Сотрудники музейно-краеведческого центра «Дом Цыплаковых» подготовили для посетителей экспозицию певицы и художницы Марии Яковлевны Монзалевской, человека, по судьбе которой можно снимать кино.
Первое, что привлекает внимание, придя на выставку, это портрет самой художницы, выполненный неизвестным автором. Красивая, волевая, статная, интеллигентная женщина смотрит на вас мудрым взглядом, а морщинки её даже красят.
Из коротенькой аннотации узнаём — Мария Яковлевна Монзалевская (Горская), 1893-1972гг., певица Государственной Академической капеллы. Жена известного поэта, философа Александра Константиновича Горского. Кроме музыки увлекалась аппликацией, впоследствии создавала картины из ваты и бумаги. Её произведения экспонировались в Москве и Ленинграде, Киеве и Калуге.
— Как такое «сокровище» оказалось в фондах музея? — спрашиваю исполняющую обязанности директора музея Каролину Волчкову, которая провела нас по экспозиции.
— Как и при каких обстоятельствах картины и портрет М.Я. Монзалевской оказались в фондах пока не знаем. Думаем это связано с Василием Николаевичем Сорокиным, нашим известным краеведом и бывшим директором музея.
— А эта «Сирень» мне знакома. Когда музей находился в старом здании на улице Кузнечной, эта картина украшала кабинет сотрудников. Мне она очень нравилась, веточки сирени будто живые, глядя на них, ощущаешь запах.
— Мария Яковлевна часто дарила свои картины. Например, «Цветущая сирень» была подарена дочерям К.Э. Циолковского. Мы предполагаем, что это та самая картина. А одну из своих картин она подарила Юрию Гагарину, посетившего Калугу вскоре после возвращения из полета в космос.
— Интересная история.
— В 1937 году Горские переезжают в Калугу, они сами выбрали этот город после отбывания «наказания» на строительстве Беломорско-Балтийского канала (известно, что муж художницы Александр Константинович был освобожден досрочно за свой ударный труд. Арестовали же его еще в 29-ом году по обвинению в «участии в контрреволюционной организации»). Почему же такая видная пара приезжает именно в Калугу? Здесь жил Циолковский, которого Александр Константинович чтил и как человека, и как учёного, близкого своим «космизмом» идеям Фёдорова.
Жили они в доме на улице Садовой (ныне Гагарина). Мария Яковлевна давала уроки музыки правнукам Константина Эдуардовича, в тот числе и Елене Алексеевне Тимошенковой, нынешнему директору дома-музея Циолковского. Сам дом до наших дней не дожил. Сейчас на его месте стоит пятиэтажный кирпичный жилой дом № 8 (напротив средней общеобразовательной школы № 6, в которой в своё время преподавал Циолковский). Но есть описание дома Горских со слов Тимошенковой: «Дом одноэтажный, деревянный, на несколько квартир, с каменным фундаментом и широким двором. Вход в комнату (квартиру) расположен со двора, нужно подняться вверх по ступеням. Комната небольшая, возможно, из-за музыкального инструмента, занимающего большое пространство. Рядом простенькая кровать и прочая утварь».
— Как все-таки могут переплестись человеческие судьбы.
— К сожалению, имеющаяся информация о М.Я. Монзалевской очень скудна. Гораздо больше известно о её муже А.К. Горском. Если кто-то заинтересуется, то в Государственном архиве Калужской области хранятся ее рукописи «Записки о способе создания картин из ваты».
Поблагодарив Каролину Викторовну за экскурсию, делаю ещё не один круг по экспозиции, рассматривая картины, наслаждаясь полным одиночеством. На выставке всего семь произведений Монзалевской. Поражают реалистичностью и объёмом. Возникает такое ощущение, что находишься в картине. А вазу с цветами хочется приподнять со стола и насладиться ароматом.
Выставку необычных картин можно будет увидеть до 28 августа.
СПРАВКА. Горский Александр Константинович (1886-1943) — известный поэт, философ. Родился в семье священника. Учился в духовном училище, Черниговской семинарии, Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Он много читает, интересуется символизмом, пишет стихи, глубоко воспринимает идеи психоанализа. Знакомится с учением Н.Ф.Фёдорова, которое постепенно входит в его сознание и определяет судьбу на всю жизнь. По окончании академии, отказывается от сана епископа в Петербурге и избирает путь подвижника в миру. Преподает в духовной семинарии и гимназии города Одессы. Печатается в московском журнале «Новое вино». В конце 1920-х годов в Харбинской типографии выходят его очерки о Фёдорове, брошюра «Перед лицом смерти», книги о Фёдорове и Достоевском. 10 января 1929 года А.К. Горский был арестован. В лагерях пробыл до весны 1937-го. После освобождения пишет статью «Преодоление Фауста», новые поэмы, стихи, набрасывает продолжение работы «Огромный очерк». В августе 1943 года его вновь арестовывают. Через несколько месяцев А.К. Горский умирает, по официальному сообщению, в тульской тюремной больнице.
Ваш комментарий будет первым