Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Читатель не настолько наивен, чтобы поверить в ложь». Писатель Виктор Троицкий  – о социальной поэзии, кабале поборов  и выстуженных душах

В конце прошлого уходящего года вышел поэтический сборник Виктора Троицкого под названием «Аромат полыни». Пятая по счёту персональная книга автора презентовалась в нашем городе, хотя свою поэтическую карьеру Виктор начал не на родной земле, а в Москве, куда он, будучи офицером милиции, перевёлся для дальнейшего прохождения службы. Там он в звании майора вышел в отставку и начал писать. Связь с родным краем Виктор не терял, приезжая сюда, он черпал вдохновение для своих творческих работ.  Пять лет назад, Виктор вернулся из Москвы на любимую Козельскую землю, поселился рядом с развалинами имения князей Оболенских в Березичах, в доме, построенном собственными руками.  Дом Троицкого стал местной достопримечательностью. Он всегда полон гостей со всех краёв земли.  Дом окружен соснами и старым садом. Недалеко река Жиздра, вокруг сумасшедшей красоты сельские пейзажи. Часто на отдых приезжают друзья, соратники по перу, писатели, поэты и музыканты. На втором этаже есть красивая мансарда, в которой находится музыкальная студия и кабинет писателя. Человек осуществил свою мечту, живёт и творит в прекрасных условиях, готовится к изданию сборника избранных стихотворений, и романа – трилогии. 

Как офицер милиции превратился в поэта, признанного  во многих творческих объединениях и любимого на родине?  Насколько тяжел путь простого  козельского парня в литературу? Что такое социальная поэзия, и почему стихи сегодня читают лишь единицы? Об этом и много другом с Виктором Николаевичем поговорила известный в Козельске книголюб Ирина Якубовская.

«Читающих людей немного, но они есть»

– Виктор, расскажи о первом поэтическом опыте…

– Я служил в милиции, вернее, уже вышел на пенсию, когда решил поздравить с днём рождения свою знакомую. Все поздравления, которые я нашёл в печатных изданиях, мне показались банальны до неприличия, и я написал что-то своё неординарное, не набившее оскомину, не похожее на шаблонный набор поздравительных фраз. Знакомая не поверила… и попросила продолжения. И тут стихи полились сами собой…один за другим. Показал их из-под «сукна» своему другу, он удивился и сказал: – «Я не могу поверить, что это написал – ты! Продолжай, пиши». Я сначала стеснялся, никому из посторонних не показывал. Мне казалось, что мужика в сорок пять лет взявшего в руки поэтическое перо, не поймут. Жил я тогда в городе Троицк и потому взял этот творческий псевдоним, которым меня окрестили на выступлении в центральном доме литераторов, забыв мою фамилию. Под этим псевдонимом я публикуюсь до сих пор.

– Виктор, в наше время, и в Козельске не исключение,  люди очень мало читают,  а поэзией  интересуются единицы. Для кого ты пишешь?  Для себя?  Есть ли смысл в поэтическом творчестве?

 –   К сожалению, это так. Почему люди мало читают? Да потому, что в наше время социально-экономическая политика страны расставила приоритеты не в пользу развития духовности и культуры личности. Люди загнаны в кабалу непосильных поборов образовательных, медицинских, коммунальных, налоговых, банковских и многих других социальных и муниципальных структур. О каком чтении может быть речь, если все мысли направлены на решение банальных бытовых проблем? Кроме всего этого, чтение художественной или познавательной литературы, вытеснил и интернет, который, напрочь отбил желание чему-либо учиться и даже думать. Но, к счастью, есть ещё люди, которым не выстудила душу современная реальность. Это по большей части пенсионеры, любовь к чтению у которых осталась ещё с советских времён. Есть и молодые люди, которым привили любовь к книге профессиональные школьные учителя русского языка и литературы. Они с удовольствием читают и регулярно посещают библиотеки. Пусть их и немного, но они есть. Именно для них я пишу, и вижу смысл  своего поэтического творчества.   

– А у тебя получается совмещать прозу жизни и творческий полёт?

 – Несомненно, иначе не было бы моих пяти поэтических сборников. Проза жизни – это повседневное решение бытовых проблем, в которых мы все повязли. Я счастлив тем, что нахожу время для творческого полёта. Это как прогалок небесной лазури среди серых, суровых туч.

– Какие темы и мотивы близки? О чём бы никогда и ни за что не взялся писать?

–  У меня нет любимых поэтических тем. Как уже многие заметили, спектр моего творчества очень широкий, от философской, пейзажной, патриотической, любовной лирики, до юмористических фельетонов, пародий и сказок. Я пишу о том, что мне интересно, что взволновало душу или глубоко тронуло. От этого и стихи получаются разные по темпераменту, либо мажорные, либо минорные. А писать бы я ни за что не взялся о том, о чём плохо знаю, в чём не разбираюсь или неуверен. Никогда бы не взялся посвящать стихи легендарным или известным творческим людям, потому как не позволяю себе незнание личных качеств человека, сглаживать пробелы домыслом, приписывая заслуги, которые он не имел, или, наоборот, умалчивая о них.

кабинет писателя

«Я видел много страдальцев, но вот поэты из них не вышли»

– Правда ли, что поэтами становятся через страдание? Нужно ли тебе лично войти в определённое эмоциональное состояние, чтобы появились стихи, или их лучше писать рассудком, советуясь со своим чувством меры и логикой?

 – Это неправда. Я видел много страдальцев, но вот поэты из них не вышли. А входить в эмоциональное состояние, для написания стихов, не требуется, так же, как и выходить из него. Поэзия – это повседневное состояние души неисправимого романтика, это стиль жизни, это волна, на которую настроены все эмоциональные струны.

 Для написания стихов необходимы знания хотя бы элементарных правил стихосложения, обладать музыкальным слухом и чувством ритма. Кроме всего, нужно по-настоящему любить, сопереживать и болеть душой за своих стихотворных героев. Писать рассудком, советуясь со своим чувством меры и логикой, я не могу. Я пишу душой и сердцем без логики и меры.  

– Как ты думаешь, удаётся ли донести  своей поэзией всё, что тебе хочется сказать?

 – Я думаю, что удаётся. Меня никто не спрашивает: «Что я хотел этим сказать?». Я пишу просто и понятно, не заплетаю извилины в голове в трудный узор или тугой узел. Я не пользуюсь научной терминологией, не вставляю иностранные, старославянские или иные слова, непонятные современному читателю без дополнительной справочной литературы. Читая стихотворения некоторых современных поэтов, я часто ловил себя на мысли, что не могу понять мысль или смысл работы автора. Мне кажется, именно такое творчество отбивает любовь и интерес к поэзии в целом.      

–  Скажи, а не страшно ли быть откровенным в стихах, раскрывая свои мысли и желания и чувства?

–   Нет, не страшно. Поэзия, это и есть рифмованные мысли поэта, его чувства восторга или огорчения к окружающему его миру, от любви до неприязни к тем или иным субъектам или событиям. В любом творчестве должна быть откровенность. Читатель не настолько наивен, чтобы поверить в ложь. А желания и чувства у меня такие, как и у каждого нормального человека. На страницах своих сборниках я «не открываю Америку». В них нет ничего противоестественного или криминального. Что касается социально-обострённых стихов, то это «крик души», это моё мнение, которое я не навязываю. Со мной соглашаться или нет, – личное дело каждого. Да, я критикую негативные события, критикую чиновников, погрязших в коррупции и равнодушии к людям, особенно к пожилым, самым беззащитным слоям населения. Об этом мы каждый день видим по телевизору и читаем в СМИ. На эти темы я пишу в иронической, и даже юмористической, форме фельетона.           

«Поэзия – это умственный творческий труд»

– Виктор, давай вернемся к теме призвания. Многие считают, что поэт – это не профессия. Если есть дар божий, то  писать может любой человек, любой профессии, в любое время, если он наделен даром.  Так ли это?

 – Почему же? Есть у нас в стране поэты-современники, которых мы знаем, для которых их деятельность и является профессией. Они получают за своё творчество хорошие гонорары. Правда, эта ниша очень небольшая, всегда занята и не каждый может в неё войти, даже если поэт обладает божественным даром. Это в основном шоу-бизнес и крупная литературная индустрия, но это уже другая тема. А со второй частью вопроса я согласен. У меня очень много друзей по поэтическому цеху, и все они самых различных профессий, далёких от творчества. Писать может любой человек, если он талантлив, или наделён даром. Главное, чтобы был влюблён в то, чем занимается и что приносит радость ему и его читателям. 

– Отсюда вытекает вопрос – поэзия – это труд, ремесло или чистое вдохновение? Можно ли научиться ремеслу поэта?

– Поэзия – это умственный творческий труд, произведения которого, рождаются в глубине души в совокупности с вдохновением, но никак не ремесло. Ремесленник работает по шаблону, без творческой инициативы, кустарным способом. Есть ученики ремесленника, но об учениках поэта я не слышал. Конечно, можно научить правилам стихосложения, дать какие-либо советы, но этого недостаточно, чтобы состоялся поэт. А чтобы это произошло, нужно обладать качествами данными ему, как говорят, от Бога. Видеть то, что не видно другим и уметь показать это.   

«Я  тщеславием не страдаю»

–  Не секрет, что большинство творческих людей страдают  тщеславием и самолюбием. Замечал ли ты это явление у себя или у своих собратьев по перу?

– Давайте сначала определимся, что это такое. Тщеславие – это высокомерное стремление к славе, к почитанию. Самолюбие – это чувство собственного достоинства, соединённое с ревностным мнением о себе. Я согласен, что многие известные люди страдают этим. Мы видим их ежедневно на экранах телевизоров, в журналах, слышим по радио, читаем о них в газетах. Всё это в совокупности оставляет у многих неприятный осадок. Казалось бы, они достигли всех пределов и вершин, можно бы и остановиться, но их тщеславие переросло в хроническую болезнь. Я уверен, что вы понимаете, о ком я говорю и уверен, что вы со мной согласны. Что касается меня, то я этим не страдаю, потому, как реально отношусь к своим возможностям, и не смогу достичь такого уровня, чтобы приобрести широкую известность. Нужно реально оценивать свои силы и возможности. Моя цель была утвердиться как состоявшийся поэт, завоевать своим творчеством читательскую аудиторию. Я достиг этой цели и мне этого достаточно. Не хочу кривить душой и честно признаюсь, что трогает душу, когда хорошо отзываются о моём творчестве, как говорится: «доброе слово и кошке приятно». И ещё, мне кажется, что тщеславием страдают бездарные люди, которые, вымучивая себя, хотят утвердиться и показать свою значимость перед окружающими. А о собратьях по перу я говорить не хочу, не имею права судить или осуждать. У меня в одном стихотворении есть такие строки:

                                     … Не сидел, как ворон, на погосте,

                                          В ожиданье свежей мертвечины.

                                          Никогда не мыл прохожим кости,

                                          Даже, если были в том причины.

 Общаешься ли ты с другими поэтами, всё ли нравится, какие видишь недостатки?  Как ты думаешь, какие ошибки есть сейчас у поэтов?

– Да, конечно, и не только общаюсь, но и дружу и горжусь ими. Это творческие люди из Союза писателей России, и из многих поэтических объединений Москвы, из других городов и регионов. К сожалению, по известным причинам, сейчас видимся не часто, но всегда на связи. Как сказал Владимир Высоцкий: «Хорошие друзья как звёзды… Ты не всегда видишь их, но всегда знаешь, что они есть». Если говорить о творчестве своих собратьев по перу, то здесь однозначного мнения быть не может. Ведь не секрет, что у каждого, в том числе и у меня, есть стихи, которые не всем по душе. Здесь дело вкуса, а он, как известно, у каждого свой. Если говорить об ошибках, то с моей точки зрения, самые распространённые, особенно у начинающих поэтов, – это пренебрежение к размеру и строгой рифме. Часто рифма подменяется словосочетанием, и стихотворение от этого теряет красоту, гармонию и даже смысл. Что имеется в виду – творческие муки? Это то, что часто игнорируется в современной поэзии. Поэт не желает этих «мук», не желает долго ломать голову, перелопачивая груды слов, чтобы найти то единственное и подходящее слово по красоте и смыслу, он идёт по более лёгкому пути. В этом и главная ошибка.     

«Все мы грешники»

– Виктор,  сейчас модно задавать в финале интервью разные анкетные вопросы. У меня тоже для тебя несколько припасено. Если бы тебе предложили начать жизнь сначала, от чего бы ты отказался?

 – Это провокационный вопрос, и я не хочу его публично обсуждать, хотя ответ можно найти внимательный читатель в моих творческих работах.

–  Что ценишь в людях и наоборот, какие качества  ненавистны? Сталкивался ли с предательством по отношению к тебе?  Считаешь себя грешником или праведником?  

– Я ценю в людях то, что отвечает моральным и этическим качествам, заложенным ещё Советским воспитанием и образованием. А проще говоря, ценю дружбу, взаимопонимание, искренность и готовность прийти на выручку. К счастью, у меня есть такие друзья и их немало. Конечно у каждого человека, в том числе и у меня, есть свои недостатки и вредные привычки, но я могу не замечать мелкого и быть благодарным друзьям, за то же умением по отношению ко мне. Идеальных людей нет, все мы грешники на этой земле. У меня есть такие строки:

                       … Я не был дьяволу слуга,

                            Хоть иногда он правил.  

                            А кто кричал, что без греха,

                            Наверняка лукавил…                      

Нужно уметь любить людей и принимать их такими, какие они есть. Но это не касается тех, кто не знает значения слов  – «совесть» и «честь». Не касается и тех, для кого предательство норма жизни, тех, кто готов продать свою душу за 33 серебряника. Но самое страшное, что такие люди расчётливы и хитры, умело скрывают свою мелкую меркантильную душонку, и пользуются тем, что им верят и доверяют. Недавно был случай, когда человек, считавшийся мне давним другом, был вхож в мой дом и семью, но в один момент проявил всю свою (мягко говоря) негативную сущность, обманул, предал меня и променял дружбу на деньги. Я не мстителен и не злопамятен, я таких людей просто вычёркиваю из своей жизни и забываю о них. Как говориться: «Бог им судья», но такие люди, для меня больше не существуют.

И последний вопрос.  Легкий.  Творческие планы на будущее?

– Вообще-то я не люблю строить планы, их определяет моё творчество. Как говорится: «Мы предполагаем, а Бог располагает». Я буду просто писать, как и писал ранее. Ведь, как я уже говорил, литературная деятельность, это моё состояние души и образ жизни. Мне это приносит радость и удовлетворение, и надеюсь моим читателям тоже.

Беседовала Ирина Якубовская

СТИХИ О  ЗИМЕ *
   
 *   *   *

Утонула осень в золотой купели,
Брызги золотые в лужах потемнели.
И напрасно дождик льёт печально слёзы,
Скоро в плен возьмут их зимние морозы.

Флейта тихо плачет, осень поминая,
Ведь она в миноре для неё родная.
Ей печально птица тихо подпевает
Грустные напевы – сердце замирает.

Не качайте, ветры, яблони и груши:
Скорбный звук печали нам тревожит души.
Завтра будут злиться белые метели,
А сегодня осень умерла в купели.

 ДЕКАБРЬ

Уже зима неробкой поступью
В права вступает не спеша.
Поля укрыла белой простынью
И лес, слегка припороша.

Искрится снег, в лучах играет,
Земля уже в глубоком сне.
Зима хозяйкой разъезжает
На белом сказочном коне.
 
И конь уже летит ретиво,
Не оставляя след подков.
Лишь солнце зябкое лениво
Плывёт средь ватных облаков.

Оцепененье в дрожь бросает,
Пугает вечности покой.
Зловеще ветер завывает,
Мороз колдует над рекой.

Метель густа и вьюга круче,
Кружит во тьме снега юлой.
Сердит колдун – мороз трескучий,
Трясёт седою бородой. 
                                  

ЗИМНИЙ  ВЕЧЕР

Зимний вечер разливает
Над землёю синий цвет,
В тёмном небе зажигает
Звёзд далёких млечный свет.

Месяц бледный вниз бросает
Взгляд холодный, тусклый взор.
За окном мороз крепчает,
Пишет сказочный узор.

Заморозить всё стремится,
Дышит стужей на стекло,
Из трубы дымок струится,
Дома тихо и тепло.

А избушка в снег роняет
Окон мёрзлых мягкий свет,
Жёлтым цветом освещает
Чуть заметный чей-то след.



УТРО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Всю ночь над землей полыхали метели,
И каруселью крутили снега.
Под ветром колючим деревья скрипели,
Злилась у леса седая пурга.

И только под утро, как будто, уснули
В белых сугробах, ветра улеглись,
Тропы лесные в снегах утонули,
В небе открылась лазурная высь.

Солнце косыми лучами играет,
Мягким румянцем по снегу скользит.
Холодным огнём серебро зажигает,
И синяя тень от деревьев бежит.

Словно купчихи, зелёные ели,
На солнце блистают пушные меха,
Белые муфты и шапки одели,
По пояс укрылись от стужи в снега.

Острыми иглами иней искрится,
Снежною пылью с деревьев кружит.
Села на ветку хищная птица,
Тихо добычу в снегу сторожит.

 БЕЛЫЕ  КОЛЕНИ

Дремлет клён устало, рядом спит берёза:
Тёплых дней не стало, в ночь уже морозы.
Клён с берёзой белой сердцем прикипели
И, обнявшись, смело в белой спят постели.

Клён вздыхает грустно, видит сонно грёзы,
Как в цветущем мае был у ног берёзы,
Как ветвями смело, робости без тени,
Он берёзе белой обнимал колени.

Как главой кудрявой нежно приклонялся
Рук берёзы белой ласково касался.
И в мороз жестокий снова снится лето,
Птиц весёлых трели на заре рассвета.

Не страшна метель им и седая вьюга,
Обнимают ветви с нежностью друг друга.
Пусть зима беснуется, сыплет снег без лени,
Клён во сне волнуют белые колени.
 

ФЕВРАЛЬ

Неведомым зверем буря ревела,
Волчицею вьюга выла седой.
Ни как уходить зима не хотела:
Цеплялась за ветви колючей рукой,

Кружилась во мраке ночной завирухой,
Снега поднимала в небесный полёт.
Ворчала зима сварливой старухой
И ведьмою билась как рыба об лёд.

Как будто лесная нечистая сила,
Плясала на зимнем, ночном шабаше.
Тяжёлое небо на землю спустила,
Смеялась и пела в хмельном кураже.

В агонии бились у леса метели,
И слышался зимний жалобный крик.
Три белых коня её захрапели,
Когда над землёю предвестник возник.

И в этой бушующей снежной пустыне
Знамением вспыхнул божественный крест.
Как будто грозит с небесной долины
Весны преходящей карающий перст.


* Орфография и пунктуация автора сохранены. 
 
Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять