполняя приказы военного командования, облисполком обязал освобожденным от оккупации районам области ввести на своих территориях прифронтовой режим.

В прифронтовой полосе приходилось сталкиваться с немецкими разведчиками противника, переходящими через фронт в форме нашей армии. Председателям районных, городских, поселковых и сельских советов под личную ответственность вменялся запрет размещения проживания в городах и рабочих поселках лиц без прописки, а в сельских населенных пунктах не допускать ночлега посторонних и неизвестных в селах и деревнях лиц, отдельных граждан или мелких групп военнослужащих без разрешения командования воинских частей и подразделений войск НКВД, местных органов НКВД и местных советов депутатов трудящихся. Органы НКВД имели список всех частей, действующих в пределах контролируемого сектора. Он помогал обнаружить агента, перешедшего фронт в форме и с документами другой части.

Принимались экстренные меры от проникновения на нашу территорию диверсионных групп или десанта противника. Выезд местных жителей за пределы района допускался только с письменного разрешения исполкомов районного или городского советов депутатов трудящихся. Из местного населения создавались группы самоохраны населенных пунктов, члены которых проверяли документы у подозрительных лиц, дежурили в вечернее и ночное время. Об этом с корреспондентом районной газеты поделился участник Великой Отечественной войны Алексей Степанович Никитин. После освобождения Козельска от немцев юноша вместе с другими жителями города дежурил в комендатуре гарнизона, находившейся на улице Сенина.

Списки членов групп по предоставлению райотдела НКВД утверждались в райисполкоме. Населенные пункты разбивались на десятидворки с назначением решениями местных советов уполномоченных за 10 дворов, на которых ложилась ответственность по соблюдению вводимого режима и самоохране. В обязанности уполномоченных десятидворок входило немедленное сообщение в ближайшую часть или подразделение войск НКВД, дивизионные отделы НКВД или милицию, комендатуру или военкому обо всех подозрительных и не внушающих доверия лицах, прибывающих в населенный пункт, а при попытке ими покинуть его территорию они должны были принимать меры к задержанию.

В прифронтовой полосе охота и рыбная ловля допускалась только с разрешения командования войск НКВД или местных органов НКВД. От жителей населенных пунктов прифронтовой полосы в ночное время требовалась строжайшая светомаскировка, а с наступлением сумерек – разведение костров. Блики огней служили немецким пилотам хорошими ориентирами на местности и позволяли безошибочно выбирать объекты для бомбометания.

Чтобы не произошло отравления источников водоснабжения, была организована круглосуточная охрана непроточных водоемов, а на крышки колодцев вешались замки.

В прифронтовой полосе контрразведка охраняла от агентов противника штабы дивизий, корпусов и армий, лагеря отдыха и передовые снабженческие склады.

До 1 мая 1942 года органы милиции выдавали паспорта или временные удостоверения всем постоянно проживающим в городах и рабочих поселках. В сельских населенных пунктах селянам, не имеющим паспортов или временных удостоверений, выдавались справки, удостоверяющие личность данного гражданина с указанием возраста, профессии и постоянного места жительства.

Режим самоизоляции при короновирусе, отдаленно напоминает жизнь в прифронтовой полосе. Наши пращуры выстояли и сломали хребет фашизму – должны справиться и мы.

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять