Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Автоэксперт: пандемия и курс доллара увеличили стоимость запчастей. Вырастет ли цена ОСАГО?

20 сентября в России начали действовать обновленные справочники средней стоимости восстановительного ремонта и автозапчастей. Согласно им стоимость запчастей в среднем выросла на 23 процента. Как это отразится на ОСАГО? Насколько увеличатся выплаты пострадавшим в ДТП, и не приведет ли это к росту тарифов и стоимости полисов? Обо всем этом в формате видеоконференции, состоявшейся в “Российской газете” (партнер газеты “Козельск”), рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Евгений Владимирович, откуда взялись эти 23 процента? Как высчитывали среднюю стоимость запчастей?

Евгений Уфимцев: В справочник, который формирует РСА, попадает огромное количество номенклатуры запчастей – порядка 40 миллионов позиций, от маленькой шайбочки до рамы или целого двигателя. Для оперативного мониторинга мы сделали так называемую корзину наиболее часто бьющихся запчастей. Отобрали наиболее востребованные марки и модели автомобилей, а также наиболее часто страдающие в ДТП элементы. Например, крыло, фара, крышка багажника, бампер и прочее.

Всего в корзине более 5 тысяч наиболее часто бьющихся запчастей. Но так как корзина наполняется деталями разных моделей и марок, то и изменения цен по каждой детали – разные. Например, по запчастям “Тойоты” рост составил более 40 процентов, “Мицубиси” – около 30 процентов. А, например, запчасти “Рено” подросли только на 9 процентов, “Фольксваген” – на 10 процентов. Но в среднем это дало 23 процента.

Запчасти дорожали и раньше, но ведь не на четверть?

Евгений Уфимцев: У нас до этого был рост 1 процент, было 7 процентов и было 9 процентов, даже было один раз снижение стоимости корзины, когда курс доллара, который в свое время вырос, потом откатился назад. Сейчас у нас, наверное, впервые по корзине наиболее бьющихся запчастей по нашим оценкам произошел существенный рост. Предыдущая корзина стоила 43 миллиона рублей, а стала стоить 53 миллиона рублей.

Что повлияло на рост стоимости?

Евгений Уфимцев: Первое – это существенное изменение курса доллара. Второе -это то, что во время периода пандемии, и даже сейчас, после ее окончания, не все поставщики запчастей и магазины по регионам стали работать нормально. Сокращение количества тех, кто участвует в формировании цен, сказалось на стоимости запчастей. Меньше стало дешевых деталей.

Как в связи с этим изменится размер выплаты?

Евгений Уфимцев: Стоимость запасных частей в общем убытке – это не сто процентов. Поэтому нельзя говорить, что уровень выплаты увеличится на эти же 23 процента. Когда было повышение на 9,9 процента по предыдущей версии справочника, итоговое увеличение уровня выплат составило 5,6 процента. То есть, статистика, которой мы владеем, говорит о том, что увеличение цены справочников приводит к увеличению выплат с коэффициентом примерно 0,6. То есть при нынешних 23 процентах, примерно на 14 процентов увеличится средняя выплата.

Не подорожает ли ОСАГО в связи с этим? Не изменится ли тариф?

Евгений Уфимцев: Так как увеличение выплат совпало с индивидуализацией тарифа, я думаю, что большинство людей этого не заметят. Средняя премия (стоимость полиса ОСАГО прим. ред.) может вырасти. Но не сильно – на 5 – 6 процентов. Рост, если и будет, то – только для проблемных клиентов. Возможно, для владельцев машин, запчасти на которые подорожали больше всего. Ведь марка и модель автомобиля могут учитываться страховщиком при выборе тарифа. Но после введения индивидуального тарифа и расширения тарифного коридора вот уже две недели мы мониторим ситуацию, и изменений средней премии практически не произошло. Она, как была в начале года 5500 рублей, так и стоит на этом уровне.

Если авария произошла до 20 сентября, а экспертиза проводилась после, новые справочники на такую аварию будут распространяться?

Евгений Уфимцев: Есть четкая формулировка: они будут распространяться на ДТП, которые произошли после 20 сентября. Здесь и так пошли очень сильно навстречу потребителю . Потому что обычно, если что-то меняется, то это действие распространяется на вновь заключаемые договоры. Здесь сделано наоборот. И справочники будут распространяться на договоры, которые заключены раньше, но по тем ДТП, которые произошли начиная с 20 сентября.

Такое повышение – это всплеск или тенденция? Может средняя стоимость снизиться?

Евгений Уфимцев: Я даже уверен, что это всплеск. Возвращение на рынок поставщиков запчастей, которые были закрыты, появление новых приведут к снижению цены. Сейчас курс доллара стабилизировался. Если не будет серьезных потрясений, этот всплеск будет скорректирован и опустится до 1514. процентов. Но повышение так и останется достаточно существенным.

Когда ожидать новых справочников?

Евгений Уфимцев: Мы уже сейчас заказали новый мониторинг цен на запчасти. Через полтора-два месяца у нас будут новые данные и будем принимать решение. Если корректировок особых нет, цены – те же самые, зачем издавать новые справочники? А если цены изменятся, будут новые справочники. В единой методике указано, что мы должны их обновлять не реже, чем раз в 6 месяцев. Но чаще – можем. Мы – оптимисты, надеемся, что экономика стабилизировалась, пандемия закончится, произойдет снижение курса доллара и евро, и рынок насытится запасными частями. Поэтому уже сейчас проводим этот мониторинг.

Владимир Баршев, Елизавета Совцова.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *