Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Благословение радостью. Памяти основательницы Успенской Феклиной пустыни игуменьи Виталии (Кочетовой)

Эта фотография сделана корреспондентом районной газеты в мае нынешнего года. В тот день многие верующие приехали к Успенскому собору Козельска на Пасхальный крестный ход. Но его из-за дождя и сильного ветра отменили. Втянув шею в воротник и надвинув поглубже капюшон, я пошел от храма. Вдруг передо мной остановилась машина, окно у пассажирского сидения опустилось, и я увидел матушку Виталию. Она сияла улыбкой и протягивала мне руки. Что-то доброе сказала мне. Всего и поговорили-то мы секунд тридцать! Но всю дорогу до дома я думал об этой мимолетной радости от встречи. И эта радость согревала меня в тот день, она греет меня и сегодня.  

Это была уже не первая моя встреча с матушкой Виталией и ее радостью – открытой, большой, которой  хватало на всех, сколько бы людей не подходило, подбегало, подлетало на невидимых крыльях, к игуменьи Феклиной пустыни. Помню, был в монастыре престольный праздник. Сотни верующих приехали. После литургии и крестного хода все они ринулись к матушке. Было видно, что она уже устала, но сквозь ее морщинки лучилось солнце. Она поговорила с каждым! Каждому передала частичку радости.  А потом вышла из ворот монастыря и… еще десятки людей бросились к матушке с поздравлениями, предложениями, рассказами, благодарностями. Здесь, у ворот, в тот час кипела жизнь, какой и у столичных крупных приходов в праздники не бывает. Туда-сюда сновали люди, кто-то нес подносы с пирогами, кто-то оборудование для просмотра кинофильма об обители, кто-то пел церковные песни на английском. Кто-то о чем-то громко вспоминал. Но центром всей этой жизни была матушка. Она вновь, будто день только начался, со всеми говорила, всех угощала монастырской выпечкой, каждого нежила в своем солнце и ласкала добрым словом. Один из самых частых вопросов, который ей задавали в тот день, откуда в вас столько радости?   «А у нас, монахов, нет причин быть нерадостными! Мы же с Богом, мы радуемся, что Господь с нами»,- отвечала она. И снова ее окружали очередные прихожане, друзья, паломники…

Она так и жила всегда – ради других! Показывая своим примером, что не надо бояться быть радостными даже в наше серое время. Что только радость и спасает. Она была своей среди радостных и тех, кто еще только идет к понимаю смысла этой жизни.

Сегодня многие вспоминают о том, как матушка смогла восстановить заброшенный храм и основать целый монастырь. Не без ее помощи возродилось и село у монастыря. Это действительно чудо. Но мне хочется понять природу другого чуда – этой самой радости, которой у матушки было столько, что люди после встречи с ней уходили другими, иными, счастливыми и чистыми.

Матушка Виталия в молодости была обычной девушкой. В том плане, что ничего человеческое было ей не чуждо. Окончила театральный факультет Саратовской консерватории, работала, увлекалась разными учениями, тогда это было модно. Дошла и до православного учения. Стала бывать в храмах, но, как она сама признавалась, «была захожанкой».

Всегда модная, в макияже, красивая девушка, для которой поначалу что Рерих, что Христос – одинаково были интересны, и разницы между ними особой не видела.

Я это все говорю к тому, что матушка Виталия вышла не из церковной семьи, она пришла к радости из обычной жизни, наполненной удовольствиями. Но ее чудо, ее подвиг был в том, что она смогла отказаться от удовольствий ради радости.  Разница между удовольствием и радостью огромна – хотя бы потому, что удовольствие приносит мгновения счастья только тебе, а радость – навсегда делает счастливыми и тебя и других.

Поучительна история ее крещения. Оно случилось в 21 год. Валентина (мирское имя матушки) однажды зашла в очередной храм, встала в очередь к причастию – все же стоят, я чем хуже. Тут к ней подошла бабушка, что работала при храме, спросила – а исповедовалась ли она. Будущая игуменья тогда даже не знала, что это, исповедоваться. Сказала – нет. Поднялся шум, даже скандал, Валю выгнали из храма. 

Но вот тут и начало проявляться то, что отличало ее от других, другие бы никогда больше в храм не зашли, но она вернулась, приняла Крещение, стала чаще ездить по монастырям – это как раз было время активного их возрождения, конец 80-х – начало 90-х годов.

«Бог стал для меня воздухом», – объясняла матушка то свое состояние.

Путь ее в монашество – отдельная история, наполненная разными перипетиями. Все это важно для биографов, для нас же, кто успел познакомиться с игуменьей, достаточно знать – что Бог ее привел вначале нулевых в Сенино-Первое к разрушенным стенам Успенского храма.

И снова был выбор – можно было развернуться и уехать.  Это желание возникало много раз, особенно, когда местные начали воровать стройматериалы, бесноваться, угрожать, а иногда и просто нападать на одиноких женщин – наркоманы, что с них взять. И пару раз матушка даже уезжала – она об этом рассказывала в интервью нашей газете – уезжала в Козельск, там приходила в себя, собиралась силами и – обратно.

Она брала крест, и с этим крестом и молитвами разгоняла толпы наркоманов. С крестом и молитвами она прошла тысячи кабинетов – меценаты, чиновники, начальствующие.

Почему она возвращалась и почему ходила по кабинетам, даже когда было явно, что некоторые чиновники ведут себя хуже деревенских гопников? Почему она не сдавалась? Это силы веры. И старцы, и духовник говорили ей, что в Сенино будет монастырь. Человек мирской слова эти, стоя на разрухе, счел бы за шутку. Но матушка к тому времени уже научилась доверять старцам, доверять Богу. Она всецело вручила свою жизнь Церкви, взамен получила намного больше жизни – радость, которая привела ее, в этом нет сомнений, в вечность.

А мы получили одну из красивейших обителей страны, сестры получили пример великой жизни, больные получили утешение и заботу – матушка открыла богадельню, основала сестричество, помогала одиноким старикам. Тысячи верующих получали, и еще будут получать утешение, прибывая в Феклину пустынь. Сотни исцелились, по молитвам, произнесенным у святынь монастыря.

Не было бы этих чудес, всего бы этого не было, если бы кода-то обычная девушка Валентина выбрала удовольствия. Но она выбрала мир, в котором нет причин быть нерадостной.  

Максим Васюнов

Фото: Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять