Даты Масленицы меняются, «плавают» — они каждый год разные. Ведь уже более тысячи лет она связана не с природным циклом, как в дохристианские, языческие времена, а с церковным календарем: она стала преддверием Великого Поста. Начинается эта неделя за 56 дней до Пасхи Христовой. В ней сохраняются элементы древнего праздника: блины как символ солнца, костры, народные гуляния. Язычество порой сравнивают с периодом детства в истории и становлении народа. И мы, словно следуя принципу «будьте как дети» — радуемся, играем и гуляем в дни Масленицы. Но дети должны взрослеть и понимать, что не все коту масленица. А будет и Великий Пост, а будет и Суд Божий. В напоминание об этом в воскресенье перед Масленицей в храме читается Евангелие о Страшном Суде. Так Церковь дает напутствие на прохождение поприща Великого Поста. Ведь этот пост – путь к Пасхе Христовой.
Этот путь мы проходим не только для того, чтобы достойно встретить Воскресшего Господа. Это также подготовка души к своему исходу из земной жизни, к личной встрече с Господом. Его надо пройти, чтобы «грех умер, а правда воскресла», чтобы человек, чающий спасения души, обновился. «Весна духовная» — таково еще одно определение Великого Поста. Митрополит Антоний Сурожский пояснял, что это «время, когда должны отпасть старые листья, когда должны быть срублены иссохшие ветки». Все, что отдаляет от Бога, всё, что тянет вниз — мы призваны отбросить в это предпасхальное время, и это обновление души становится для нее внутренней весной.

На Масленице не только ходят в гости и угощаются: в это время пост уже начат. Наше слово «мясопуст» означает прекращение вкушения мяса. У католиков этому соответствует хорошо нам известное слово «карнавал»: от латинских слов carne и vale, буквально — «прощай, мясо». Уже во вторник вечером в храме звучит великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», богослужение уже постовое, в среду и пятницу литургия не совершается. Так что в пост входят не резко, а постепенно, и порой Масленицу сравнивают с разминкой перед серьезной тренировкой. Семь недель Великого Поста — своего рода лестница к Пасхальной Радости. А Масленица — ступенька перед вхождением на всю лестницу. Это не кулинарный праздник, не проводы зимы или встреча весны — это время настройки души на особые внутренние труды.
Церковный календарь — богатое хранилище духовных драгоценностей. Здесь и лики и судьбы святых, и знание истории — и нашей отечественной, и мировой, и собрание чтимых святынь. Даже беглый просмотр страниц этого календаря просвещает, вдохновляет, порой — изумляет. На сырной неделе в этом году, во вторник — почитание Иверской иконы Божьей Матери. Этот Образ Пресвятой Богородицы духовно соединяет Византию, Святой Афон, Грузию (Иверию), Россию. В России ныне более 300 храмов, Ей посвященных, а в Самаре, Енисейске, Ростове-на-Дону, на Валдае, в городе Выксе — есть Иверские монастыри. Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой кровоточащей раной на лике. Во времена иконоборческих гонений в Византии эту икону ударили копьем в правую ланиту — и из неё сразу потекла кровь. Потом она оказалась на Афоне.
В конце XVII века в Москве у Воскресенских ворот, ведущих на Красную площадь, была устроена часовня для копии с этой иконы. Она стала самой чтимой московской святыней, «хозяйкой Москвы»: «С чего начинается Родина? С часовни у Красных ворот, С Заступницы Матушки Иверской, к которой стремится народ…» Часовня упоминается во многих литературных произведениях: Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелева, Герберта Уэллса. Известны поэтические строки Марины Цветаевой: «А вон за тою дверцей, Куда народ валИт, Там Иверское сердце Червонное горит!» Часовню разрушили в богоборческое время — в 1929 году, а в 1994-1995 годах она была воссоздана, «хозяйка столицы» вернулась.
А вот Чудов монастырь в Кремле, основанный в середине XIV века митрополитом Алексием в память о чуде прозрения по его молитвам ослепшей ханши Тайдуллы — был разрушен в 1929-1932 годах. Веками его называли «Чудо» или Великая Лавра. В нем крестили младенцев царского рода: сыновей и дочь Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Первого, Александра Второго.
25 февраля Церковь совершает память основателя этой безвозвратно утраченной святыни. Его имя входит в число московских святителей, чьими трудами по промыслу Божьему Москва возвысилась и утвердилась как стольный град, объединивший русские земли.
Когда весьма молодым скончался князь Иван Иванович Красный — на московском престоле оказался совсем еще мальчик князь Димитрий. Ярлык на великое княжение сразу перехватил другой князь, и вот-вот мог начаться новый виток усобиц. Но тут Московский владыка святитель Алексий — активно вмешался. Фактически он стал регентом при маленьком князе, его воспитателем, защитником и соправителем. И Москва устояла, а из юного княжича вырос спаситель Руси, тот, кто вывел русские полки на Куликово поле, и этим развернул всю нашу историю — благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской. Многие личные дарования святителя — дар молитвы и духовного разумения – сделали его фактическим соправителем Московского княжества при трёх московских князьях. Он является небесным покровителем патриархов Алексия Первого и Алексия Второго.

Накануне Прощеного воскресения, в Сырную субботу (1 марта) — единственный день в году, когда совершается память всех монашествующих: «Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших». Пост — это ведь синоним монашеской жизни. И перед постом Церковь предлагает всем поучиться трудам пощения именно у монахов. Ведь во время поста все постящиеся хотя бы на время становятся похожи на иноков. Известен принцип: «Поставь Бога на первое место — всё остальное окажется на своих местах». Монахами становятся те, кто строит жизнь именно на такой основе. Миряне же во время Великого Поста по сути уподобляются монашествующим. Есть мнение, что в наше время более-менее по-христиански большинство мирян живут только в период Великого Поста.
Монахи, всецело посвятившие себя Богу, нередко обретали духовные дары прозорливости и исцелений. Нет, они не становились сверхчеловеками, не чувствующими голода или усталости, не переживающими искушений и разочарований. Но они всё преодолевали, опираясь на главное — молитву, смирение, покаяние. И совершая память их всех (из разных времен, из разных стран!), Церковь призывает на нас их благословение и помощь.
Венец подготовки к Великому Посту – Прощеное воскресенье, в этом году — 2 марта. В храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Все примиряются друг с другом. Этот чин связан с памятью о смерти, он — весьма древнего происхождения и возник среди египетских монахов. Они на время поста удалялись из монастыря в пустыню, скрывались там в пещерах и в тишине и уединении проводили весь пост. Пустыня таила много опасностей, и встреча перед постом могла оказаться последней, так что монахи просили друг у друга прощения, как перед смертью. У нас сейчас заметна формализация в отношении к Прощеному воскресенью. При кратких личных встречах и в соцсетях многие просят прощения практически у всех своих знакомых. Но стОит напомнить, что Церковь призывает нас не к какому-то обряду в отношении ко всем подряд, а к реальному восстановлению мира через преодоление ссор, обид и конфликтов. Для постящихся наступает сложный период ограничений, большой внутренней духовной работы. А ведь ссоры и обиды понемногу точат изнутри человеческое сердце, забирают часть внутренних сил. Реальное, от сердца прощение — восстанавливает их, становится своего рода душевной «техникой безопасности».
Немало поэтических творений посвящено теме прощения. В сети то и дело появляются стихи, приписываемые великим поэтам – то Пушкину, то Лермонтову. Бориса Пастернака часто называют автором стихотворения «Умей прощать», вот его начало:
Умей прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская заря…
На самом деле его автор – наш современник поэт Вадим Янченко, стихи 2012 года.
Зато нет сомнений в авторстве этих известных строк, так и названных «Прощеное воскресенье» (1992 год):
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к ближним строги.
Вас все равно всех помирит земля».
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела
Андрей Дементьев
Галина Эдуардовна Горохова
Фото: из свободных Интернет-источников
