Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

История школы в судьбе села

В этом году Каменская школа отмечает 100-летний юбилей

      У каждого из нас есть самое дорогое на земле – это наша малая родина, где мы родились, где живём и работаем, где всё знакомо и дорого сердцу.  И для нас таким местом на древней Козельской земле является наша деревня Каменка, которая в окружении полей и берёзовых рощ, в зелени садов раскинулась вдоль трассы Калуга-Козельск.

      В центре села – белоснежное кирпичное здание школы. Сюда изо дня в день в любую погоду стекаются «ручейки» детей. Школа вошла в повседневную жизнь каждой семьи, проживающей в селе, и родители привычно провожают ребёнка каждое утро на уроки и ничего необычного  в этом не видят. А зря! Разве не чудо — превращение несмышлёного малыша в умного, образованного, умелого человека, который решает трудные математические задачи, управляет компьютером, разбирается в истории, литературе, музыке и живописи.

Начало школьной истории

Так уж случилось, что судьба села и история школы тесно переплелись с историей Шамординского женского монастыря, расположенного по соседству. С начала основания обители в монастыре по благословению преподобного старца Амвросия был открыт детский приют для девочек. Дети, обогретые материнской заботой сестёр, проходили необходимую духовную школу, получали профессиональные навыки, обучались живописи, рукоделию. «Руки, умеющие что-либо хорошо делать, никогда чужого не возьмут, никогда за милостыней не протянутся», — такими словами благословлял отец Амвросий воспитанниц приюта.

     После октябрьских событий 1917 года Шамординский монастырь постигла общая участь русских монастырей — закрытие. В октябре 1922 года отдел соцобеспечения принял детский приют на гособеспечение ввиду влияния на детей «монастырской психологии». То, что труд оставшихся насельниц худо-бедно кормил, одевал и обувал беспризорников, в расчёт почему-то не принималось. Между тем, в стране свирепствовал голод. В мае для обследования Шамординского детдома прибыла комиссия уездного исполкома. «В детдоме нет керосина, мыла, кругом антисанитария и нечистоты, ветхие одеяла, грязные постели, насекомые. Дети спят в одежде из-за холода. Нет бани. Жалобы на голод. Голодные дети нападают на чужие огороды», — вот что отмечала комиссия исполкома.

     В апреле 1924 года Уездный Исполнительный Комитет поддержал предложение Уезднаробраза о переводе Шамординского детдома в Корекозевский монастырь, а в освободившихся помещениях была открыта школа краснокрестьянской молодёжи. Её преемницей  станет впоследствии наша Каменская школа. Первым директором школы был назначен Рыльский Иван Иванович.

      В школу приходили дети из окрестных сёл в лаптях, в простых холщовых рубашках.  Писали на белых школьных досках углём, в тетрадях, у кого они были, писали чернилами, изготовленными из свёклы или дубовых орешков, настоянных с ржавыми гвоздями. В школе работали кружки: физкультурный, художественный, драматический, рукодельный. В школьном саду и огороде выращивали яблоки, овощи, и ученики за свою работу получали часть урожая, который приносили домой, и это был вклад в питание своих семей в те далёкие голодные годы.

     Летом 1935 года вблизи Шамордино размещался пионерский лагерь от Трехгорной мануфактуры. А в 1936 году Тульским областным управлением сельского хозяйства было открыто сельскохозяйственное училище комбайнёров. Огромный Казанский собор перегородили, фрески с ликами святых замазали, внутрь внесли агрегаты сельхозмашин и устроили учебные классы. И там, где прежде возносились молитвы, загрохотали машины.           Сельская школа и училище долгие годы работали в тесном сотрудничестве, помогая друг другу в саду и на огороде. Доходы школы и училища оставались небольшими. Они складывались из таких показателей: продажа яблок, льняного семени, пшеницы.  Столовой в школе тогда не было, и дети приносили с собой яблоки, морковь, чтобы перекусить,  и только в 80-х годах открыли школьный буфет. Ветеран педагогического труда, учитель математики Вера Яковлевна Кузина вспоминала, что отопление в школе было печное. Часто дрова заготавливали сами учителя и старшеклассники, сплавляли по реке Серёне, а потом руками вылавливали бревна из воды, грузили на телеги и перевозили на школьный двор. Работали учителя и ученики дружно. 

Продолжение статьи читайте в номерах районки от 30 августа и 6 сентября

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять