Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Троица – День Русской Победы

Почему для русских Троица – это больше, чем Праздник? Это не только День Любви, но и День Победы. Скажем откровеннее – это День России. Речь про преподобного Сергия Радонежского и его преемника Никона, про страшные XIV и XV века, когда от русских должно было остаться только поле клевера да головешки церквей.

Это сегодня некоторые историки говорят, что татаро-монголы были не против православной веры и к русским-де были без претензий. Платите – и молитесь кому хотите. Но все иначе: русских убивали, жгли монастыри и города, князей стравляли друг с другом.

Это сегодня нам говорят про внешнее давление и войну элит внутри. Но все, что происходит сегодня, по сравнению с тем, что было тогда, – детская репродукция батальных полотен из Третьяковской галереи. Никогда до и никогда после Русь не была так близка к исчезновению. С востока и запада шли орды убивать и полонять, шли убивать друг друга и наши князья. Город на город, брат на брата.

Спасти нас всех тогда могло только чудо. И чудо пришло.

Троица как Смысл России

Спасение Руси пришло из самого ее сердца – из Ростова. Имя его сегодня знает любой православный. Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской. Его главная заслуга – он объединяет всех на борьбу с врагами и первым формулирует русскую национальную идею: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». То есть «жизнь по Троице» как спасение от всех угроз и мост в светлое будущее. Троица — образ Любви, символ неразрывного союза Божественных Лиц — Отца, Сына и Святого Духа, Которые таинственно общаются и совещаются между Собой. На этой гармонии стоит весь мир, на этой гармонии было суждено выстоять России. Если совсем просто, то – любите, братья, друг друга, живите едино и мирно, и Дух Святой не покинет вас.

Но сформулировать мало – надо сделать так, чтобы услышали. Преподобный Сергий с братьями (а вокруг него довольно быстро собралось множество подвижников) пишут иконы, переписывают книги, рассылают их по удельным княжествам. Вслед за духовными посланиями едет сам. И убеждает: только в единстве наша сила, только так победим.

А еще святой строит Троицкий собор – первый в Восточной Руси. Чтобы символ объединения был перед глазами. Строит своими руками. Это первый деревянный храм быстро вырастающей Троицкой обители (сегодня Свято-Троицкая Сергиева лавра). Уже после смерти преподобного его преемник Никон Радонежский облекает церковь в камень и заказывает Андрею Рублеву отразить национальную идею в красках. Так появляется знаменитая «Троица». Шедевр. Главный русский образ. Символ Любви и Победы. Это про него Павел Флоренский скажет: «Если есть Троица, значит есть Бог». И в этих словах замыкаются все смыслы:

Троица – Россия – Бог.

Троица как икона России

В чем промыслительность рублевского образа? Первое – как правильно отмечают богословы XX и XXI веков – у иконы не один автор, а три: сам иконописец, преподобный Никон Радонежский, который благословляет Рублева на работу и, конечно, основатель Троицкой обители – образ написан в «память и похвалу преподобного Сергия». То есть сам образ – соборное произведение. Второй важный момент, о нем говорит один из крупных специалистов по христианской культуре Ирина Константиновна Языкова: «Просто посмотрите на икону: сидят три Ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна… Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас».

И далее еще одно важное замечание: «Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит человек. А внутри самой иконы эти линии расходятся, открывая перед нашими глазами вечность». Что это значит? Ряд других специалистов, отвечая на подобный вопрос, справедливо отмечают: образ этот не случайно появился именно на Руси, и именно тогда, когда уже мало кто сомневался в правильности слов преподобного Сергия. Русь как бы уже покаялась, она пошла к Богу уверенными шагами, а значит «четвертый герой» рублевского образа – сама страна, хранимая Троицей. И совсем не случайно – Икона как бы снова дала о себе знать в момент, когда Россия опять стала отворачиваться от Бога, она «раскрылась» заново на пороге великих потрясений. Перед закатом.

1904 год. Известный реставратор Василий Гурьянов приступает к реставрации мирового шедевра – «Троицы» Андрея Рублева. К этому времени уже никто не знал, как выглядели оригинальные цвета иконы, она потемнела от олифы – многократных попыток поновления. Гурьянов придумал, как убрать темный слой. И вдруг от иконы полился пронзительный голубой свет, такого цвета до этого не знали, то был словно свет из иной жизни. Свет вечности. Маяк. На который, увы, в ХХ веке никто не пошел.

В средние века рай был ближе к людям, и потому знаки и символы и всю глубину рублевской «Троицы» люди поняли верно. Икона стала духовным фундаментом возрожденной из пепла Руси.

Троица как Победа России

Один из главных столпов возрождения – победа на Куликовом поле.

То вообще был первый урок истории: не отходите от Бога, самостоятельно с темной силой вы не справитесь. Взыграла гордыня и эгоизм, веры больше стало на словах, чем в делах, – глядь, у ворот сильнейшая армия мира – татаро-монголы. В ХХ веке случилось подобное: захотели построить рай на земле без Церкви, поубивали своих же для этой цели – и враг тут как тут. Быстро вспомнили тогда о Боге. Это в плохом советском кино солдаты кричат перед боем «За Сталина», на деле же – и об этом говорили ветераны – люди крестились. Даже те, кто был до окопов атеистом.

Вот и перед Куликовской битвой как никогда люди уповали на Бога, на Троицу. Не прошло даром для Руси подвижничество преподобного Сергия. Было ли им страшно перед боем с непобедимым доселе врагом? Да. Понимали ли они, что если проиграют, то это будет последнее поражение, поднять голову снова Русь вряд ли сможет? Понимали. И первый, кто боялся и кто все понимал, был Дмитрий Донской. Но он потому и стал святым благоверным князем, что не забыл: Вера и Любовь – вот невероятная сила. Поэтому князь пешком идет из Москвы к преподобному Сергию в Троицкий храм за благословением. Не только для себя, но и для всей рати.

Сергий укрепил молитвой князя и даже отправил с ним двух своих иноков. Это Пересвет и Ослябя. Оба они сыграли решающие роли в ключевых моментах сражения.

Впрочем, «сражение» здесь не самое подходящее слово. Куда ближе «битва». Но и оно не передает всего того, что происходило тогда на Куликовом поле. Там зарождалась новая цивилизация. Лев Гумилев об этом скажет так: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т.д.

Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России».

Мы выиграли. Именно «мы». Татары получили жесткий отпор, князья стали активнее сплачиваться вокруг Москвы, Русь впервые за долгое время расправила крылья, а в основании этой победы стояла Троица, тот самый деревянный Троицкий храм Сергия Радонежского.

Неспроста именно в конце XIV века в России установили праздник Троицы. Это День Русской Победы.

«Утро на Куликовом поле», художник Александр Бубнов

Троица как Спасение России

Еще не раз Троица через Троицкий собор и Троицкую обитель Изливала на Россию свой тайный свет. Не раз в месте, где русские обрели смысл, радость, себя в Троице – Россия получала спасение. Не зря уже упомянутый нами Флоренский писал: Лавра «есть лицо России, образ России, первоявление России». И «Лавра – это мы, более чем мы сами».

Возьмем времена Смуты. Снова страна оказалась захвачена иноземцами, последним стратегическим бастионом для интервентов оставался Троицкий монастырь. Самозванец Лжедмитрий II двинул на обитель свои многотысячные войска. Горожане вместе с монахами заперлись в святых стенах и сумели отбить атаку иноверцев. Началась изнурительная, бесчеловечная осада, длившаяся 16 месяцев. Все это время ценой своих жизней жители города и братия спасали древние стены и всю Россию. Прорвись поляки в монастырь – с Православием было бы покончено, к тому же в Москву не смогли бы пройти ополченцы, чей путь лежал через Сергиев Посад. О том жесточайшем противостоянии сегодня рассказывают изразцы храма Зосимы и Савватия, что на территории лавры. Это еще один памятник еще одной нашей победы.

С тех пор все цари перед каждым сражением, перед каждым важным делом приезжали в лавру – поклониться мощам преподобного Сергия, помолиться Троице и главной святыне русского воинства – иконе «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Но что там цари. В Троицкий монастырь всегда шли простые богомольцы. Это было главное паломничество русских.

…ХХ век, пропустивший нашу страну через самые жестокие испытания, тоже привел Россию к Троице. Уже во второй половине века Свято-Троицкая Сергиева лавра стала самым посещаемым монастырем страны. Разоренная, но не сломленная, она уже после Великой Отечественной войны активно возрождается сама и возрождает веру в стране «победившего атеизма». На территорию монастыря переезжает Московская духовная академия, где учатся те, кому предстоит провести «второе крещение Руси»: братия лавры снова, как когда-то ученики преподобного Сергия, начинает издавать и распространять духовные книги, иконы… Сюда стремятся люди, которые все предыдущие годы хранили в сердцах теплоту веры. Даже Гагарин однажды приехал в монастырь, после чего не побоялся заявить на всю страну, что большой ошибкой было сносить Храм Христа Спасителя в Москве. От ареста его спасла только всемирная слава.

…Сегодня Свято-Троицкая Сергиева лавра продолжает оставаться центром паломничества. Тысячи людей ежедневно приходят поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Многие по молитвам получают исцеления, обретают смысл. Много примеров, когда люди после прикосновения к святыням монастыря уже не могут жить вдали от них и селятся, как при преподобном, вокруг обители. Та самая необыкновенная, неописуемая сила Любви по-прежнему притягивает и спасает.

И конечно, лавра в День Троицы из года в год становится главным центром торжеств. Главным местом, откуда по всему миру разносится великая русская проповедь: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».

Максим Васюнов

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять