Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Не просто «химичить», а…» Репортаж с открытия кабинета «Экомониторинга» в козельской третьей школе

Кабинет «Экомониторинга» был создан в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» и направлен на достижение целей нацпроекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.

Торжественная церемония открытия нового класса прошла перед первым занятием. В ней участвовали педагоги, представители районного отдела образования, а также учащиеся школы, которым предстояло познакомиться с новым оборудованием и возможностями эко-класса.

«Сегодня у нас отрывается новый кабинет дополнительного образования естественно-научной направленности «Экологический мониторинг». Я желаю, чтобы успех вас поджидал на каждом шагу», – напутствовала учащихся директор школы Наталья Савотина. Она отметила, что экомониторинг – это наука и, проводя исследования и опыты, ребята смогут применять знания на практике, улучшать экологию нашего района.

Экологический класс

У входа гостей встречала старшеклассница в образе Природы: на голове венок из трав, в платье, украшенном листочками и ветвями, и с корзинкой, где лежат плоды.

Разрезана красная символическая ленточка – и все входят в яркое и уютное помещение. Современная мебель в серо-зеленой и салатовой гамме точно соответствует теме, создавая позитивный настрой. Комнатные растения в горшках и потолочные панели с рисунками листвы каштана, дуба и липы добавляют «экологичности» пространству.

Первое занятие открывает руководитель кружка «Экомониторинга», учитель биологии третьей школы и известный в Козельском районе педагог Екатерина Павлоградская. Ассистирует ей коллега – учитель Иван Тарасов.

Первый эксперимент юных экологов

Прежде чем приступить к работе кружка, связанного с миром природы, Екатерина Игоревна пожелала ребятам: «Будьте изобретательны, ставьте эксперименты, анализируйте, оценивайте, находите результат, работайте в команде…». И посоветовала участвовать в олимпиадах, конкурсах, экопоходах в полевых условиях. Тем более, что для этого есть специальное оборудование, тест-системы и даже экорюкзак!

После чего пятнадцать учеников 5-х, 7-х и 9-х классов были посвящены в юные экологи. После произнесения клятвы Екатерина Игоревна вручила ребятам удостоверения кружковцев. После чего закипела работа: ученики расположились за тремя столиками, где уже было подготовлено всевозможное оборудование – колбы, пробирки, лотки, приборы, кусочки овощей и фруктов.

Надев перчатки, ребята приступили к первому эксперименту – с землей, принесенной с приусадебного участка. Для начала ее погрузили в стаканчик с водой, а содержимое перемешали.

– Что происходит? – спросила Екатерина Игоревна.

– Вода меняет цвет. Появляются пузырьки. В земле был воздух, – перечисляли ученики свои наблюдения и выводы.

– Правильно! Опыт доказывает, что в земле есть воздух, – воскликнула педагог.

– Вода становится мутной. Вещества растворяются, – продолжали школьники.

– А какие вещества?

– Песок, глина, перегной, – отвечали ребята.

На втором этапе подготовленный раствор с землей профильтровали, а в воду добавили химические препараты – хлорид калия и индикатор. Жидкость сразу же окрасилась в зеленый цвет.

– Это качественные реакции на показатель pH почвы – кислотная, щелочная или нейтральная.

Сверив показатели прибора-тестера и шкалы цветов, ученики сделали выводы.

– Показатель – 7, – выдали результат ребята, сидящие за столиком у окна.

– Это нейтральная среда: от 6,5 до 7,5, – подтвердила Екатерина Павлоградская.

– Да. Она – нейтральная и пригодна для выращивания овощей и фруктов, – подвели итог опытов юные экологи.

Вирусы, бактерии, нитраты

В ходе исследования с помощью прибора-тестера экологи определяли кислотность воды. Каждая группа ребят выясняла pH у трех ее видов – водопроводной, бутилированной для детей и покупной из магазина.

– В воздухе у нас есть содержание различных веществ, бактерий, вирусов, пыли. Поэтому и для воды нужно минимум три измерения, – подсказала руководитель кружка.

Ребята определяли, какая вода пригодна для питья. Полученные результаты занесли на доску. И выяснилось, что показатели всех трех видов колеблются в пределах от 6 до 9. «А значит, ее можно пить», – подтвердила Екатерина Игоревна.

В ходе третьего эксперимента школьники проверяли овощи и фрукты на содержание нитратов.  На кусочки кабачка, огурца, картофеля, винограда и арбуза, что лежали в контейнерах на столах, положили лакмусовые бумажки.

Пропитав их соком подопытных образцов, юные экологи с интересом наблюдали за происходившими изменениями. У кого-то лакмусовые кусочки розовели, где-то оставались белыми или становились фиолетовыми. Ребята увлеченно обсуждали метаморфозы и шутили в ходе экспериментов.

– Где больше всего красного? – спрашивает Екатерина Игоревна.

– На винограде, – слышится ответ сидящих за средним столиком.

Педагог объяснила, что фиолетовый или красный окрас показывает повышенное содержание нитратов, но не критичное. И значит употреблять в пищу эти овощи и фрукты можно.

А вот у картошки диапазон цветов отличался: причиной могла быть плохо смоченная в соке овоща лакмусовая бумажка.

– Посмотрите, овощи одинаковые, но результат разный. У кого-нибудь коричневый цвет есть? – задала вопрос руководитель кружка.

– Нет, – отвечали школьники. А это значило, что содержание нитратов в норме. Ведь допустимый цвет по шкале на содержание нитратов – все до коричневого.

Урок получился живым и насыщенным, ведь яркие эмоции и увлекательный рассказ Екатерины Игоревны помогли раскрепостить и увлечь ребят экологической темой.

«Смотрите, сколько можно уже сделать проектов по тем опытам, которые мы проводили. И, может, что-то не очень хорошо получалось, потому что впервые. Но мы будем учиться и продолжать исследования», – подытожила Екатерина Павлоградская.

Впечатлений у юных экологов от первого занятия осталось много. Ведь это было для них впервые. «Мне очень понравилось. Все интересно и увлекательно. Есть новая информация и та, которую я знал», – рассказал Ярослав Королев из 7«А». «Я сам записался в кружок и считал, что мы будем просто «химичить», но в итоге оказалось намного интереснее, чем я думал», – удивился новым открытиям Артем Гамеза из 5 «Б».

Перспективы «Экомониторинга»

Оборудование и сам урок поразил не только ребят, но и педагогов. А директор школы Наталья Савотина отметила, что в кружке будет задействовано 90 человек, в том числе 15 учеников из начальной школы. Ребята будут заниматься в группах раз в неделю в течение года. И если «Экомониторинг» придется по душе, то ученики смогут продолжить посещать кружок и в следующем году. Кроме того, на занятия смогут приходить ребята из других школ.

Чтобы охватить всех записавшихся, занятия кроме Екатерины Павлоградской будут проводить педагоги Галина Романова, Иван Тарасов и Ирина Михеева.

Отметим, что в Козельском районе это первый подобный класс. В течение года такие же кружки откроются в школах села Попелево и козельской первой.

Напомним, что проект «Успех каждого ребенка» поможет выявить, поддержать, развить таланты и способности школьников. А также повысит доступность актуальных и востребованных программ дополнительного образования и окажет помощь в профориентации обучающихся.

Наталия Шеховцова

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять