На этой неделе — память нескольких святых женщин, мучениц за веру. 1 апреля свои именины празднуют Дарьи, а 5 апреля — Лидии. Дарья Римская (III век) была язычницей и даже жрицей Афины Паллады. Но, став женой христианина Хрисанфа — не просто обратилась ко Христу, но вместе с супругом стала созидать христианские общины, по сути монашеские: он — юношеские, она — женские. Обоих схватили и подвергли мучениям и гонениям за их веру. Хрисанфа бросили в смрадную яму, а Дарью отправили в блудилище, но там ее охранял лев. Всех пытавшихся надругаться над ней лев валил на землю, хотя и оставлял живыми. Вскоре императорским приказом они были отданы в руки палачей, и после жестоких истязаний были живыми зарыты в землю.
Лидия Иллирийская (II век) была супругой знатного римского сановника Филита. Император-язычник Адриан за веру Христову подверг гонениям всю их семью, включая и сыновей. Он велел из Рима отправить их в Иллирию и повелел местному военачальнику принудить всех их кланяться идолам. Многие мучения (в их числе погружение в кипящее масло) сопровождались чудесными избавлениями, а это поворачивало многих ко Христу.
2 апреля именины празднуют Светланы, по-церковному — Фотинии (или Фотины). Мы встречаем ее в евангельском рассказе о встрече Иисуса Христа с женой-самарянкой (имя ее там не указано) и о Его беседе с ней у колодца Иакова. Когда Господь сказал ей: «Пойди, позови мужа своего», — она ответила, что у неё нет мужа. На что Господь, видевший любого человека насквозь, сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Именно ей Господь впервые прямо открывает, что Он и есть ожидаемый Мессия. Позже она крестилась с именем Фотина, миссионерствовала, обращая многих к вере. Она стольких обратила к вере, что ее называют «равной апостолам». Эти труды завершились мученической кончиной в Риме, при императоре Нероне. С нею вместе были умучены ее сыновья и сестры.
Есть Серафимы на небе — особый чин сил бесплотных, а есть святые с этим небесным именем, означающим «огненный ангел». Наша Церковь знает 21 святого с этим именем, в их числе много новомучеников. 3 апреля совершается память преподобного Серафима Вырицкого(1866-1949). Родом из крестьян — он стал одним из богатейших людей России. Похоронив отца будучи 10-летним мальчиком, он (в миру Василий) поехал на заработки в Санкт- Петербург. Здесь создал семью, в 26 лет открыл своё дело по заготовке пушнины, стал купцом 2-й гильдии, весьма богатым человеком. С 14 лет он был духовным чадом одного из старцев Александро- Невской Лавры, жил по его советам, много жертвовал на добрые дела, на храмы и монастыри.
В 1917 году он не покинул страну, как многие богатые и знатные люди. Закрыв своё дело, он раздал состояние нуждающимся и стал готовиться к принятию монашества. В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской Лавры. Вначале как пономарь, а в октябре и он, и его супруга принимают постриг (она поступила в Новодевичий монастырь). При постриге его имя было Варнава, он 6 лет нёс ответственные поручения, а в 1926 году принял великую схиму с именем Серафим. Три года он был духовником Лавры, исповедь у него могла длиться до 8 часов. Он принимал всех, кто обращался за советом и помощью. Но постоянные боли в ногах приковали его к постели. Преподобный Серафим переехал в посёлок Вырица, где более 20 лет старчествовал. В день порой к нему приезжали несколько сотен человек. Не раз власти приходили к нему с обысками, а в 1941 году — арестовали, но ненадолго. В том же году был расстрелян его сын Николай.
В годы войны преподобный Серафим совершал подвиг столпничества на гранитном валуне, молясь о спасении России от врагов порой по несколько часов подряд. Старец молился перед иконой своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского: она крепилась к яблоне. К месту моления его вели или несли на руках — каждый день, в любую погоду.
После войны сотни людей шли к старцу, чтобы узнать о судьбе своих близких. Слова его всегда сбывались. Ему было открыто прошлое и будущее каждого, кто приходил к нему. Он предсказал патриаршество Алексию I и Алексию II (когда тот был еще семинаристом). Большинство пророчеств старца записаны в книге Валерия Филимонова «Пророчества преподобного Серафима Вырицкого». Старец преставился в 4-ю неделю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Перед смертью ему явилась Пресвятая Богородица, в сиянии указавшая ему десницей на небо. Прочитав акафист Богородице, старец причастился и произнес: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир!»
На этой неделе особое внимание — святой Марии Египетской. В четверг совершается так называемое Мариино стояние: читается Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской, явившей ярчайший пример преображающей силы глубокого раскаяния. Эта служба совершается в Церкви более 1300 лет.
А суббота 5-й недели называется Субботой Акафиста. По уставу Церкви постом акафисты не служат, и канун этой субботы — единственный постом день, когда совершается чтение Великого Акафиста Пресвятой Богородицы. Иначе этот день называется Похвала Богородицы, потому что в Акафисте поётся хвала Божьей Матери.
Великий Акафист — красивый и глубокий гимн, прекрасная и вдохновляющая песнь Богородице — первый из написанных акафистов. «Акафистос»— означает «неседален», т. е. такая песнь, во время которой не сидят. В Полном Православном Молитвослове есть список акафистов, имеющих официальное благословение. В их числе шесть Господских Акафистов, 24 Богородичных, три — Ангелам и Архангелам, 140 — святым Угодникам Божиим. Общее же число акафистов на разных языках превысило 2300.
Многие церковные праздники не проходят за один день. Сначала к празднику готовятся (это т. н. «предпразднство»), потом некоторое время вспоминают о нем («попразднство», самое большое — у Пасхи, 40 дней). 6 апреля — предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.
В этом году — столетие кончины святителя Тихона, патриарха Московского, совпадающее с праздником Благовещения. Священный Синод постановил накануне, 6 апреля, в день предпразднства во всех храмах совершать полиелейные (особо торжественные) богослужения святителю Тихону.
В воскресение 5-й недели всегда память Марии Египетской (V век), веками бывшей одной из самых чтимых и любимых нашим народом святых. Восставшая из бездны блуда, уединенно почти полвека покаянно трудившаяся — она достигла необычайных духовных высот. Ее житие являет и невиданную глубину преображения через покаяние, и дивную щедрость божественного милосердия.
Красоте духовного подвига Марии посвящено немало литературных произведений разного времени. Мария появляется в финале «Фауста» Гёте. Житие Марии отражено в трех последних великих романах Ф. М. Достоевского. Поэму о «святой грешнице» писали И. С. Аксаков (1845) и наш современник писатель и епископ Каскеленский Геннадий Гоголев. Ей посвящена баллада известной певицы Светланы Копыловой. Немало и песенного народного фольклора обращено к этому образу совершенного покаяния, как и этот сказ:
Нашел старец молящую,
Молящую, трудящую,
На камени стоящую.
Власы у ней до сырой земли,
Тело у нея — дубова кора,
Лицо у нея аки котлино дно.
И тут старец убоялся ея:
«А и кто если, жена страшная,
Или скотия ты, или лютый зверь,
Или мнение мне, иль престрашная смерть?»
Она же ему возглаголовала:
«Иди, старец, не убойся меня,
Я не скотия и не лютый зверь,
Я не мнение тебе, не престрашная смерть,
Я богатого купца Киприанова дочь,
Я тридцать лет во пустыне живу,
Я тридцать лет на камени стою —
Замоляю грехи великии,
Замоляю грехи великоблудные».
А и тут жена просветилася,
Видом ангельским старцу открылася
И велела она вспоминать ее,
Величати Марией Египетской,
И дала она письмена ему,
Что писала она на камени, —
Житие свое ноготочками.
И пошел старец в великий град,
И принес старец житие ея.
И взошел старец в церковь Божию,
И велел старец вспоминать жену, —
То святую Марию Египетску, —
Во пятой четверг велика поста.
По некоторым сведениям в мире есть 54 храма в честь Марии Египетской. Один из них — в Оптиной пустыни.
Галина Эдуардовна Горохова
Фото: из свободных Интернет-источников