Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Светлана Шмырева: “Ни одна форма дистанционного обучения не заменит живое общение”

Директор 4-ой школы и председатель Районного Собрания третьего созыва Светлана Шмырева рассказала газете “Козельск” о том, что волнует сейчас многих. Перейдут ли школы на дистанционное обучение,  о трудностях, с которыми столкнулись козельские учителя во время пандемии, так ли плоха система образования, как о ней пишут в соцсетях, и, наконец, как научить детей быть самостоятельными.  

Напомним, Светлана Шмырева в 2015 году была избрана депутатом городской думы ГП «Город Козельск», назначена  председателем Районного Собрания  – Главой МО МР «Козельский район». С 2011 является членом партии «Единая Россия». 

– Светлана Ивановна, в последний месяц все активно обсуждают так называемый  эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. «Это что, теперь навсегда всех на дистант отправят?» – испугались родители. СМИ же, кажется, сами запутались и не могут разъяснить, о чем идет речь. Вы, как человек, бесспорно,  компетентный можете четко и коротко объяснить, зачем нужен этот эксперимент, и неужели, правда, «всех на дистант»? 

– Вся эта шумиха с внедрением электронного обучения мне напоминает известное выражение «Глухой слышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой быстро бежал» и огромную лепту во всеобщей истерии внесли недобросовестные СМИ, которые живут за счет скандальных сюжетов. 

Поверьте, не так страшен черт, как его малюют. В интернете можно ознакомится с проектом Постановления правительства РФ о проведении эксперимента, конечно он написан профессиональным языком и родителям сложно понять, о чем идет речь, поэтому предлагаю, давайте разбираться.  

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) не имеет ничего общего с тем дистанционным обучением, свидетелями и участниками которого мы с вами были.  

В процессе внедрения целевой модели ЦОС создается специальная платформа, как бы объяснить, чтоб всем было понятно – это по типу Сетевого города, на котором у нас сейчас действует электронный журнал и дневник, но только более масштабная вместимая платформа, которая объединит ныне существующие ресурсы; школы получат высокоскоростной доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности; все учебные заведения оснастят компьютерами, программным обеспечением и презентационным оборудованием. Также ЦОС – это возможность видеотрансляции уроков лучших учителей; у учеников появится большие возможности по доступу к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов. Данная платформа, позволит ребенку, по каким-либо причинам не имеющему возможность посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока. Автоматизируется работа внутри школы – это разгрузит педагогов от излишней отчетности.

цос

Как я уже сказала, все ныне действующие государственные информационные системы, такие как Сетевой город, федеральный реестр сведений об образовании и другие объединят с платформой Цифровой образовательной среды; 

За два года в школах должна быть создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Как видите ни слова про дистанционное обучение. 

– Понятно, что подобные проекты – это про альтернативу, а не про то, что страна переходит на дистанционное образование, и все-таки – еще раз! – есть ли такая опасность, что когда-нибудь  образование в России полностью станет дистанционным? 

В данной программе речь идет не о замене очного обучения дистанционным, а о возможностях использования в очном обучении некоторых элементов цифровых программ, позволяющих расширить доступ учащихся к качественным программам обучения. При этом данная программа не подразумевает ухода от традиционных занятий в школах, ведь все прекрасно понимают, что ни одна форма дистанционного обучения не заменит живое общение. 

– То, как мир и каждый из нас встретил коронавирус, уже история, это мы будем рассказывать внукам. А для вас, Светлана Ивановна, чем стал коронавирус? Как вы к нему отнеслись сначала? Как менялось отношение потом? И о чем вы подумали в первую очередь, когда узнали, что закрывают школы? 

Когда по телевизору впервые прошла информация про коронавирус, стало как-то неспокойно на душе. Домашних, учителей и родителей сразу предупредила: скоро будет у нас. 

С появлением первых зараженных, вечерами из подручных материалов стала шить маски (благо магазины еще открыты были). Пусть не очень симпатичные, но все же на первых порах обеспечила ими семью и даже некоторых знакомых, выкройки предлагала ученикам. В школе закупили побольше дезинфицирующих средств. Было очень страшно, так как понимала, что за моей спиной стоит 150 детей, но слава Богу все обошлось – нас отправили на дистант. 

Сразу хочу предвосхитить яростные возгласы родителей – до сих пор считаю, что мера была необходимая, тем самым страна выиграла время и смогла подготовиться. 

С появлением в аптеках в достаточном количестве масок, дезсредств, стало как-то спокойнее, но все же и сегодня считаю, что меры предосторожности должны соблюдаться каждым. 

– С какими трудностями вам, как педагогу и руководителю школы пришлось столкнуться при переходе на дистант? 

дистант
фото с сайта ura.ru

Это время было очень сложное. Учителей, родителей, да и себя тоже успокаивала: слава Богу 4 четверть, в сентябре скорректируем программу и все догоним.  

В то время перед школой стояло много задач, но самая главная –  организовать процесс таким образом, чтоб не было паники, конфликтов и чтоб хоть как-то всех собрать «в кучу». Засучив рукава, мы начали разрабатывать свою систему дистанционного обучения.  

Вот лишь несколько проблем, с которыми, думаю, столкнулись не только мы: 

  1. В нашей школе обучается много детей из многодетных семей, в этих семьях интернет в основном мобильный, да и то на телефоне родителей. Конечно, мы предлагали школьные ноутбуки, но родители неохотно шли на то, чтоб взять их домой. 
  1. Педагогический коллектив школы молодой, а это значит, что учителя, они же мамы и у них дома дети, которые тоже учатся. Учителям предложила забрать домой рабочие компьютеры. Организовать свой рабочий день таким образом, чтоб была возможность уделять внимание и своим детям. 
  1. Вопрос обратной связи стал остро, осознавая, что если все школы Калужской области начнут одновременно пользоваться Сетевым городом, он просто рухнет (жизнь показала, мы оказались правы). Было принято решение перейти в мессенджер WhatsApp, так как там возможно совершать групповые видеозвонки. Сетевой город стали использовать только для домашнего задания и выставления отметок. Ученикам, у которых не было компьютерной техники и телефонов был предложен бумажный вариант. В нашей школе очень дружный коллектив, поэтому вопрос, как доставлять пакеты до детей, решился как-то сам собой, классные руководителя взяли это на себя.  
  1. Следующая проблема меня очень удивила, и на ее решение было потрачено много времени и сил – это неумение пользоваться компьютерами. В этой связи я даже вспоминала слова бабушки (она работала учителем в Волконской школе):  “У вас (у учителей) сейчас рай земной. Вот мы работали в три смены – первые две с детьми, а в третью ликбезом занимались”. Только сейчас я поняла, как трудно обучать взрослых людей. Постоянно создавала какие-то памятки для родителей, детей и учителей, по несколько раз повторяла одно и тоже, даже приходилось домой к детям приезжать, устанавливать программы.  
  2. Приходилось много работать в интернете, благо дома скорость хорошая и техника есть. Учителям предлагалось много интернет-ресурсов, но на всех нужно было регистрировать детей и указывать их электронный адрес, вот здесь нас выручила школьная база электронных адресов детей, которую мы создали, когда регистрировали детей на ГТО. Здесь же хочу сказать спасибо всему аппарату министерства образования Калужской области, методическая помощь оказывалась постоянно. 
  1. На обычном уроке учителя используют как письменные, так и устные формы работы. Развитие разговорной речи, правильное построение своих речевых высказываний – то, что в первую очередь пострадает во время дистанционного обучения. Здесь нас выручали групповые видеозвоки, а затем образовательная платформа Zoom. Могу сказать, что с использованием дистанционных платформ было много курьезных случаев, даже образовались новые способы прогуливания урока. Такие как: …у меня свет отключили, …меня из программы выбросило, …интернет завис,…меня мамка разбудить забыла. 
  1. Еще одной проблемой стала огромная загруженность учителей и нахождение на связи почти 24 часа. Скажу сразу, здесь мне не удалось ничего придумать. Учителя были очень загружены, приходилось постоянно заниматься «разжевыванием» и бесконечным повторением пройденного. Обучение превратилось в индивидуальное. Я видела, как учителя часами объясняют, как стараются достучаться до нерадивых учеников, а потом в учительском чате обмениваются мнениями. 

Вообще, до сих пор очень благодарна всему коллективу, начиная от педагогов и заканчивая сторожами, мы все как одной большой дружной семьей преодолевали все трудности. Можно я воспользуюсь вашей газетой и поблагодарю всех коллег? Дорогие коллеги, как всегда каждый из вас был на высоте, ни считаясь с личными делами, временем, деньгами, вы дружно решали поставленные задачи и считаю, что экзамен под названием «дистант» мы с вами сдали успешно. Думаю, что меня поддержат ученики и родители. 

– Сегодня многие говорят, что родители не в восторге были от того, что дети их не ходят в школу, да и вообще от всей этой ситуации, а если на ситуацию посмотреть со стороны учителей, то можно ли сказать, что это стало испытанием, ужасом или чем-то еще? 

Это стало опытом – колоссальным опытом, который мы будем применять в своей работе в новом учебном году, работая с классом в школе. 

– Вообще, коронавирус насколько оказался полезным для российского образования?  Ведь такие ситуации очень хорошо тестируют всю систему… 

Думаю, да – полезен. По крайней мере, теперь мы понимаем, что перед каждым из нас стоят свои задачи:  

У правительства – оснащение школ, разработка отечественных интернет-платформ. 

У родителей – мотивировать детей на учебу и приучать их к самостоятельности. 

У авторов учебников и методических пособий – совершенствовать учебные материалы. 

У педагогов – адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, выстроить систему консультирования и поддержки детей как очно, так и заочно. 

– Многие говорят, что сегодня школа уже не та, что школьники в вузы приходят слабыми, согласны ли вы с этим? И с чем связываете такие мнения? 

фото с сайта myseldon.com

Как вы можете делать такие выводы, все очень индивидуально, есть дети мотивированные, есть не очень, хотя это во все времена было. 

Здесь проблема другая – отношение общества к данной ситуации. Я считаю, что современный мир со множеством благ цивилизации совершенно лишил детей самостоятельности. Многие 12-15-летние подростки не умеют делать элементарные вещи, не говоря уже о самостоятельном добывании учебного материала. Ведь ребенок, закончив школу и вуз, будет вынужден обучаться в течение всей своей жизни. Если он не усвоит навык самообразования, ему будет очень трудно двигаться вперед. 

Еще одна причина заключается в отсутствии заинтересованности у детей. Дело не в том, что школы плохо работают, а дети стали «не умными». Нужно включать во всё учебные задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, чтобы школьники понимали, для чего вообще происходит процесс обучения. У нас, например, учителя математики, иностранного языка, истории, химии и биологии – это учителя взрослые, они прекрасно понимают, что задача: «на счетчике 68 киловатт, один киловатт стоит 4,70, сколько вы заплатите за месяц», намного важнее остальных.  

Также огромное влияние на формирование негативного мнения о школе оказывают СМИ и соцсети, привыкшие жить хайпами, хотя я считаю, что у них совсем другая задача – просветительская. Если вы помните, совсем недавно во всех соцсетях и во многих СМИ муссировали задание из учебника «Окружающий мир», в котором ребенку необходимо было нарисовать мир глазами кузнечика. Тогда я подумала, куда мы катимся, ведь у детей это задание не вызывает трудностей, что с родителями-то не так. А ситуация примерно такая: время делать уроки, ребенок самостоятельно их не делает, мама открывает рабочую тетрадь, а там такое задание, и мама уже не слушает ребенка, ее охватило возмущение, она рассказывает о «тупых» заданиях подружке, размещает пост в соцсетях, его подхватывают СМИ и понеслось: все дураки, система образования плохая. Но давайте посмотрим на эту ситуацию по-другому: мама сначала выясняет у ребенка, что случилось, почему он не понял учебный материал. Потом предлагает ребенку самому попробовать восполнить пробел или вместе с ребёнком возвращается к параграфу учебника. Предлагает ребенку посмотреть в интернете какое же зрение у кузнечика. И вот тогда ребенок учится самостоятельности, учится рассказывать родителям о своих трудностях и проблемах, и как результат мы получаем ребенка способного к самообразованию.  

Я всегда говорю, что все индивидуально, и начинать всегда нужно с себя, а не кивать на весь мир. 

Что нужно улучшать в козельской системе образования? Или вообще в общенациональной? 

Первое и самое главное, и это не только наша беда – привлечь в район молодых специалистов и распределить их равномерно по всей системе образования. Повысить мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы. 

Сейчас идет цифровизация всей системы образования, а в вузах обучают по старинке, поэтому необходима преемственность всех уровней обучения. 

По вашему опыту и наблюдению, насколько сильны козельские школы сегодня, а чего, быть может, не хватает им? Вы, как депутат Районного Собрания, занимаетесь ли вопросами образования? Выступаете ли вы и ваши коллеги с инициативами по улучшению системы образования, обсуждаете ли эти вопросы друг с другом и депутатами Заксобрания Калужской области? 

Каждая школа хороша по-своему, кто-то делает упор на участие в олимпиадах, кто-то на патриотическую работу, кто-то на творчество, у каждой школы свой почерк и это здорово. Вообще, система образования в Козельском районе сильна своими традициями, и одна из них – это участие педагогов в общественно-политической жизни района.  

В Районное Собрание входит 8 педагогов, а если посмотреть состав сельских и городских дум, то можно заметить, что в составе представительных органов муниципальных образований Козельского района много педагогических работников. В связи с этим, конечно же, основными вопросами, рассматриваемыми на заседаниях, являются вопросы образования. 

Депутаты Районного Собрания систематически заслушивают различные государственные структуры по вопросам, касаемым развития системы образования в районе, устраивают рейды по проверке школьного питания и качества предоставления образовательных услуг, в обязательном порядке принимают участие в работе комиссии по обследованию школьных маршрутов, при обсуждении вопросов капитального ремонта образовательных учреждений, мнение депутатов учитывается и является решающим. Также огромное внимание уделяется работе с детьми и молодежью, постоянно совершенствуется система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, депутаты всех уровней присутствуют на всех детских конкурсах, фестивалях, акциях и спортивных соревнованиях. 

Я являюсь членом президиума Совета глав муниципальных образований Калужской области и в обязательном порядке присутствую на всех заседаниях президиума, на которых рассматриваются, в том числе и вопросы образования. Вот, например, последний обсуждаемый вопрос – это послание Президента, где он предложил обеспечить бесплатными питанием всех детей начальной школы. Никто не сомневается, что инициатива очень нужная и с 1 сентябре на питание каждого ученика начальной школы будет выделено по 59 рублей, а это уже достаточно приличная сумма, чтобы приготовить качественные завтрак и обед. 

– Если забыть про коронавирус и дистантто какие еще проблемы удалось решить Вам и вашей школе? И что предстоит решить в ближайшем будущем? 

Какое-то «проблематичное» интервью у нас с вами получается. О каких проблемах мне вам рассказать? О том, что в школе было холодно, и мы строили газовую котельную, о том, как меняли окна и двери, ремонтировали электропроводку, пол и потолок, усовершенствовали оборудование кухни, из сарая делали спортзал или как в прошлом году укладывали асфальт? А может о переходе, который мы строили всем миром. Я думаю это неинтересно, так как эти трудности мы уже преодолели. 

А вот сказать спасибо всем нашим друзьям я бы очень хотела. Вы знаете, на протяжении всех 8 лет наша школа постоянно чувствует тепло и заботу первых лиц нашего района, наших выпускников: Тимошина В.Г., Голубевой Е.И., Титова Е.Н., Пушкарев В.Ю., наших друзей: Саокяна В.Н., Блохина Н.Н., Котова С.И. Работу всей воспитательной системы школы курируют наши друзья из Областного молодежного центра, Областного обкома РСМ, Козельского дома детского творчества. Духовно-нравственное воспитание наших детей находится под опекой настоятеля храма в честь Сошествия Святого духа о. Сергия и монахов монастыря Оптина пустынь. Военно-патриотическая работа курируется воинами 28 гвардейской ракетной дивизии, военным комиссаром Козельского и Перемышльского районов, сотрудниками пожарно-спасательной части №42. Профилактика дорожно-транспортных нарушений ведется под неусыпным взглядом сотрудников Козельского ГИБДД. С центральной межрайонной больницей № 3 сотрудничаем в рамках медицинского просвещения подростков. Совместно с центром занятости населения ведется работа по трудоустройству подростков в каникулярное время и предпрофильная подготовка. Вообще, у нашей школы очень много друзей – это и библиотеки, и дома культуры, сотрудники различных ведомств, я могу очень долго перечислять людей, кто когда-то оказал внимание нашей маленькой школе, газетной полосы может не хватить. И всех нас: детей, родителей и сотрудников школы переполняют чувства благодарности к каждому нашему другу.  

Дорогие друзья, низкий вам поклон до самой земли! 

Такая опека и внимание, конечно же, не может остаться без отдачи, поэтому наша школа заслуживает определенный авторитет и имеет высокие достижения. 

Сегодня в школе создана особая образовательная среда, которая во многом формирует культуру детей и их родителей, даёт качественное образование, позволяющее ребёнку быть успешным после окончания школы. 

Анализируя аттестаты учеников выпускного класса, четко прослеживается, что ежегодно 2-3 человека оканчивают школу с аттестатом с отличием, а более 40% аттестатов с отметками «4» и «5». Если проанализировать результаты ГИА за последние три года, в школе нет неуспевающих детей, все дети сдают экзамен и получают аттестат. 

Вообще, индивидуализация процесса обучения и воспитания каждого ребенка занимает главное место в работе каждого педагога, в школе выстроена такая система, что каждый ребёнок может найти дело по душе. Мероприятия в рамках деятельности РДШ «Ритм» позволяют обучающимся почувствовать себя членом большой дружной школьной семьи, которая уже 7 лет является лучшей детской организацией Козельского района. Этот год не стал исключением. Волонтерский отряд «Формат 3D. Десанты добрых дел» занимается добрыми и полезными делами. Мальчишки и девчонки данного отряда, призеры всероссийской акции «Доброволец года», неоднократные победители муниципальных, областных акций «Сто добрых дел» и «Доброволец года». Воспитанники этого отряда два раза представляли Калужскую область на всероссийском форуме Добровольцев России. Тринадцать лет работает поэтический клуб «Серебряные перышки», ежегодно выпускаются сборники стихотворений наших детей. Козельское общество русских литераторов часто печатает данные творческие работы в своих сборниках. 

Доброй традицией нашей школы стало проведение в конце каждого учебного года грандиозного праздника «Мы вместе», на котором подводятся итоги конкурсов «Класс года» и «Ученик года», вручаются грамоты, ценные подарки, награждаются победители различных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов, тем самым отмечаются одаренные ребята. 

Это только малый список наших достижений. Более подробно познакомиться с нашей маленькой школой можно будет на празднике в четь 100-летнего юбилея, который мы планируем провести в октябре 2020 года.  

Наша школа маленькая, но очень душевная и родная. За 8 лет работы в ней, моя душа полностью сроднилась с данным учреждением. И каждое утро, идя на работу, я чувствую, что прихожу домой, где тебя встречают близкие и друзья, и каждый из нас знает, что рядом надежное плечо друга. Ведь только вместе мы едины и от этого непобедимы. 

Подготовил Николай Хлебников  

Председатель областного парламента, руководитель фракции «Единая Россия» Виктор Бабурин о дистанционном обучении:  

«Лично я за то, чтобы сохранить традиционную форму обучения детей. Такой позиции придерживается партия «Единая Россия». В тоже время, сегодня очевидно, что пандемия внесла значительные коррективы, и дистанционное обучение в этой ситуации стало палочкой-выручалочкой.   

Ребенок должен развиваться, общаться со сверстниками, играть, заниматься физкультурой, художественной самодеятельностью, учиться дружить. А удаленность, дистанционное обучение уменьшает возможность его социализации. Я убежден, что надо воздержаться от принудительного внедрения дистанционного обучения».  

Поделись с друзьями:

Один комментарий

  1. Светлана Виноградова Светлана Виноградова 23.07.2020

    «Что значит слово «учитель» для наших детей? Товарищ и наставник! Тот, кто делится с детьми знаниями и жизненными ценностями, передавая их из поколения в поколение. Нет слов, чтобы сполна отблагодарить учителей Козельской школы N4 за их нелегкий труд. На такое способен не каждый! Нужно обладать многими положительными качествами и быть очень сильным духом человеком, чтобы продержаться в современной школе в течении многих лет. И притом еще суметь совладать с разнообразными характерами школьников! Мы хотим учиться в нормальной школе! Дистанционное обучение нас не устраивает. Огромное спосибо вам за ваш труд! Мы ждем встречи в новом учебном году!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять