Пастух Анатолий Мельников о любимой работе и о девчонке из Матчино, что завладела его сердцем…
Один удар арапником о землю и весь гурт поворачивает в нужном направлении, следуя на ферму. Ни одна коровка этого пастушьего хлыста не боится, потому что никогда не получала им за своё непослушание. А вот за красивые глаза обязательно будет яблочко, которое уже припасено в кармане у Анатолия Фёдоровича. «Любовью и лаской можно выдрессировать не только корову», – улыбается пастух ООО «Волконское», которому пару недель назад за личный вклад в развитие сельского хозяйства губернатор Калужской области вручил благодарственное письмо.
«Тучка, Тучка!» – «Верю-верю!»
В местном колхозе пастуха Анатолия Фёдоровича всякая корова знает, потому как без выходных и праздников, с раннего утра до позднего вечера, в любую погоду он рядом со своим стадом. Неустанно следит за каждой из 240 бурёнок. А если кто-то из красно-пёстрых «подруг» приболеет, то сразу звонит врачу или сообщает дояркам…
«Я работаю, как говорится, от молока. У меня прямая заинтересованность в том, чтобы коровки давали его больше. Поэтому наблюдаю за каждой: какая больше лежит, какая – мало кушает. Если ей плохо, то встанет в сторонку и всем видом мне это покажет. Посмотрю, ага – мастит начинается. Девчатам на ферму сразу сигнализирую», – говорит наш герой.
Характер у каждой коровы в стаде Анатолия Фёдоровича разный. Но к любой из них у пастуха индивидуальный подход – своё кодовое слово или жест, которые заставят даже самую упрямую пеструху сдвинуться с места и пойти в гурте. Своё мастерство Мельников продемонстрировал, как только устроился сюда на работу.
«Было это в Слаговищах. В группе хромала корова – чёрная Тучка. И так мне её стало жалко, что решил начать спасательную операцию – яблочками подкармливать, – улыбаясь, рассказывает пастух. – А потом пригнали мы стадо в Рубцы, и я обращаюсь к директору колхоза Кошелеву: «Юрий Петрович, если эту хромоножку без верёвки домой приведу, ты мне её отдашь?» В ответ слышу: «Уведёт он без верёвки, как же! Тут доярке не каждой такое удаётся». Ну, посмеялись, а я тут же зову: «Тучка, Тучка!» Она в ответ «му» и пошла за мной. Петрович аж руками замахал: «Верю-верю!» Вот так моя Тучка и осталась в стаде».
Анатолий Фёдорович рассказал ещё много разных историй, причем не только о взрослых бурёнках, но и о совсем молоденьких первотёлочках, которые не хотели раздаиваться, но лишь по одному жесту пастуха добровольно расходились по стойлам.
«Животные всё понимают, когда к ним с любовью. Просто с ними надо постоянно общаться, – говорит наш герой. – Но есть и любимки – в основном это подопечные моей жены, которая работает здесь дояркой. Только их позову, они уже идут ко мне. А ещё говорят, что коровы дрессировке не поддаются».
Марсианка, Ковбойка, Хрусталька, Маракуя, Пурга, Слива, Солистка, Чертовка, Леди… Все коровки как на подбор. Но есть среди них и «индивидуалки». С мохнатыми ушками – Радужница, с рогами в разные стороны – Пиратка, красотка с умным взглядом – Римлянка. «Когда стадо первотёлок гнал, заприметил её и уговорил жену взять в свою группу», – погладив кучерявую голову своей любимой пеструшке, наш герой получает в ответ нежное «му».
«Никто ей не мог ума дать…»
Но как же Анатолию Фёдоровичу удаётся одному справляться с таким огромным гуртом в 240 голов? «У меня помощники есть, – смеётся пастух, и на смех этот в дальнем загоне тут же раздалось ржание лошадей. – Слышите? Это Алтай с Чайкой!»
Толя спешит к своим верным друзьям, чтобы угостить их хлебушком. Алтай с Чайкой оказались родными братом и сестрой. Он – почти белёсый, она же – серая в яблоках. «Чаечка ещё молоденькая – 7 лет всего, а вот братику 13 исполнилось, поэтому яблоки в его окрасе исчезли – поседел парень», – улыбаясь, гладит гривы своим друзьям хозяин.
С лошадьми Мельников дружит с 9-ти лет. Как и положено потомственному донскому казаку, он в этом возрасте уже участвовал в профессиональных скачках в своей Вёшенской станице, получившей мировую известность, благодаря роману местного жителя Михаила Шолохова «Тихий Дон».
«Отец у меня всю жизнь скот верхом пас, и меня к этому делу приучил. Поэтому, окончив СПТУ на механизатора, забросил я свой диплом подальше и ускакал в поле, – смеётся Анатолий. – А когда приехал в Волконское, то моим главным условием при поступлении на работу было наличие лошади. Ведь у нас на Дону даже в магазин пешком не ходють».
А в Волконском на тот момент была всего лишь одна лошадь, да и та не выездная. По выражению донского казака, никто ей «не мог ума дать», поэтому хотели уже списать. Но Мельников не дал и начал её потихоньку объезжать. «Майка, так её звали, круглосуточно стояла взаперти. И когда впервые вывел, то она ни с того, ни с сего на дыбы и в сторону! Я оглядываюсь – никого нет. А потом понял, что она собственной тени испугалась, – вспоминает донской казак. – Сначала кобылку по кругу гонял, потом помаленьку начал на неё садиться. И когда к дояркам в Рубцы верхом приехал, у них глаза повылезали!»
После объезженная и обласканная лошадка полностью доверилась своему хозяину, который в соседней деревне и «жениха» ей нашёл. Так, Майя стала мамой красивого жеребчика Алтая. С ним донской казак начал вплотную заниматься. «Алтай, здравствуй», – говорю ему, а он ногу даёт поздороваться. В рот возьму краюшку хлеба, а он её нежно-нежно отнимает. Фигуры на нём выполнял – «ножницы», «свечку». Но потом времени не стало хватать. Да и сестрёнка его Чайка уже на свет появилась. Теперь они у меня два неразлучника – два помощника».
Но поскольку коровы – животные пугливые, боятся даже птички в траве, то, обзаведясь лошадьми, Анатолий Фёдорович приступил к следующему этапу – начал поиски хвостатого пастуха. «Мне нужна была собачка любой породы, главное – чтобы умела пасти. И вот на мой день рождения брат жены подарил мне «чистокровную немку», из которой выросла чистокровная дворня Джессика, – заливается смехом наш герой. – Но она как знала – «под заказ» родила мне рыжего Ричика, который уже в семь месяцев начал работать. До того парень умный оказался! Я с ним как с человеком разговариваю: «Рич, давай загоняй». Он с тыла заходит и начинает работать. Или наоборот – он фронт держит, а я на заднем фланге работаю!»
«Доярка и пастух»
«Когда в Козельске служил, а было это в 1986-м году, то нас, солдат, частенько посылали в деревни урожай собирать или с телятами помочь. И вот однажды приезжает за нами сержант и говорит, что в Попелёво работает классная молодая ветврачиха… Приехали на место, я сижу в машине с солдатами, вижу ЕЁ и солдатам говорю: ОНА моя! Взгляды наши встретились, и всё!» – рассказывает о встрече со своей судьбой по имени Галина наш герой.
Как хорошо, что сюжетная линия знаменитого фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» никак не перекликнулась с теми перипетиями, которые пришлось пережить нашим героям! Отслужив положенный срок, дембель Мельников забрал свою будущую жену к себе на родину.
«А вот наши фотографии со свадьбы», – усадив нас за стол, достаёт из семейного фотоальбома карточки жена Галя. Красивая, весёлая, открытая… Теперь понятно, почему она с первого взгляда влюбила в себя донского казака.
«Да ведь и я в него сразу же влюбилась, – смеётся Галя и показывает нам фотографию с тройкой лошадей. – Это мы с Толей из ЗАГСа едем. А за нами – ещё пять пар лошадок!» «Да у нас все гости на лошадях были! Старые люди, которые из хат уже не могли выходить, на четвереньках выползали, чтобы на наш «кортеж» посмотреть. Колокольчики звенят на всю округу! Лошадки нарядные! Красота! – улыбается Анатолий. – А я ведь Гале ещё в Козельске честно сказал, что достатка в моей семье нет, машины тоже не имею, есть только лошади. А моя любимая ответила, что тоже не богачка – деревенская, из Матчино, а в семье 11 братьев и сестёр».
Не побоялась трудностей девчонка из Матчино! У мужа на родине работала в совхозе дояркой, успевая воспитывать дочку Свету и сынишку Владимира. Муж, конечно же, во всём помогал. И за подворьем следить, и за своими лошадьми ухаживать, и в скачках успевал участвовать! Казак же он, как-никак!
«А эта фотография – с проводов зимы. У нас в районе каждый раз проходили соревнования – кто лучше нарядит свою пару или тройку. Участников много было – со всей округи съезжались. И я каждый год голову ломал: чем удивить людей? Новыми нарядами и бубенцами?.. Тройку я уже выставлял… И тогда решил запрячь четвёрку, а Галя помогла лошадок нарядить. Вот удивились тогда все – обомлели! Хотел в следующем году пятёрку запрячь, но потом всё развалилось», – с сожалением смотрит на старое фото Анатолий.
«Нам бы внука…»
Отмена масленичных соревнования – это был лишь первый звоночек о начале развала совхоза. И когда наступил 2004 год, доярке с пастухом, потерявшим работу, ничего не оставалось делать, как приехать в Волконское, где о Мельниковых вскоре узнала вся область. Галина не раз становилась победительницей конкурса профмастерства среди операторов машинного доения, а вместе с мужем она защищала честь Козельского района в соревнованиях – на время запрячь лошадь в телегу. И всегда команда Мельниковых становилась победителем!
С момента переезда из станицы Вёшенской в село Волконское прошло 17 лет, но в дружной семье Мельниковых ничего не изменилось. Глава семьи занят любимым делом, супруга – тоже. В перерывах между работой всё также ведут своё хозяйство. Вот только дети уже выросли. Дочка уехала и служит связисткой в армии в Калуге, сын работает в ООО «Нива» наладчиком. Но от этого в семейном доме тише не стало. Семилетняя внучка Дианка – дочка Володи и невестки Веры – всегда требует от бабушки с дедушкой большого внимания. «Вот бы ещё дочка Света родила нам внука, то было бы и вовсе хорошо!» – мечтают Галя с Толей, нежно обнимая друг друга, как в далёком 1986-м…
Евгения Симонова
Фото: Виталий Верескун
Ваш комментарий будет первым