13 декабря 2004 года памятная дата в летописи музея. В этот день первый раз сотрудники музея, Н.А.Семенова, и С.В.Грибова побывали в Афанасово на могиле Ивана Алипиевича Цыплакова. Музей тогда только готовился к переезду в новое здание, и Надежда Алексеевна Семенова занималась поиском материалов о хозяевах этого одного из самых красивых купеческих особняков Козельска. И вот однажды она решила спросить у Петра Петровича Колесникова, незаменимого помощника и большого друга музея, не знает ли что-нибудь про Афанасово. А Петр Петрович оказался уроженцем Афанасово и слышал рассказы стариков, которые еще помнили бывших хозяев его – Цыплаковых. Петр Петрович показал им могилу Ивана Алипиевича. На камне стояла дата 13 мая 1888 года. Вот тогда-то и решено было каждый год весной ездить в Афанасово. Так сложилась традиция. Ухаживали за могилой, оптинские монахи помогли установить крест. С 2008 года в этих поездках стал участвовать потомок Цыплаковых А.Б.Будкевич, автор замечательной книги «Цыплаковы. Забытые страницы Калужского края». А с 2014 года священники Козельской епархии служили панихиды.
Планировали мы и в этом году поехать в Афанасово, но, увы, мы только предполагаем. И все же нам очень бы хотелось вспомнить в этот день о Иване Алипиевиче Цыплакове, а поможет нам в этом книга «Цыплаковы. Забытые страницы Калужского края».
Родился Иван Алипиевич в 1822 году в семье Алипия Феоктистовича Цыплакова, крепостного господ Огаревых в селе Белоомут (Переславского) Егорьевского уезда Рязанской губернии. Старинное промышленное село развитием своим, в смысле населения, зажиточности и грамотности, всецело обязанное той бывшей царской привилегии, в силу которого оно было «Государственным Дворовым». Жители в основном занимались рыбной ловлей, торговали скотом, салом, кожею, лесом.
Алипий рано лишился отца и остался единственной опорой матери и сестры. Имея склонность к торговле, он ездил в ближайший город за товаром и потом продавал его в своем селе и окрестностях.
В 1835 г. он выкупил всю свою семью за 20000 рублей серебром, а в 1837 г. зарегистрировался в купечество 2 гильдии. Свои купеческие дела Алипий Цыплаков вел в Спасске Рязанской губернии, Чердыне Пермской губ., Инсары Пензенской губ., Шацке Тамбовской губ., и, наконец, судьба привела его в Козельск. В 1856 году он передал свои дела старшему сыну Ивану Алипиевичу, а сам окончательно поселился в Козельске.
Иван Алипиевич продолжал вести торговлю в Спасске, но часто наведывался и в Козельск, здесь у него родились дочь Анна, сыновья Митрофан и Иван, все они крестились в Благовещенской церкви. Иван Алипиевич вел торговлю и в самом Козельске, тут ему помогал отец, дела шли хорошо. В 1863 г. он сворачивает свои дела в Спасске и окончательно переезжает в Козельск.
Кроме торговых дел Иван Алипиевич занимается благотворительностью, он попечитель козельской больницы. Начиная с 1873 г. и до самой смерти Иван Алипиевич избирается уездным гласным Жиздринского земского собрания, по мере сил принимает живое участие в делах земства.
1864 году умирает жена Ивана Алипиевича и он же женится на вдове Анне Ивановне Билибиной. Брак был очень счастливым.
Он стал самым крупным землевладельцем на юге Калужской губернии. Вся принадлежавшая ему территория составляла как бы одно целое и тянулась вдоль границ Жиздринского уезда и Орловской губернии. Это то самое Полесье, о котором писал Тургенев И.С. в своих «Записках охотника».
Иван Алипиевич вкладывает деньги в недвижимость Москвы: дома в Газетном, Кривоколенном и Большом Сергеевском переулках, на Сретенке, в Пушкаревом переулке. Все дома используются как доходные владения.
От торговли, он постепенно переходит к производству. В 1879 г. Иван Алипиевич покупает имение в округе сельца Думиничи за 130000 руб. серебром, совместно с И.Р. Лубанским. У него возникают грандиозные проекты по превращению своих владений в промышленный район. В Думиничах начинается строительство чугунолитейного завода. Завод был построен в очень короткие сроки, рядом с заводом вырыты пруды, создана необходимая инфраструктура.
Производством руководил Митрофан Иванович Цыплаков по специальности инженер-технолог. Первоначально выпускали черное чугунное литье (сковороды, мойки, отопительные приборы, и др.), когда эти изделия стали неконкурентоспособными стали выпускать изделия, покрытые эмалью. Был построен эмалировочный цех. Из Германии пригласили Богдана Васильевича Молля. По его проектам и под его контролем было построено здание эмалировочного цеха. Цех был укомплектован грамотными рабочими, которых обучал сам Б. Молль. В 1907 г. мощность эмалировочного цеха позволяла ежемесячно покрывать эмалью до 10 тыс. пудов посуды и 1 тыс. купальных ванн. Изделия думиничских литейщиков проторили себе дорогу не только на внутренний, но и на европейский рынок, продукция его была отмечена золотой медалью на Парижской выставке «Чугунная посуда, изготовляемая на Думиничском заводе, покрыта уникальным способом, при котором из эмали полностью устранены свинец и др. вредные вещества, причем прочность эмали доведена до совершенства, ибо составляет как бы одно целое чугуна с эмалью» (заключение экспертизы Московского университета).
На Нижегородской выставке были представлены новые изделия «покрытые настоящей эмалью, а не краской с лаком, как это делалось до сих пор многими. Кроме того, посуда из чугуна так легка и тонка, что почти ровняется железно-эмалированной и благодаря мягкости и гибкости особенно прочна. Здесь же выставлена посуда сине-белой и мраморной эмали, единственной в России из чугуна».
Иван Алипиевич был очень богатым человеком, он еще при жизни оставил духовное завещание. Всем его детям, а их было 11 человек, было завещано что-то из наследства, а жене, кроме всего прочего был завещан дом в Козельске. «Прошу и умоляю жену мою и детей моих заботиться о спокойствии моего родителя Алипия Феоктистовича и жены его Екатерины Васильевны и беспрекословно исполнять их желание и волю в ведении дел и в собственном образе жизни». Писал он в завещании.
Иван Алипиевич принадлежал к тому разряду предпринимателей, которые видели цель жизни не в богатстве как таковом, он рассматривал свое предприятие как дело, которое он обязан постоянно вести и расширять. Жил он не меняя сложившегося уклада, используя свой опыт и капитал. Он не жалел средств на воспитание и образование детей. Его дети Митрофан, Алипий, Димитрий, Николай уже не «торговали», они были «промышленниками». Иван Алипиевич был последним, кто числился купцом и потомственным почетным гражданином. За несколько лет до смерти он имел возможность получить дворянство, но не посчитал это нужным.
В 1888 году дом перешел к Анне Ивановне Цыплаковой. Сама Анна Ивановна продолжает жить в Афанасово. В 1901 году она дарит этот дом в вечное и потомственное владение Козельскому городскому обществу под помещение учебных заведений или для какого-нибудь богоугодного заведения. По доверенности дарственную совершает Дмитрий Иванович. «…Недвижимое имение, состоящее в Калужской губернии в г. Козельске, на Большой Калужской улице, заключающееся в двухэтажном, крытом железом доме, низ каменный, а верх деревянный, с двумя при нем флигелями из них один двухэтажный, а другой — одноэтажный, со всеми принадлежащими к ним надворными строениями… а равно находящуюся при означенном доме усадебною землею, с имеющимся на ней фруктовым садом, коей земли мерою как оказалось к измерению всего общая площадь 1651 кв. сажень… Дар этот Козельское городское общество принимает от госпожи Цыплаковой с благодарностью…»
От Козельского городского общества в качестве поверенного со всеми необходимыми полномочиями выступал городской голова Павел Анисимович Гайдуков. Ему был вручен заверенный документ.
Есть свидетельство, каким образом использовала Козельская городская управа подаренное имение. Директор народных училищ Калужской губернии на сделанный ему запрос отвечает: «Имею честь удостоверить, что в означенном пожертвованном доме находится Козельское трехлетнее городское училище: учение в этом доме открыто с сентября месяца в 1900 году». Из этого следует, что необходимость в училище была велика, и оно открылось еще до оформления дарственной.
За бурными событиями XX века в Козельске забыли о даре Анны Ивановны Цыплаковой, но, тем не менее, в здании долгие годы находилась восьмилетняя школа, а сейчас в нем музей, который тоже несет и образовательную и богоугодную миссию сохранения исторической памяти.
Галина Лихонина, музейно-краеведческий центр «Дом Цыплаковых»
Ваш комментарий будет первым