Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Нашего Славу даже пьяницы и дебоширы уважают»

История козельского участкового, который вполне бы мог стать писателем.

Пьяный глава семьи терроризирует семью. Соседи-дебоширы не дают спать. Ребёнок не ходит в школу. Перечислять проблемы в козельских деревнях можно бесконечно долго. Но все они решаются участковым Вячеславом Владимировичем, Славой – так запросто к нему общаются все – от глав поселений до простых сельчан. За 12 лет работы он уже для всех свой. Наш корреспондент поехала с легендарным участковым по деревням и своими глазами увидела всю подноготную его далеко не прозаической работы.

Самый открытый полицейский

Забежав в кабинет, Вячеслав Чурилин берёт папку с документами, заполняет путевой лист, и мы отправляемся на один из его самых дальних кордонов – в Чернышено. «А это сколько километров от Козельска?» – спрашиваю моего героя. «Километров 40», – отвечает он и давит в пол педаль газа своего УАЗика.

Ему нужно за один день объехать как можно больше «подопечных» поселений.  «Киреевск, Чернышено, Березичский стекольный завод, Дешовки и ещё с пару десятков небольших деревушек , – перечисляет названия своих населённых пунктов участковый. – В Чернышено мы едем на вызов – местный хулиган разбил окно у соседей».

Добравшись до Чернышено, отправляемся на поиски того самого хулигана. Но за спиной вдруг раздаётся крик хозяйки пекарни Ольги Казаковой: «Слава, мои пекари опять запили и не вышли на работу. У них же дети…» «Завтра с представителями ПДН приеду и разберусь с ситуацией, – обещает Чурилин и на ходу протягивает обеспокоенной женщине  памятку о телефонных мошенниках. – Надо быть начеку и на незнаковые номера не отвечать. Внимательно прочитайте и передайте другим». 

Тем временем, за свежеиспечённым хлебушком подошли женщины и, узнав, что об участковом будут писать материал в газету, тут же оживились: «Нашего Славу даже пьяницы и дебоширы уважают». А он и в самом деле знает, чем дышит каждый деревенский житель, от кого и что можно ожидать.

Но вот на заснеженном горизонте появляется тот самый хулиган, по душу которого пришлось проделать такой неблизкий путь…

– Саша, я к тебе приехал, – останавливает Чурилин идущего мимо здания чернышенской администрации пьяненького мужичка. – Соседка твоя в воскресенье звонила, сказала, что ты у неё стекло выбил в окне. Стучался, видимо, сильно.

– Да? Слав, не помню…

– Плохо выглядишь, Саша. Объяснительную подпиши, что с твоих слов записано верно. Пойдём в администрацию.

Здесь в диалог участкового и мужичка вступает глава сельского поселения Татьяна Алёнушкина: «Саша, ты же трезвый – золото. Семья, дочь, работа – всё есть! Пиши расписку, что хулиганить больше не будешь и забудешь, где водка стоит».

Расчувствовавшийся хулиган обещает, что с пьянкой завяжет уже сегодня, а потом ещё долго стоит на дороге, глядя вслед отъезжающему УАЗику участкового.  

Чурилин говорит – основной объём его работы вовсе не в выявлении нарушителей и их наказании, а в профилактике. Любимая фраза участкового  – отсутствие профилактики порождает безнаказанность.

На любую ситуацию Чурилин старается смотреть глазами простого человека, не забывая о главном чувстве – сострадании. Мелкий проступок, по его мнению, можно простить и помочь беседой без протокола. «Был у меня несколько лет назад один мальчишка несовершеннолетний. Начал вести себя плохо, мать у него частенько прикладывалась к бутылке, отца не было. Но ему хватило одной беседы, чтобы взяться за ум и начать учиться. Но чаще бывает по-другому. Приходится специалистов ПДН подключать. Ведь такой фактор как наследственность никто не отменял. Ребёнок вырастает в этой среде и считает её нормой – от осинки не растут апельсинки…»

Народные умельцы, цыгане и мигранты

На обратном пути из Чернышено Вячеслав решил заехать в Киреевское-Первое, чтобы проверить один из домов, где до недавнего времени проживали громкие соседи. Убедившись, что они съехали, и у соседки больше жалоб нет, участковый подошёл к электромонтёрам, что обновляли на столбе проводку. Договорился с ними на днях провести рейд по домам, в которых электричество запитано напрямую. «Нечасто, конечно, но встречаются такие народные умельцы, которые у государства свет воруют, – пояснил Вячеслав. – А у электриков есть специальный прибор, который может таких нарушителей выявить. В отношении этих лиц составляется протокол и выписывается штраф 10 тысяч рублей…»

На выезде из деревни участковый встретился с главой администрации Григорием Чаркиным. «По долгу службы Слава должен приезжать к нам два раза в неделю, если, конечно, никаких ЧП не происходит, но он у нас появляется чаще, – пояснил  Григорий Иванович. – У нас с ним всегда конструктивный диалог. Было дело, когда в нашу деревню приехала цыганская семья и начала свои порядки устанавливать. Так он сразу приехал, провёл с людьми беседу, и всё стало хорошо».

Сбор информации – тоже важная часть работы. Можно даже сказать, что участковый без неё – это всадник без головы, он никак не сможет контролировать ситуацию. Так, например, происходит с гражданами, прибывшими из Узбекистана или Таджикистана. «Это нелегальные мигранты с фиктивной регистрацией по месту жительства. С ними я провожу беседы, на них составляю протоколы за административное правонарушение, налагаю штраф, – объясняет участковый. – Кажется, что вот так всё просто и красиво! Другое дело, сначала незарегистрированных граждан нужно выявить. А это занятие долгое и кропотливое, особенно на начальных этапах работы».

Выехав из деревни на трассу, мы попали в мощный снегопад, который вскоре сменился ледяным дождём. Машину стало заносить. Но наш герой спокойно и уверенно продолжал крутить баранку. «Я ж за рулём с незапамятных времён, – признался Слава. – В армию уже с правами пошёл. Потом во вневедомственной охране, и тоже за рулём. Его и сегодня из рук не выпускаю. Так что научился ездить по любому бездорожью и в любую погоду».  

Развивая писательский талант

Пока мы были в дороге, Вячеслав рассказывал о сельчанах, которым ему удалось помочь, а также о тех, кто сам себе подписал путёвку за решётку. Поразительно, как одному участковому удаётся справляться с таким объёмом обязанностей и держать всё под контролем? Оказалось, что в работе у него хорошее подспорье – изучение истории родной Козельской земли. Каждый раз проезжая мимо какой-нибудь деревушки, Слава с упоением рассказывал кто здесь жил и работал, какие знаменитости здесь бывали. Даже в забытые Дракуны заехали, где в 1860-х годах была построена земская больница. «До 90-х годов здесь были палаты сестринского ухода, в советские времена работала больница, – рассказывает Слава. – А теперь её Оптина выкупила, чтобы организовать там Скит. А теперь в другое место заедем, где мне особенно нравится».

Местом этим оказалась Феклина Пустынь. Сюда участковый старается заехать, чтобы набраться сил, пофилософствовать, поразмыслить над делами и судьбами людей. «Мне моя работа нравится тем, что я не привязан к одному месту. К тому же деятельность моя не только разъездная, но и творческая: печатать много приходится во время опроса. К тому же при составлении постановления об отказе возбуждения уголовного дела надо уметь формировать главную мысль – вставлять подходящие словосочетания. Когда описываешь определённые события, пусть они полукриминальные, всё равно получается маленький рассказ. С этой работой развивается писательский талант».

Писатели  и блогеры работать не дают

Что касается «писателей», то на своей практике Чурилину довелось встретиться с одним местным, что 4 года назад написал в районке сообщение о том, что в Киреевске на том месте, где стоял его дом, незаконно построили водохранилище. «Я запрашиваю сведения, а мне присылают ответ, что такого не было. Он жалобу пишет, прокуратура материал отменяет. Потом он пишет, что фундамент дома, мол, был разрушен работниками «Водоканала», когда те тянули там водопровод. Я в Калугу отправляю запрос – мне присылают ответ, что к этим домам трубы никакие не тянули. Писателю моему за 50 уже… Надеюсь, что угомонится и перестанет меня отвлекать от работы».

Отвлекают от работы не только писатели, но и блогеры. Вячеслав вспомнил, как в прошлом году местный дешовский «активист» привёз такого человека, чтобы тот снял ролик про мать и дочь, что у психиатра на учёте состоит. «Дочь из дома, понятное дело, не выходит, потому что не хочет. А блогеру было сказано, что дочку удерживают насильно. Ролик был снят и выложен в Сеть. Но кому это интересно, если сама ситуация выеденного яйца не стоит? Зачем к людям лезть и меня от основной работы отвлекать?»

… Наступает вечер. Позади полрайона,  встречи с людьми, несколько допросов, усталось чувствуется, но уверенно прогоняется.  Впереди –  бумажная работа, от которой никуда не деться. «Я обязан принять у посетителя заявление, зарегистрировать и потом или самостоятельно провести соответствующую проверку», – объяснил Слава, перебирая документы на столе. Закончит, видимо, нескоро. Но уже завтра ранним утром он снова сядет за руль и поедет по своим сёлам и деревням. В общем, времена меняются, а участковый уполномоченный Чурилин по-прежнему будет незаменим.

Евгения Симонова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять