Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Они у меня – для души». О жизни кроликов рассказывает козельчанин Александр Кулик

Перед наступающим годом Кролика мы решили заглянуть в какое-нибудь хозяйство, где обитают эти милые создания, чтобы узнать побольше о характере и повадках символа 2023 года.

Долго искать не пришлось – всем известный председатель районной ветеранской организации Ирина Якунина посоветовала кандидатуру заводчика. И даже проводила к небольшому подворью, расположенному почти в центре Козельска.

Пушистая отдушина

Дверь пристройки двухэтажного дома, стоящего почти на берегу Другуски, открывается, и нас встречает радушный хозяин Александр Кулик. Он немного растерян – не успел подготовиться к неожиданному приходу гостей. Хорошо, что сегодня Александр Васильевич оказался свободен. А потому сумеет выкроить часок для знакомства с его подопечными.

Заниматься симпатичными зверьками бывший военнослужащий начал шесть лет назад, когда вышел на пенсию. Его отец всю жизнь разводил кроликов в Белгородской области – на малой родине Александра Васильевича, так что сложностей в уходе за питомцами никогда не было. «Мы держали кроликов в земляных ямах: подвал выкапываешь и туда их сажаешь. Там их по полтысячи, бывало, разводилось. Но своих я держу отдельно: у каждого своя клеточка», – рассказывает мужчина.

Породы ушастых питомцев у нашего героя разные – бараны, фландры, строкачи, есть и гибридные. Иногда численность доходила до 60-70 особей: все сараи были заполнены до отказа. И для каждого любимца у хозяина есть время для ухода и общения.  «Встаю в пять утра, до восьми часов все почищу. Кормлю от одного до трех раз в день. Если не покормил – запасы сена у них на неделю», – описывает повседневные хлопоты хозяин, отмечая, что супруга его Елена работает ежедневно. Поэтому со всеми кроличьими заботами Александр Васильевич справляется сам.

Разноцветная команда

Мы заходим за серый многоквартирный дом, где расположены многочисленные постройки. Животновод снимает замок и показывает питомцев, сидящих в одном из отсеков небольшого сарая: два черных и два серых длинноухих кролика жуют сено. В другом – шестеро пестрых. «Это малыши мои, октябрьские, – нежным голосом уточняет возраст этих зверьков хозяин. – Они еще юные, поэтому сидят вместе. После полугода их рассажу, когда они будут способны к размножению».

Из большого сарая, стоящего по соседству, где сидят по отдельности уже более взрослые особи, Александр Васильевич выносит черного гигантского кроля размером со среднюю собаку: «Это гибрид. Ему еще года нет – он майский».

– Сколько ж такой весит? – поглаживая испуганного красавца с карими глазами, интересуемся у заводчика.

– Три с половиной килограмма, – отвечает Александр Васильевич.

– А ведь громадным кажется, или он такой пушистый? – удивляемся мы.

– Так пятьдесят процентов отходов бывает! – объясняет хозяин лопоухого гиганта.

Тут он вытаскивает из клетки белого красавца с темными ушами и пятнышком на мордочке по кличке Чернонос. И, словно малых детей, держит теперь двух питомцев на руках. Кролики, явно не понимая, что происходит, замирают от ужаса. А хозяин опускает их на снег, ласкает. Зверьки обнюхивают влажную холодную массу, тыкают носом и пытаются ее попробовать на зуб. Черный кроль начинает копать снег передними лапками. После променада Александр Васильевич разносит их по домикам.

– У меня еще красавцы есть! Рыжих сейчас нет, разобрали. А вот это – мама, – говорит кроликовод, вынося огромную черно-белую крольчиху. Она волнуется, пытаясь вырваться из рук.

– Ой, красотка какая! Что это за порода?

– Строкач или немецкий пестрый великан, – объясняет Александр Васильевич и успокаивает длинноухую красавицу. – Да не бойся, ты. Испугалась, да? Сейчас я тебя намою, – улыбаясь, заботливо обращается он к зверьку, обтирая ее шубку подтаявшим снегом. Ее пух прилипает к влажным рукам хозяина.

– Линяют они весной обычно. А к зиме шубка утепляется, – объясняет владелец кроля, нежно прижимая зверюшку к себе. Следом берет еще одну крольчиху – пушистую, дымчатую, с черной головой. Чернянка брыкается, выворачивается, норовя сбежать.

– Ой, ты посмотри, какие у нее лапы! Ты моя красавица! Как чернобурка, правда?! – восторгается Ирина Борисовна. – Мужики – в гаражах, а Александр Васильевич  – с кроликами!

– Они у меня – для души. Я постою, поговорю с ними, развеюсь хоть, – улыбается хозяин. – И моего визита всегда ждут: на задние лапы встанут, головы высунут, будто требуют покормить их поскорей.

Друзей не едят

На вопрос – что с ушастыми делает хозяин, когда они подрастают – он, засмеявшись, ответил:

– Ничего! Я их раздаю. Нет, не забиваю. Никогда в жизни не ел! Не могу! Ухаживаю только.

– Какой вы – молодец! Сколько сегодня у вас их на попечении – штук 20?

– Сейчас где-то так… Белок, ко мне! Строиться! Бегом, бегом! – командует хозяин, насыпая в миску любимым питомцам комбикорм. – Они у меня все едят, даже борщ. Тыкву только не очень. А за картошку – родину продадут! По ведру в день могут сточить. Сейчас покажу, –  предупреждает Александр Васильевич и приносит несколько картофелин и большую морковку. Кролики дружно накидываются на угощение и с удовольствием хрустят овощами.

– А кому же вы раздаете своих красавцев? Друзьям, знакомым? – выясняем дальше.

– Да всем раздаю. А еще обмениваюсь с теми, кто сам держит. Или меняю ушастого на комбикорм – мешок пятьсот рублей стоит. А в месяц уходит на них две тысячи рублей. Сейчас хочу завести чисто серебристую породу – таких на рынок из Брянска привозят. Хороши! – говорит Александр Васильевич, а сам, тем временем, подходит к клеткам, где по отдельности сидят крупные кролики. – Вот какие красавцы! Этот самец – дружбан мой! Оставлю его: на Новый год подарю.

– Замечательный подарок, правда? Символ года! – улыбаясь, подтверждает Ирина Борисовна.

– Маленький мой! Я тебя никому не отдам, – ласково обращается Александр Васильевич к белому калифорнийскому трехмесячному кролику с красными глазами. А тот жмется к хозяину, чувствуя заботу и любовь человека. – Я так с каждым, – подтверждает свое нежное отношение к зверушкам мужчина. И глаза его сияют теплом и добротой.

Символ домашнего очага

Во дворе есть еще один сарай. Это так называемый кроличий роддом, в котором у каждой самки здесь свой двухкомнатный домик с маточником (или кухней) и отдельным отсеком – родильной. Сейчас помещение на дезинфекции – его надо вычистить и проморозить. Вынашивают крольчат самки 28-30 дней. На это время их пересаживают сюда.

В конце февраля – начале марта начнется окрол: три самочки принесут крольчат. Их может быть от трех до двенадцати. Но оптимальное количество – от пяти до восьми малышей, чтобы крольчиха смогла всех выкормить.

А нам уже пора в редакцию. Мы благодарим Александра Васильевича за экскурсию по его кроличьему миру. И желаем, чтобы питомцы принесли ему счастье и удачу в наступающем году Черного Водяного Кролика. Ведь длинноухое пушистое существо – животное семейное. А потому его по праву считают символом домашнего очага, уюта и любви к родным и близким.

Наталия Шеховцова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять