10 января, 9 часов утра. Поворот с калужской трассы на Нижние Прыски. На обочине стоит трактор, водитель смотрит вперед широко раскрытыми глазами. «Меня отправили из Калуги – наша организация строит газопровод у вас в районе, – рассказывает тракторист, – я пока от границы с Перемышлем до Прысок доехал, четыре раза отдыхал, невыносимо, у вас вообще не чистят?». «А вы можете сами хотя хоть чуть-чуть прочистить?». «Я бы с радостью, но тут нужна другая техника, мой трактор не возьмет», – признается водитель. И дальше продолжает качать головой: «А кто у вас тут должен чистить дороги? Кто-то же должен за это отвечать?». Теми же вопросами задавались в первый рабочий день практически все жители района, многие из которых добрались до работы с трудом.
Масштабы ситуации
В то же утро в Нижних Прысках сгорел дом, есть погибший, можно только представить себе, глядя на глубокие колеи в сугробах на центральной улице, как добирались пожарные до места ЧП. Наверное, по той же причине долго ехали на место криминалисты. По крайней мере, редакционная машина несколько раз чуть было не застряла в Прысках (а наш вечерний рейд все-таки закончился печально, но об этом позже). В то же утро мы объехали калужскую и кудринскую трассы с прилегающими к ним деревнями – история везде одинаковая, дороги заметены, тракторов не видать.
Удивительно, что представители районной администрации уверяли нас в тот же день, что расчищены дороги по школьному маршруту. Но наши дети тоже учатся в школах, и мы знаем школьные маршруты. Как минимум несколько из них не были прочищены точно.
Зато, это надо признать, утром 10 января были почищены центральные улицы Козельска, по сравнению с дорогами в сельских поселениях в райцентре все было неплохо, но опять же только на центральных улицах. Въезды во дворы, переулки, небольшие улочки в тот день слышали много нецензурной брани от водителей и пешеходов. Многие так и не доехали до мест своего назначения, или уезжали совсем, или бросали машины там, где можно и шли пешком.
Социальные сети газеты с первого рабочего часа 2022 года пестрят гневными комментариями жителей района. Вот лишь некоторые реплики:
«Деревня Сосенка Козельский район – чистка дорог отвратительная».
«Военный городок и Мех. завод чистят редко».
«Каменка, обочины в ужасном состоянии, вот переживаем, как наши дети пойдут в школу и со школы. У нас нет не тротуаров, и отойти совсем не куда, приходиться ходить по трассе, рискуя своей жизнью».
«Вы в самом Козельске посмотрите. Ул. Гагарина – машина с лопатой проскочила только в одну сторону, а снег практически не тронутым остался. Ехала в маршрутке, машину заносит на этих снежных завалах».
«Вот просто интересно, для чего сейчас чистить парк со Стелой, если туда никто не пойдёт в такую погоду, где даже лавочек нет. Улицы надо чистить все и самые далёкие, а то, не дай бог, и скорая не проедет».
«Орденки. До снегопада откапывали машину до часа ночи, сегодня сын уехал на работу, а как вернуться домой, не знаю. Дойти до дороги ни в одну ни в другую сторону невозможно, как ходить на работу, как в школу детям ходить? В том году ни разу не приехали почистить, даже в снегопад, чистили всю деревню своими руками…»
«Сосенский. Дороги плохо почищены, две машины еле разъезжаются, скоро одна полоса вообще останется, снег вообще не вывозят, а во дворы за все выходные ни разу не заехали, не прочистили».
Продолжать цитировать можно бесконечно, но картина ясна, коммунальщики снова не справились с ситуацией. Для объективности отметим, были и позитивные комментарии, правда очень мало, и в общем потоке они справедливо затерялись:
«Волконское – чистят постоянно, на Алешню тоже всегда почищено, даже по деревне».
«У нас (переулок Ягодный) вчера и позавчера было почищено просто идеально, сегодня пока нет. Вообще к нам практически никогда не чистят, но в этом году однажды даже песком было посыпано. Мы благодарны».
Что говорят ответственные за уборку дорог?
Теперь давайте вспомним, кто за какие дороги отвечает в Козельском районе. Региональные дороги должны чистить соответственно регионалы, в нашем случае это ДРСУ 4. 10 января днем нам удалось связаться с главным инженером управления Максимом Митрохиным. «Мы боремся сейчас всеми силами и средствами. Используем все, что можно. Оценить масштаб работ сложно, пока не закончится снег» – сказал Митрохин, добавив, что вся техника, которая есть у них, находится на передовой. Рабочие и водители борются с последствиями непогоды круглосуточно: «В ночь очистили 85-90 процентов дорог по Козельскому району и в сторону Ульяново. Несколько грейдеров сейчас ремонтируются, чтобы в ночь или завтра утром уже быть в работе», – добавил главный инженер.
Что касается дорог между поселениями, то это ответственность района. Их обслуживает МУП МРЭП, и вот что рассказал нам по телефону 10 января директор ремонтно-эксплуатационного предприятия Валерий Столяров.
«Сегодня мы расчистили двенадцать школьных маршрутов, проходящих через Дубровку, Юдинки, Губино, Алешню, Слаговищи и другие населенные пункты. Все подготовлено, чтобы завтра техника вышла на трассы: три единицы – чистить основные дороги по заявкам, в том числе, в Каменке, и одна – дублирует школьные маршруты».
Едем дальше. Козельск. Администрация города ежегодно заключает контракт на обслуживание дорог с подрядной организацией ООО «Техстройсервис». Гендиректор компании Владислав Пеньковский: «Центральные дороги по городу расчистили. Работники трудятся с раннего утра и сейчас занимаются второстепенными дорогами. Затруднения возникают на небольших и узких тротуарах, там, где не проходит техника».
Пеньковский также обещал нашим корреспондентам, что в ночь на 11 января с Большой Советской будет вывезен снег. Всего же в городе, по словам гендиректора, работает 9 единиц техники.
И наконец, поселения. Дороги внутри сел и деревень – зона ответственности сельских администраций. Они также заключают контракты либо с тем же МУП МРЭП, либо с частниками. Либо договариваются с предприятиями, у которых есть техника. Мы также поговорили с некоторыми главами. Глава Подборской администрации Лариса Рыжова 10 января рассказала нашему журналисту, что «расчистка будет проводиться только 11 числа, так как в понедельник подрядчики чистят маршруты школьных автобусов». Контракт у Рыжовой заключен как раз с МУП МРЭП. «Но за день одна единица техники не успевает вычистить все дороги», – говорит глава поселковой администрации.
Не дождалась спасительной техники 10 января и глава администрации Нижних Прысок.
«У нас контракт по чистке внутри поселенческих дорог с МУП МРЭП. С утра почистили центральную дорогу в селе Новое Казачье. Днем не удалось почистить другие деревни, так как техника была занята очисткой школьных маршрутов. 11 января обещали почистить грейдером Нижние Прыски. В Стенино также утром будем чистить трактором, поскольку на второй линии очень узкие проезды», – рассказала Татьяна Старостина.
Кстати, наш корреспондент как раз застрял в Стенино вечером 10 января, машину пришлось бросать до утра в поле, куда ее вынесло с горки.
А вот комментарий районной администрации, который был опубликован 10 января в социальных сетях: «Из-за обильного снегопада очистить сразу все дороги невозможно. В первоочередном порядке очищаются от снега дороги к социально-значимым объектам, дороги общего пользования с интенсивным движением».
Теперь давайте говорить прямо
Если примерить на себя роль чиновников, которые в общем-то оказываются в ситуации, когда со штыками приходится идти на танки, то, конечно, можно сказать, что с ситуацией более-менее они справляются. Да, первый рабочий день оказался провален практически по всем фронтам, но с той техникой (у каждого подрядчика ее не больше чем пальцев на обеих руках) большего достигнуть было невозможно.
Однако мы как обычные граждане своей страны не должны на себя примерять ничьих кафтанов, мы имеем право ездить по убранным и безопасным дорогам, причем едем-то мы на работу, то есть мы едем для того, чтобы государству, в том числе, приносить пользу. Причем, где бы мы ни жили – в райцентре, в отдаленной деревне, в селе вдоль главной трассы – мы все выезжаем в одно время из дома и примерно в одно время возвращаемся, а это утро и вечер. А значит и утром, и вечером, причем ежедневно, мы хотели бы видеть очищенные дороги. К тому же мы хотим, чтобы наши дети добирались до школы по безопасным дорогам. Мы на все это имеем право. И когда мы видим, что даже к обеду в первый рабочий день на многих дорогах «конь не валялся», то мы не хотим и не должны слушать рассказы про приоритеты, про нехватку техники и так далее. Назвался груздем – полезай в кузов.
Бесспорно, не только Козельский район не справляется с непогодой, и проблема эта больше системная, но система – это инстанция обезличенная, не её можно только попенять, а спросить – нельзя. Поэтому все что остается – требовать, писать обращения, рассказывать о проблеме, в надежде, что когда-то что-то поменяется. Что когда-то кто-то услышит и лично возьмет на себя ответственность за борьбу с неожиданным снегопадом в середине зимы.
Наталия Шеховцова
Ваш комментарий будет первым