Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

24 июня в музейно-краеведческом центре Козельска открылась выставка известного художника Дмитрия Белюкина

На выставке, носящей название «Офицеры России. 1914 -1920 годы», представлена копия одной из самых значимых в военной тематике работ «Белая Россия. Исход» и 40 подлинных живописных и графических эскизов к ней, написанных рукой народного художника Российской Федерации Дмитрия Белюкина.

«Образ русского человека…»

Замысел этой картины, по словам самого автора, возник у него еще в институтские годы, и потом, где бы он ни был – во время службы в армии, при росписи храма в Новосибирске, поездке в Ростов-на-Дону – он старался найти тех, кто мог бы стать её персонажами.

«Юношеский размах задуманного был ещё шире, чем у моего любимого Корина в «Руси уходящей»: показать не только духовенство и монашество, но и другие сословия России, которым новая власть отказала в праве на существование. Это офицеры и рядовые армии и новой гвардии – корниловских и дроздовских полков, купечество, артистическая богема, гимназисты и лицеисты, депутаты Госдумы и сановники Двора, профессора, поэты и сёстры милосердия. Иван Бунин в шляпе стоит вдалеке, слева у трубы, остальные – собирательные типы людей, олицетворяющие собой образ русского человека, навсегда уходящий в прошлое», – так высказался о сюжетной линии, изображённой на полотне, сам художник Белюкин.

Подтвердили задумку Дмитрия Анатольевича и эксперты, открывавшие выставку в Козельске. Это генеральный директор Калужского объединённого музея-заповедника Виталий Бессонов и сотрудник музея, редактор журнала «Калужское наследие» Дмитрий Кузнецов. Гости рассказали, что художник, которому едва исполнилось 30 лет, работал над созданием этого монументального полотна долгих четыре года. 

«В этом году 7 октября Белюкину исполняется 60 лет, поэтому выставка юбилейная. И по иронии судьбы в эти же дни такая же выставка только с другими этюдами открывается в Доме русского зарубежья. Ещё одна выставка готовится к открытию в Екатеринбурге. Ведь Дмитрий Анатольевич, работая над картиной. Написал около 200 этюдов к ней, – отмечает Дмитрий Кузнецов. – Однако в Козельске экспозиция самая лучшая по разнообразию лиц, на мой взгляд. Мы её готовили первой, поэтому старались взять не только портреты офицеров, но и монахов, и дам, и девочек, и студентов, чтобы был весь спектр того поколения».

«Картина – продолжение диорамы»

Каждая из сорока авторских работ, представленных на выставке, является самостоятельным произведением. Но все они объединены одной темой – исходом белого движения, изображённого на монументальном полотне, которое находится в постоянной экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил РФ в Москве.

«Картина является прямым продолжением диорамы в вашем музее, посвящённой Первой Мировой войне Павла Викторовича Рыженко. Они оба являются художниками студии Грекова, вместе работали и были близкими друзьями, – говорит Виталий Бессонов. –  Очень символично, что два мастера сегодня в Козельске представляют фактически одну тему».

Примечательным является тот факт, что все портреты, приехавшие в музей Козельска, были написаны Дмитрием Белюкиным с современников. Например, портрет одного из офицеров художник писал со знаменитого питерского писателя Бориса Александровича Алмазова. Встретились они в конце 80-х на теплоходе, отплывавшем от Ростова-на-Дону. В те годы в России активно возрождалось казачество, и писатель уже был атаманом северо-западного отдела в Петербурге. «И когда мы готовили эту экспозицию, я позвонил Алмазову и сказал, что его портрет будет представлен – писатель был так поражён! «Мальчишка-художник, молодой совсем был!» – воскликнул он. А ведь ему скоро 60 исполнится, – поделился такой любопытной информацией с гостями выставки Дмитрий Кузнецов. – А теперь посмотрите сюда – вот этот молодой человек на портрете и есть Дмитрий Белюкин. Он себя изобразил молодым студентом того времени, но в картину себя не включил…»

Дмитрий Кузнецов, рассказывая историю создания каждого портрета, параллельно читал стихотворения собственного сочинения и стихи поэтов, которые могли оказаться на полотне Белюкина. Это поэты-эмигранты, уплывшие из Севастополя за рубеж на одном из десятков пароходов среди сотен тысяч россиян. И как справедливо заметил Кузнецов, «часть России, ушедшая за рубеж, сегодня оживает в нас зримо. «Я видел, как на картину смотрят представители эмиграции: у людей на глаза наворачиваются слёзы. Они понимают, что на картине изображена символическая Белая Россия», – добавил поэт.

Меч Победы в музее

В завершении первым посетителям юбилейной выставки художника Белюкина посчастливилось подержать в руках Меч Победы, что был вручён городу воинской славы Козельску в Москве. В музей его специально привёз глава Козельска Александр Тихонов.  

«Мы с председателем районного Совета ветеранов Ириной Якуниной были в Москве на Поклонной горе, когда 45 городам воинской славы вручили эти мечи, –  пояснил Александр Петрович. – В тот день председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко сказала нам, что Меч Победы – заслуга всех козельчан. Поэтому необходимо, чтобы любой горожанин мог на него посмотреть. И вот, благодаря Виталию Анатольевичу Бессонову, для меча в нашем музее будет обустроена отдельная экспозиция».

Добавим, что выставка народного художника в Доме Цыплаковых будет работать два месяца. И вполне возможно, что в июле её посетит сам автор – Дмитрий Белюкин. Об этом нам сообщили его соратники и друзья, открывавшие выставку. И это событие наша районка, конечно же, не пропустит!

Евгения Симонова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять