В музейно-краеведческом центре «Дом Цыплаковых» проходит выставка картин Людмилы Борисовны Лень. В экспозиции, под очаровательным названием «Как прекрасен этот мир», 43 работы художницы. Большинство – это пейзажи и цветы. На их фоне выделяется портрет старца Илия (Ноздрина). Как рассказывает художница, этому произведению уже около 20 лет, тогда батюшка только приехал с Афона. Неспроста на выставке портрет разместили рядом с морским пейзажем. «Как Афон, но это такая моя фантазия», – рассказала нам Людмила при встрече. А еще рассказала удивительную историю, которая, уверена художница, станет источником вдохновения для тех, кто хочет, но пока не решается попробовать себя в живописи.
– Людмила Борисовна, какая основная тема Вашей выставки?
– Ее название «Как прекрасен этот мир», поэтому картины соответствуют этому направлению: цветы, пейзажи, море. А вообще эта выставка – стимул работать дальше.
– А как выбираете сюжеты для своих картин?
– Я всегда преподавала в художественной школе, работала и в Магнитогорске, на Урале, и в Козельске. Сейчас я на пенсии и стала заниматься садом, огородом, цветами – они меня очень радуют. Вот, собрала букет и нарисовала.
– Что Вас больше всего вдохновляет?
– Жизнь, наверное. А так вдохновляет все, что мне нравится.
– Расскажите немного о себе, вы в Козельск переехали из Магнитогорска?
– Да, 22 года назад перебралась сюда. На Урале окончила Свердловское художественное училище, живописно-педагогическое отделение, преподавала в художественной школе, работала в кукольном театре, была художником-декоратором.
– Вот почему салон штор! Многие вас в Козельске знают, как предпринимательницу
– Да, в Козельске моя деятельность нашла применение и вылилась в салон штор, он работает с 2006 года.
– Как у Вас хватает на все это времени?
– Да где же хватает, нет, конечно. А вообще я рисую быстро, нет таких кропотливых работ, все такое этюдно-набросочное.
– Что для Вас есть главная оценка: Ваше мнение или друзей, семьи?
– По-разному. Бывает и так: то, что не нравится мне, нравится другим людям. Каждого цепляет что-то свое. У всех свое видение, иначе для чего музыка, картины, литература? Сам дорисовываешь, вносишь во все это что-то свое, проецируешь свое мнение.
– Какие материалы Вы используете для создания картин?
– Если это графика, то картон, бумага, тушь, масло, холст. Я люблю пером рисовать, недавно полюбила пастель, смешанные техники.
– Как Вы относитесь к самоучкам, которые берут мастер-классы онлайн?
– Прекрасно! Я очень люблю таких людей. Когда я преподавала, то всегда любовалась, как дети, еще не пройдя школу живописи, очень интересно выражают свои мысли через рисунок. Меня всегда завораживали их работы. У новичка может быть что-то такое, чего нет у профессионала, это самое ценное. А талант к живописи ведь можно обнаружить у себя совершенно в любом возрасте. Его просто надо развивать, и сейчас очень много всяких возможностей. Например, можно в интернете посмотреть, как работают разные люди. Направления, материалы. Вот японские дети очень развиты в этом плане. Они работают кистью. Почему у нас этого нет, я не знаю. Раньше мы ведь писали пером, но многие дети этого уже не знают.
– Для этого есть наш музей, где они могут сами попробовать это сделать.
– И это хорошо, что там стоит эта парта с чернильницей. Это очень важно для развития ребенка. Просто писать пером слова – это уже целый космос для ребенка. Но его сейчас вытеснили шариковая ручка, фломастер. И опять про японцев. Они свою традицию: кисть не упускают, и дети ею рисуют. И вообще, представьте: они знают 360 оттенков одного цвета.
– Ничего себе!
– Да, эта градация при смешении нескольких цветов – 360 оттенков, их этому учат. Например, нарисовали полосу, разделили ее на 360 частей. И, постепенно, от красного идете к желтому, добавляя больше желтого. Или, наоборот: от желтого к красному. Ребенок может это сделать. Вот у нас три основных цвета: красный, желтый и синий. А сколько оттенков фиолетового цвета можно найти, смешивая красный и синий! А у нас дети, бывает, знают только 3 – 5 оттенков. И если рисуют небо, то чисто-синим, как забор, нет такого, чтобы смешивать цвета.
– Этому, наверное, нужно учиться с детства?
– С любого возраста. Я вот, например, многих провоцирую к этому. А в ответ: «Да Вы что? Я никогда, да я не рисую, в детстве не могла даже человечка нарисовать». Ну, ведь попробовать-то можно, хотя бы просто из интереса. Нет, не соглашаются. Или зажим идет, или желания нет. Когда есть желание у человека… Вот я сейчас, как пример, расскажу одну историю. Когда я еще училась, то у нас часто проходили пленэры в деревнях. Мы ставили палатки и рисовали бабушек. Пока мы ученики работали, наш руководитель обычно беседовал с натурщицами о жизни. И вот как-то раз у него с одной восьмидесятилетней бабушкой начался очень интересный разговор. «Чем Вы занимались до пенсии?». «Бухгалтером работала, – отвечает бабушка. – А когда вышла на пенсию, то стала рисовать». Достала из-под кровати чемодан, и показала нам, любопытствующим, свои работы. Рисовала она их на обратной стороне обоев, желтенького цвета, до сих пор помню. Кисточка у нее была из трех лесок: не было ведь салонов художников в деревне. И когда она показала свои работы, мы были поражены: шедевры. Она рисовала цветы, она рисовала собак, кошек, улицы, корова идет – то, что вижу, то и рисую. И потом наш учитель эти ее работы оформил, и отправил на выставку в Париж. Вот я о чем и говорю: в любом возрасте человек желание свое может осуществить. Как эта бабушка жила в деревне, была бухгалтером, а у нее в голове были эти сюжеты, а она ведь не училась рисованию.
Добавим, что выставка художника-педагога Людмилы Лень будет работать в Доме Цыплаковых до конца октября.
Беседовала Анастасия Королева
Ваш комментарий будет первым