Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Козельский тупик? Горожане, краеведы и гости райцентра требуют от властей благоустроить Привокзальную площадь. Объясняем, почему это важно, приводим классные идеи

В Козельске два вокзала – железнодорожный и авто. Но их присутствие на городской карте – единственный повод для гордости. К самим зданиям и территории вокруг них все больше вопросов. Краеведы приходят в ужас от состояния водонапорной башни, что находится на площади, пассажиры возмущены разбитой дорогой, что ведет на вокзал, а еще – отсутствием туалета. Гости Козельска удивляются: площадь вокзалов  – место, которое можно сделать замечательным туристическим объектом, но по факту – это пространство скорее отпугивающее туристов.  А часть помещений железнодорожного вокзала сейчас и вовсе – внимание! – сдается в аренду. Это уже беспокоит всех: а вдруг откроют «пивнушку» там, где бывали Романовы, Толстой и многие другие,  чьи имена помнят уважающие себя горожане.  Учитывая, как у нас «берегут» историю, сценарий с пивбаром не кажется надуманным. Наш корреспондент поговорила со всеми неравнодушными и в очередной раз задалась вопросом: «А мы точно хотим сделать Козельск туристическим центром?».

Железнодорожный вокзал

По словам краеведов, открытие движения поездов по участку Данково-Смоленской линии, на которой находится наша станция, состоялось 1 января 1900 года. Железнодорожный вокзал в Козельске был открыт в 1903 году (по другой версии – в 1899). Он был важнейшим местом в городе, многие  приезжали сюда именно поездом, в то время еще не было автобусов и автомобилей.

Именно по облику вокзала, по словам краеведов,  приезжающие судили о Козельске.  Остается ли сегодня железнодорожный вокзал столь же знаковым, как и сто лет назад? «Не то слово! Это не только исторически важное место, а наиважнейшее в городе», – говорят в один голос историки.  И поэтому каждый раз удивляются – почему здание закрыто, зачем тогда там недавно делали ремонт?

Напомним,  до 2009 года вокзал козельской станции (относится к брянскому отделению Московской железной дороги) был в упадническом состоянии.

«Перекрыли крышу, поменяли платформу, разбили клумбы. Открыли мемориальные доски, что висят на здании вокзала, теперь он преобразился», – рассказывают сотрудники железной дороги. По их словам, пассажиры калининградского поезда в конце нулевых говорили, что на всем протяжении от Калининграда до Белоруссии, в Козельске – самая красивая станция.

Сейчас помещения вокзала пытаются сдать в аренду.  Неужели опасения козельчан небеспочвенные, и здесь могут открыть даже бар?

«Все что касается станций и вокзалов –  продажа там спиртных напитков запрещена, – успокоили нас в службе управления имуществом железной дороги. –  Но мы готовы обсуждать все варианты, не запрещенные законом, если кто-то захочет открыть музей –  никто точно против не будет».

Правда, наши собеседники арендную стоимость квадратного метра называть отказались.  Козельские предприниматели, которые выходили на управление имуществом, сумму не услышали тоже.

«Вообще договариваться о чем-то с Брянском сложно, мои родственники хотели взять часть помещений, но согласование шло так долго, что они просто сдались», – рассказала нам бывший начальник станции, козельчанка Татьяна Елисеева.

В итоге вокзал стоит, открыточный вид пустынен и  безнадежен. Даже касса, и та работает в определенные часы.

А ведь могли и по зданию вокзала и по площади бродить толпы туристов. Если подойти к вопросу с умом, то и для козельчан это могло бы стать прекрасным местом и отдыха, и гордости.

Привокзальная площадь

Про автомобильную дорогу к козельским вокзалам за последнее время  не сказал, наверное, только ленивый.

 «Яма на перекрестке после дождей – проблемное место. Едем, бывает, даже обливаем грязью пешеходов», – говорят водители маршруток. А в холодное время года, уверяют они,  дорогу ничем не посыпают.

Козельчане считают, что территория вокзала не ухожена.

«После дождя тут стоят такие лужи, что их невозможно обойти – во всю проезжую часть. А ямы – в них кто только уже не провалился. Приезжают люди, и сразу попадают в этот ужас, который их встречает», – возмущается житель города, учитель географии Борис Сергеев. 

Еще одна  деталь, раздражающая всех – отсутствие на вокзалах туалетов. Уличный, который принадлежал железной дороге, в прошлом году снесли.

«Был на вокзале, обратил внимание, как люди стыдливо идут в «кустики» за забор, это, согласитесь, не выход», –  рассказывает знаменитый краевед Сергей Рябов.

Мало кто знает, что за зданием автовокзала сейчас работает санузел. Но минус: сломаны рукомойники, когда мы туда пришли с проверкой, вода из крана не шла.

Что касается дороги, то здесь наметились позитивные сдвиги. Когда писался этот материал, коммунальщики приступили к ее ремонту.  Но будет ли облагорожена вся улица, и как ее можно благоустроить так, чтобы она стала по-настоящему привлекательной для горожан и туристов? Об этом поговорим дальше, а пока остановимся у другой легендарной постройки города.

Водонапорная башня

Возведена она была практически одновременно с железной дорогой, а ее назначением было снабжение паровозов чистой водой.

Паровозы на российских железных дорогах уступили место тепловозам и электровозам в середине 50-х годов прошлого века. С тех пор водонапорная башня (элемент пристанционных построек) стала, предполагают некоторые краеведы, обеспечивать водой пристанционные поселки или просто пустовала.

«Первое впечатление прибывающих гостей города, глядя на эту башню, враг только что отошёл», – говорит нам козельчанин Вадим, показывая на разрушения архитектурной жемчужины города.  

Водонапорную башню, по информации  краеведов, собирались то снести, то выкрасить розовой краской: «Мы боролись, что бы ни того, ни другого с ней не сделали».

Такие усилия недешевы, но водонапорная башня у козельского вокзала –  памятник двух войн: Первой мировой и Великой Отечественной, этого, несомненно, заслуживает. «Стыдно городу иметь такой объект в столь жалком состоянии», – таково мнение Сергея Рябова, автора и ведущего Народного проекта «Энциклопедия Козельска». Также краевед считает, что уже сейчас, не дожидаясь, осени нужно снабдить башню надёжной крышей. А еще – сделать все, чтобы сюда не могли попасть посторонние: «Судя по тому, что на крыше появляются флаги, доступ туда есть, значит, воспользоваться им могут даже террористы», – высказал свои опасения Сергей Алексеевич.

Вообще эта башня для Рябова стала уже делом жизни. О ее плачевном состоянии он писал неоднократно, но, к сожалению,  призывы  привести ее в порядок услышаны не были.

Всего же борьба за башню продолжается вот уже 11 лет, при этом какое-то время она почему-то была «ничей». «Город считал ее имуществом железной дороги, железная дорога утверждала, что башня относится к городу», – рассказывает автор «Энциклопедии Козельска».

Мы выяснили, что все-таки башня городская. Но козельская администрация пока не готова говорить о ней предметно.

«Прежде всего, должно пройти обследование ее состояния, а после этого уже будем принимать решение», – ответила заместитель главы городской администрации Ирина Кузьмина. Когда же будет назначено обследование башни? Точных дат нам не назвали.

Неужели в городской администрации искренне не понимают значение этого здания для туристического развития города? Как и не понимают, какую конфетку можно было бы сделать из всей улицы, ведущей на вокзал.

«Башня теперь стоит, как памятник то ли архитектуры, то ли нашей совести. Сомневаюсь, что с ней будут что – то делать», – такое мнение выразила в разговоре с нашими корреспондентами козельчанка Татьяна Григорьевна.

Что же делать? Есть идеи!

На самом деле вариантов масса. Городской администрации пора прислушаться к жителям и попробовать благоустроить и площадь вокзалов, и башню, и участок улицы Дзержинского.  А в идеале договориться и с железной дорогой, чтобы разместить там музей –  чему его посвятить, будет зависеть от обшей концепции территории.

Но пока концепции никакой нет. Зато много разговоров о туристической привлекательности города.   Много в коридорах местной власти говорят и о том, что в Козельске мало объектов, с которых могли бы начинаться туристические маршруты. Надо бы что-то построить. Так и хочется сказать: – «Ребята, оглянитесь!».

Краеведы приводят в пример Белев – наши вокзалы братья-близнецы.

 «Так как у них  строение в хорошем состоянии, то в здании сделали музей железнодорожного транспорта, – рассказывают наши собеседники, – Козельск тоже достоин музея на станции. Да и не только на станции».

 Башню же представители краеведческого сообщества предлагают превратить в смотровую площадку и также разместить в ней музейную экспозицию. Тем более что сейчас во всем мире популярны «маленькие» музеи.

А вот кинопродюсер из Уфы Леонид Филинов, с которым мы познакомились на Привокзальной площади, на благоустройство территории посмотрел с точки зрения молодежи.   

«Башня классная, из нее можно было бы сделать замечательный арт-объект. Например, тут хорошая площадка для летнего кинотеатра под открытым небом. На башню поставить проектор, напротив – экран. Если башня станет арт-объектом, то будет центром притяжением тематических мероприятий», – делится житель Уфы. И тут же придумывает, как назвать обновлённую территорию: «У Башни» или «На железке».

«Если это место, куда приезжают гости, то надо сразу шокировать их в хорошем смысле, производить впечатление. На автостанции много пустого места, там очень хороша была бы детская площадка, мини-городок», – дарит городу свои идеи кинопродюсер.   Его было не остановить:  «Или почему бы не устроить сцену возле здания железнодорожного вокзала, где можно будет проводить городские мероприятия. А зимой ледяные скульптуры здесь самое-то поставить. Еще  бренд надо разработать на тему: «Москва – младший брат Козельска». У вас в городе ракетные войска, можно как-то ракету обыграть», – заключает Леонид.

Тут отвлечемся. Установить ракету в городе давно предлагают туроператоры района и региона.  Одна ракета дала бы возможность включить Козельск в областные и даже федеральные маршруты. Об этом говорили и эксперты индустрии, участвующие в прошедшей недавно в райцентре стратегической сессии по развитию туризма.  Дивизия и администрация района не должны пройти мимо столь перспективного предложения.

Но вернемся на площадь. Учитель Борис Сергеев предлагает устроить здесь место для катания на скейтах и велосипедах после 19 часов: «Автобусов в это время уже нет, можно обыграть в этом смысле городское пространство».

А еще Сергеев предлагает обустроить Вокзальный бульвар: в месте, где сейчас стоят лавочки-пеньки,  установить скамьи, поставить фонари, повесить камеру.  Открыть кафе-мороженое, и вот, пустующая по вечерам территория, стала бы приносить доход.

Открыть здесь кафе-мороженое предлагают  и наши читатели.

«Заброшенную водонапорную башню можно было бы восстановить и использовать, хотя бы в виде смотровой площадки или открытого кафе-мороженое на крыше»,- комментирует наша подписчица Александра.

Другими словами –  горожане уже даже не просят, а требуют у городских властей  обратить внимание на площадь вокзалов и на участок улицы Дзержинского.  Это тот случай, когда инициатива идет снизу. И очень недальновидно ее игнорировать. 

Уважаемые читатели, если у вас есть свои задумки, как благоустроить эту часть города, а также идеи, как  о привлечении туристов к нам, оставляйте свои комментарии на сайте газеты «Козельск».  Лучшие мы опубликуем в бумажной версии издания.

Информацией для написания этой статьи охотно поделились: козельский краевед Любовь Ивановна Филинова, ведущий научный сотрудник Центра военного и морского наследия, автор сайта «Энциклопедия Козельска» Сергей Алексеевич Рябов, бывший сотрудник железнодорожного вокзала Татьяна Григорьевна Елисеева.

Текст: Анастасия Королева

Фото: Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять