Козельчанин Степан Оберняк с виду самый обычный 10-летний мальчишка. Вот только отличает его от других сверстников исключительный слух, чувство ритма и любовь к колокольному звону. Способности Стёпы заставляют удивляться даже профессиональных музыкантов и звонарей. Но в Козельске о нём было мало кому известно, пока не случилось празднование Дня города.
В финале театрализации «Колокола Козельска» Стёпа находился на звоннице Свято-Успенского кафедрального собора и играл с таким упоением, что удивил всех гостей праздника, собравшихся в Городском парке. Никто не ожидал, что колокола зазвонят настоящие!
Связать жизнь с этим необычным ремеслом
Звонит в колокола этот голубоглазый мальчишка с трёх лет. Но ещё раньше он начал их рисовать. «Рисунки с храмами и колокольнями у меня хранятся до сих пор, — признаётся Екатерина, мама Степана. – Потом начал их выстраивать из пустых коробок, на каждой рисовал колокол».
Когда сынишка подрос, то, гуляя по улицам Козельска и глядя на колокола храмов, мог визуально определить, какой из них какой звон будет издавать. «Музыкальной грамоте меня никто не обучал. Ноты есть в колокольном звоне, но я всё делаю интуитивно. Смотрю в Ю-тубе видео и в точности всё воспроизвожу», — говорит Стёпа.
Подтверждает это и калужский звонарь Успенского храма Кирилл Костыренко, с которым мальчик вместе попробовал звонить на прошлой неделе. «Кирилл сказал, что у сына хороший слух, — говорит мама Екатерина. – Более того, сын на этом не остановился. Через интернет нашёл Илью Дроздихина, руководителя Московской школы звонарей и теперь хочет с ним договориться о дистанционных уроках».
Но самое удивительное, что Степан звонить в настоящие колокола начал лишь 9 июня нынешнего года, когда впервые зашёл в Свято-Никольский храм. Поговорив с матушкой настоятеля иерея Сергия (Дрозда), а после и с самим батюшкой, мальчик получил благословение и поднялся на колокольню в сопровождении местного звонаря Сергея Ивановича. После чего Стёпа утвердился в своём желании связать жизнь с этим необычным ремеслом.
Гармония по настроению
«Легче всего играть на зазвонных – маленьких колоколах, которые зазывают на богослужение. Есть подзвонные, которые помогают. И благовестник – самый большой колокол, который несёт благую весть о Боге. Но есть и такие колокола, на которые при раскачке требуется сила четверых человек. Да! В такой колокол хотелось бы позвонить!» — мечтает Стёпа.
А вот что касается гармонии, то она создаётся у юного таланта по настроению. Но звон всё равно необходимо планировать – перед службой в храме или даже во время неё. «Есть грустный перебор, погребальный звон. Он совершается на отпевание. Я делаю праздничные звоны. В них самый главный колокол – благовестник. Ради этого я встаю в семь утра и иду через весь город в храм Святителя Николая, — рассказывает юный звонарь. – Но иногда хожу в Воскресенскую церковь женского монастыря».
Звон-звон-звон
«Это Ксения Петербуржская – моя любимая икона. А это – Амвросий Оптинский, — проходя мимо иконостаса храма Святителя Николая, перечисляет своих любимых святых мальчик. – Илья Пророк тоже любимый. Я в детстве копировал все эти иконы».
Но вот в храм заходит Сергей Иванович, тот самый местный звонарь, с которым Стёпа впервые поднялся на звонницу. После произнесения совместной молитвы Сергей Иванович разрешает мальчику подняться наверх: «Благовест начинай. А когда я поднимусь, то тогда приступим к перезвону». «Сегодня архангельский буду звонить», — отвечает Стёпа и быстро поднимается на колокольню, откуда Козельск как на ладони!
«Молитва и здесь начало всего», — объясняет звонарь и начинает с упоением читать «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», а потом в течение 10-ти минут звонит в самый большой колокол-благовестник.
Архангельский перезвон пробирает с головы до ног – благодать Господня! И когда звучат три финальных аккорда, то не можешь сдвинуться с места – вот какова сила колоколов Козельска!
«Я увидел, как этот перезвон исполняет Илья Дроздихин. Послушав один раз и запомнив рисунок, решил сегодня его впервые исполнить. Думаю, что получилось хорошо. Но помимо архангельского, у меня есть праздничный звон Псково-Печерского монастыря, владимирский и ростовский звоны, московский праздничный, и звон в традиции Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры», — перечисляет свои знания Стёпа.
Удивительно, что начиная с июня, этот голубоглазый мальчишка освоил столько всего! «Да ведь я не один такой, — скромничает козельский звонарь. – В Бронницах под Москвой живёт Матвей Белогубов, который обучается в Воскресенской школе звонарей у Сергея Медведева. Ему восемь лет, а начал он в пять. Так что я не один такой, с раннего детства влюбившийся в колокольные перезвоны».
Ваш комментарий будет первым