Духовные смыслы «Дней Достоевского»
Проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» — это не только гала-концерты, мастер-классы, кинопоказы и другие культурные события. Он предполагал прежде всего духовно-просветительскую миссию. Именно поэтому за те три дня, что он проходил на козельской земле, состоялось около 20 круглых столов и тематических сессий, дискуссий и встреч, посвященных жизни и творчеству великого писателя, духовным смыслам его произведений.
«Биография Достоевского вписана в русскую историю»
В монастыре Оптина пустынь и лектории в Губино гости проекта смогли встретиться с известными исследователями творческого наследия Достоевского.
Так, 13 июля в конференц-зале обители прошел круглый стол Фонда Достоевского со знатоками и любителями творчества Федора Михайловича «Достоевский в национальном сознании», ведущим которого стал президент Фонда, заслуженный профессор МГУ Игорь Волгин.
В ходе встречи участники делились мыслями о том, что в произведениях великого писателя прослеживается тема духовного состояния каждого человека, от которой зависит история страны и общее спасение. Достоевский не желает всех загнать в монастырь, а, напротив, из внутренних метаний он хочет вывеcти человека во внешний мир, сделать из России единый монастырь, единую Церковь.
Драматург Мария Арбатова высказалась о бытующем в обществе мнении о сложности творчества писателя, существующем страхе — выпустить Достоевского в общую культуру. Все это мучительно, для взрослых – считает молодежь. И по словам Марии Ивановны, надо развеивать этот миф.
В ходе круглого стола развернулась дискуссия о том, что писатели не любят Достоевского. Прозвучало мнение, что Гоголя хвалят все литераторы, а Достоевского обожают философы и любят поэты: Ахматова, Бродский ставят его выше всех. Прозаики заботятся о форме и стиле, а Достоевскому это не нужно. Ему важнее звучание и энергия слова. Вопрос в том — почему любят поэты? Суть поэзии — в приращении смысла: это душевное, но бездна ценности и понимания. И это роднит их с Достоевским
Елена Трухан из новокузнецкого литературно-мемориального музея Достоевского отметила, что если страшно заглянуть в себя, то необходимо попытаться это сделать — с Евангелием и Достоевским…
Игорь Волгин, в свою очередь, выдвинул следующую гипотезу: «У Федора Михайловича случилось перед кончиной горловое кровотечение. В этот момент в соседней квартире арестовывали террориста Баранникова, который участвовал во всех покушениях на царя. Потом его коллеги писали, что близость квартиры Достоевского была как прикрытие. Второе, последнее смертельное кровотечение случилось на следующий день — в момент второго ареста и слития всей подпольной квартиры «Народной воли». Они прикрывались Достоевским…»
Продолжение материала читайте в номере районки от 19 июля
Ваш комментарий будет первым