В Каменской школе создан настоящий музей
История, наверное, самая многострадальная из наук. Вряд ли какую-либо другую науку переписывали столько раз в угоду текущему политическому моменту или режиму. Но без истории невозможно формирование культурного кода, идентичности каждого из нас.
Школа в Каменке – классический пример советской архитектуры. Здание со строгими, почти торжественными линиями в облике. Для сельской школы даже монументально. На пороге нас встречает бывший директор, а ныне преподаватель истории Александр Николаевич Секерин. С этим неутомимым энтузиастом истории родного края мы были знакомы еще в 90-е, но с тех пор много воды утекло. Как выясняется, Александр Николаевич все эти годы даром времени не терял и былой энергичности не утратил.
В гости к Секерину мы приехали с конкретной целью: познакомиться со школьным музеем, о котором идет молва, но лучше, как известно, один раз увидеть. Александр Николаевич гостеприимно распахивает дверь, и… на мгновение пропадает дар речи. Увиденное настолько превосходит ожидания, что нет слов. Ну что могло быть в музее сельской школы? Бабушкин ухват, прялка, нехитрая утварь… А тут сразу разбегаются глаза!
Секерин начинает рассказывать о каждом экспонате, бегло перескакивая с одного на другой. Через пять минут мозг перестает воспринимать обильное количество впечатлений и информации. Приходится брать инициативу в свои руки. Помедленнее, пожалуйста, я записываю!
Краеведческие чтения
– Александр Николаевич, вы уже несколько раз мимоходом упомянули краеведческие чтения. Что это вообще, и как связано с вашим музеем?
– Краеведческие чтения посвящены основателю Козельского краеведческого музея, автору книги «Козельск» Василию Николаевичу Сорокину. В прошлом году они проводились пятнадцатый раз. Раньше были ежегодными, теперь, по ряду причин, раз в два года. К каждым чтениям мы с ребятами подбираем тему, близкую сельским ученикам. Например, вот этот стенд – материальное воплощение темы «Безмены – свидетели торговли».
Секерин подводит к соответствующему стенду, продолжая заваливать познавательной информацией. Уверен, что большинство городских школьников даже не смогут обрисовать, как выглядит безмен и для чего он нужен. Признаю, для меня самого, невзирая на возраст и недурную эрудицию, многое оказалось открытием. Вот вы знали, что с помощью весьма короткого безмена можно взвесить взрослую свинью или мешок сыпучих продуктов? Поздравляю, если – да, а я – не знал.
– Темы подсказывает сама жизнь, – продолжает Александр Николаевич. – Соседство с Шамординским монастырем, к примеру, определило тему «Живой голос колокола». Сельский уклад жизни – другие темы: «За семью замками», например, или «Тайны деревенских чердаков»…
Продолжение материала читайте в свежем номере районки от 3 ноября
Ваш комментарий будет первым