Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Территория Минобороны в Козельске станет ЗАТО. Как за это боролись ветераны дивизии, и как они победили.

Новость о том, что Козельск-5 будет преобразован в закрытое административно-территориальное образование, первым узнал ветеран дивизии Анатолий  Андреевич Носарев. Ему позвонили от уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой, которая сыграла одну из ключевых ролей в том, чтобы многолетняя проблема решилась. «А я в это время был на крыше своего гаража. Мне говорят, что вопрос решился, уже есть проект Указа Президента, а я стою и от волнения качаюсь, – вспоминает исторический момент Носарев, – потом, думаю, нет, лучше я спущусь на землю, ведь если и падать от счастья, то не с крыши гаража!»

А через несколько дней, в среду 12 августа,  новость подтвердилась документально – из Министерства экономического развития РФ в районную администрацию пришел проект Указа Президента о преобразовании закрытого городка в ЗАТО.  В тот же день мы написали об этом на своем сайте, и, судя по звонкам и обратной связи, в городке начался праздник. Люди плакали они не скрывали, что уже не верили в это, ведь одно из главных преимуществ ЗАТО – возможность приватизировать квартиры ветеранам дивизии, многих из которых уже попросту выселяли. «Мы теперь можем спокойно умирать, наших вдов и детей не выгонят на улицу», – говорят офицеры.

На следующий день мы встретились с Носаревым, чтобы  зафиксировать путь ветеранов от судов до президента.  Историю их борьбы.

Несмотря на преклонный возраст, Анатолий Андреевич выглядит подтянуто.  Офицерская выправка.  Но командный голос нет-нет да срывается –  от счастья, оказывается, можно волноваться сильнее, чем от столкновения с проблемой.  В руках у Носарева – толстенная папка. В ней 1103 фамилии и подписи – это квартиросъемщики, которые долгие годы боролись за то, чтобы им разрешили приватизировать те квартиры, в которых они живут.

А началось все после распада СССР,  когда вышедших на пенсию военных ветеранов не расселили по тем городам, которые они сами выбрали, а оставили в Козельске. В квартирах Минобороны. Правда, справедливости ради, надо отметить, 450 квартир в нулевые годы все-таки приватизировать удалось. Но вскоре законы поменяли, и такой возможности не стало. «Государство как бы говорило – вы нам больше не нужны, товарищи офицеры,  свой квартирный вопрос решайте сами,  когда нам нужна будет ваша жилплощадь, попросим с вещами на выход», –  комментирует нам еще один борец за справедливое отношение к военным ветеранам Руслан Наильевич Богоманов (он, к слову, подал в суд на министерство обороны и выиграл. Квартиру ему дали, но спустя 10 лет вдруг снова признали служебной).

Естественно, такое положение дел офицеров не устраивало. Они десятилетиями служили Родине – и вдруг оказались у нее не в чести.

С 2011 года Козельск  погрузился в судебные процессы  – ветераны подавали иски с просьбой разрешить приватизировать занимаемые квартиры по договорам социального найма. Суды – отказывали. Причем отказывали даже вдовам.  Люди до сих пор со слезами вспоминают: «Стоит женщина, ревет, кричит: помогите, спасите, куда же я теперь должна пойти, мне негде будет жить».

Носарев, который отдал службе 28 лет, так же суды проиграл.

«Я говорил судье – не я государство обманул, а оно меня, вынесете решение в мою пользу, пусть Минобороны обжалует…»

Анатолий Носарев

Суды длились до 16 года, но российский закон так и не встал на сторону русских офицеров.   Людей начали выселять (для понимания ситуации – только последние полгода в суде рассматриваются около 50 дел о выселении людей из квартир).

 В том же 16-м году Анатолий Носарев с соратниками решили идти дальше – и если потребуется,  то дойти до самого президента.

«Мы подумали, что пора организовать собрания и митинги, наш оргкомитет собирался в гаражах, потому что мы боялись. Никто не знал, как на нас отреагирует власть, ведь митинг для Козельска – это было дико», – вспоминает Анатолий Носарев.

«Мы так себя от страха накрутили, что когда пошли подавать в администрацию заявку на митинг, то один человек шел впереди, прикрывал как бы, а второй – чуть в стороне, с дипломатом», – говорит еще один активист Руслан Наильевич Богоманов. 

фото с сайта “Без формата”

…Обострять ситуацию ветераны все-таки не стали – вместо митинга сначала провели   в клубе  «Гвардеец» собрание военнослужащих запаса и в отставке.  Пришло около 800 человек. Решили обратиться к командирам в/ч и командующему РВСН.   Никакой ответной реакции не дождались.

Снова собрались в июне. На этот раз написали обращение к министру обороны РФ Сергею Шайгу.

10 сентября 2016 года был для Козельска необычным днем.  Ветераны все-таки вышли на митинг  – на площадь воинской славы.  Это событие стало громким, его до сих пор вспоминают  далеко за пределами района.  Но, по сути, признают ветераны, с ними после митинга стали хотя бы разговаривать.

«Тут я должен сказать спасибо депутату Заксобрания Владимиру Ливенцеву, он был на митинге и всегда нас поддерживал. Он и наладил мост общения между нами и дивизией, между нами и районной администрацией, – говорит Носарев, – мы ему будем всегда благодарны за это».

фото с сайта “Без формата”

Понимание того, что добиться изменений в законодательстве, которые бы позволили квартиры приватизировать, не получится, пришло к 18 году. Тогда же инициативная группа выбрала второй путь – добиваться создания на территории закрытого городка ЗАТО.

«Кстати. Вы удивитесь, но то, что в Козельске называется открытым городком, на самом деле тоже закрытый городок,  мы нашли пункты законов, которые позволяют не обносить забором закрытую территорию, –  говорит Богоманов, – поэтому Козелск-5 и то, что сейчас будет называться Юбилейным, это весь городок, в том числе улица Юбилейная».

Но и в борьбе за ЗАТО ветераны встретили сопротивление. И это несмотря на то, что тогда они боролись уже не одни, а вместе с командованием дивизии. Именно дивизия выступила с инициативой преобразовать Козельск-5 в закрытое административно-территориальное образование.

Эту инициативу поддержала и городская дума Козельска, и Законодательное Собрание Калужской области.  Решение депутатов было разослано по всем инстанциям.

Но снова нашлись высокие чины в погонах, которые, по до сих пор неясным для ветеранов причинам, были против и дело затягивали.

«Странно, почему именно Козельску-5 не давали уйти в ЗАТО, ведь все другие городки, их помимо нашего еще 12, открыли давно», – пожимает плечами Носарев.

«Но мы не сдавались.  Чувствуя, что нас и район, и депутаты поддерживают, мы вместе стали писать во все инстанции, – говорит Богоманов,  – вы даже не слышали названий таких комитетов и органов, в которые мы тоже писали. И сколько мы провели собраний и встреч, если через запятую, то на нескольких листах умещается эта история».

«А если собрать все наши обращения и ответы, то получится около 30 килограммов бумаги, – добавляет Носарев, – но надо отдать должное, что никто никогда нам не отказывал во встречах, всегда все поддерживали».

В том же 2018-м году ветераны встретились  с уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.

«Мы передали Москальковой нашу книгу, где больше тысячи подписей и телефонов, сказали – звоните любому, и Вы поймете, как для нас это важно»,  – вспоминает ту встречу Носарев.

Москалькова, по словам активистов, действительно прониклась их бедой. Позвонила командующему Ракетными войсками стратегического назначения Сергею Каракаеву,  объяснила ситуацию, сказала, что будет ее держать на контроле.  На приглашение военных приехать в Козельск омбудсмен ответила: «Я к вам обязательно приеду, но только с Указам Президента о преобразовании в ЗАТО».

«Понимаете, все пути были задействованы, – размышляет над победой ветеранов глава администрации Козельского района Елена Слабова, –  обращались и через Госдуму, и Совет Федерации. Причем инициативная группа действовала планомерно, настойчиво, грамотно.  Я думаю, что ни один их шаг, ни одно обращение нельзя недооценивать».

«Если бороться, если поставить цель, то ее можно выполнить, мы боролись», – говорит Носарев, и его голос снова срывается; спустя несколько секунд, когда офицеру удается проглотить комок соли, он признается – ведь мы уже не верили, что победим».

Теперь, когда есть проект Указа Президента России, уже ничего не сможет украсть  эту победу. Их победу. Победу, которая, быть может, станет для Козельска такой же мощной вехой, как сопротивление Батыю.

По крайней мере, это событие, как и оборона 1238 года, сплотило козельчан.

«Товарищи, братья, земляки, я всех искренне поздравляю с тем, что мы скоро получим статус ЗАТО», – комментирует  новость заместитель командира дивизии по военно-политической работе полковник Юрий Иванович Загинайко, он тоже взволнован и не скрывает эмоций, –  Эта работа  объединила людей военного городка, и это очень важно. И эта победа – результат усилий многих и многих, в первую очередь, ветеранов, командования и личного состава дивизии, глав администраций, депутатов, членов правительства. И усилия каждого были не зря».

Загинайко также говорит, что теперь у городка есть реальные перспективы решить и свои коммунальные проблемы, и проблемы с благоустройством. В конце концов, появятся и новые рабочие места. И Юбилейный станет тем городом, в котором после выхода в отставку захочется остаться.

«Проект Указа Президента – это, конечно, еще не финал. Но зато уже есть четкое понимание, что все это будет, – говорит глава районной администрации Елена Слабова, – Мы этот документ отсмотрим в максимально короткие сроки, согласуем и отправим в область. И дальше уже пойдет дальнейший процесс согласования, который в скором времени приведет нас к тому, к чему мы стремимся –  у нас будет новый город с названием Юбилейный. Надо уже начинать привыкать»

В проекте Указа Президента написано, что Юбилейным новый город решили назвать «в связи с принятием решения о создании ЗАТО в год 60-летия Ракетных войск стратегического назначения».

«Юбилейный – тоже хорошее название, почему и бы нет?  А вообще-то мы предлагали назвать город Благодатным, в честь благодатной калужской земли, и  потому что ракеты несут благодать – то есть мир, спокойствие», – признается Анатолий Носарев. И тут мы понимаем, почему на самом деле они, наши ветераны, победили в этой схватке – у них был дух, тот самый дух русских офицеров, который дает силы, воспитывает благородство и обостренное чувство справедливости.

Загнав очередной ком соли туда, где болит и радуется душа, Носарев добавляет:

«Ни на кого обид не держу, хотя многие нам ставили палки в колеса, эти люди теперь на высоких должностях, но Бог им судья.

Честь имею».

Максим Васюнов

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять