Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Нормандия-Неман: их имена в истории навечно. Альбер Марсель»

В год 80-летия Великой Победы мы перелистываем в памяти важные вехи Великой Отечественной войны. История авиаполка «Нормандия-Неман» — особая страница нашей книги памяти.

Необходимость появления этой работы продиктована многим. Во-первых, боевой путь легендарного авиаполка «Нормандия-Неман» связан с военной историей земли Козельской, во-вторых, на базе нашей школы в 2016 году был открыт музей «18-го гвардейского истребительного авиационного полка и эскадрильи «Нормандия-Неман», и, в-третьих, в 2018 году на школьной аллее был открыт памятник легендарному лётчику, Герою Советского Союза, Альберу Марселю, а это обязывает не только знать, но и  вести просветительскую работу и о боевом пути авиаполка, и о героическом лётчике, сражавшемся  против фашизма.

Мы должны знать правду, чтобы никто в угоду своим желаниям не перекраивал историю, нашу историю. А попытки фальсифицировать факты истории авиаполка «Нормандия-Неман» уже появляются. В Литве появилась «обновлённая» история авиаполка «Нормандия-Немунас», символом которой является не советский самолёт Як-3 с трёхцветным французским коком, а английский самолёт с чёрными полосами и звёздами. Мы надеемся, что данная работа — достойный отпор попытке фальсификации фактов истории.

Марсель Альбер родился 25 ноября 1917 года в Париже. Уже в раннем возрасте он начал работать на заводе «Рено» простым рабочим-механиком. Но заветной мечтой Марселя было стать летчиком. Он нашел платные летные курсы и за свои заработанные на заводе деньги выучился на них.

В 1938 году Альбер поступил на службу во Французские ВВС, и был направлен в Центр обучения летчиков-истребителей. Здесь Альбер встретил начало Второй мировой войны. Франция вступила в нее 3 сентября 1939 года, через два дня после нападения гитлеровской Германии на Польшу, но потерпела сокрушительное поражение и была вынуждена капитулировать. Часть ее армии была разоружена немцами, часть переправилась через Ла-Манш в Великобританию. Альбер же оказался в той части французской армии, которую немцы позволили оставить подконтрольному им правительству Петена, вошедшему в историю как Виши.

Далеко не все французские офицеры и солдаты согласились с тем, чтобы признать поражение своей родины и служить новым хозяевам. Среди противников режима Виши оказался и двадцатитрехлетний лейтенант авиации Марсель Альбер. Как и другие патриотично настроенные французские военнослужащие, он только ждал момента, чтобы уйти из-под командования вишистов и перейти на сторону «Сражающейся Франции».

Вместе с двумя сослуживцами – Марселем Лефевром и Альбером Дюраном — Марсель Альбер во время тренировочного полета бежали с авиабазы в Оране. Летчики взяли курс на британскую колонию Гибралтар, а оттуда отправились в Великобританию. На английской земле они  вступили в движение «Свободная Франция» и были зачислены в авиационную эскадрилью «Иль-де-Франс». Вишистское правительство за «дезертирство» заочно приговорило Альбера, Лефевра и Дюрана к смертной казни.

Переломным моментом в судьбе Альбера стал март 1942 года, когда де Голль обратился к советскому руководству с предложением направить в СССР группы летчиков и авиамехаников для совместного участия в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников.

Из интервью с Альбером Марселем, состоявшегося 16.11.2006:

«Жорж Гийом: Почему Вы отправились в Россию?

Mарсель Aльбер: Когда мы встречались с Де Голлем, мы … его спросили — можно ли нас отправить в Россию, поскольку русские вели настоящую борьбу, тогда как в Англии мы имели редкие бои с малым числом самолетов…»

1 сентября 1942 г. де Голль подписал окончательный приказ о создании самостоятельной истребительной авиагруппы № 3. Этот день является официальным «днем рождения» авиагруппы «Нормандия», членом этой лётной эскадрильи и стал Марсель Альбер.

Самая легендарная  группа  пилотов из эскадрильи «Нормандия — Неман»  прибыла  в Иваново, на место базирования группы.

В ответ на просьбу французской стороны предоставить лучший советский самолет, советское командование предложило Як-1, лучший самолет на тот момент.

Из интервью с  Марселем Альбером:

«Ж.Гийом: Почему был выбран Як-1?

M.Aльбер: Если бы мы захотели английские самолёты (Харрикейн), мы бы их получили. Но мы были в России, и желание летать на русских самолетах было естественно. Это был лучший самолет на тот момент, превосходящий остальные».

И вот 22 марта 1943-го эскадрилья «Нормандия» перелетела на аэродром базирования Муковнино у города Полотняный Завод. Так начался боевой путь авиаполка «Нормандия» на Калужской земле.

На полевой аэродром Козельск – Лубня эскадрилья «Нормандия» прибыла 20 мая 1943 года. Со 2 июня самолёты уже взлетали на боевые задания с аэродрома Хатенки.

Марсель Альбер стал одним из первых французских летчиков, прибывших в СССР в самый тяжелый момент. Немцы и их союзники стояли у стен Сталинграда, блокировали Ленинград, рвались в Закавказье. За первый год своего пребывания в Советском Союзе Альбер сбил 11 вражеских самолетов. Он вписал много славных страниц в историю полка «Нормандия».

Так, в октябре 1944 года Марсель, будучи ведущим в восьмерке истребителей, атаковал крупное авиационное соединение из 30 бомбардировщиков и 12 истребителей прикрытия. Враг, потеряв семь самолетов, был вынужден повернуть обратно. Два из них сбил сам Альбер. 18 октября 1944 года в очередной атаке он сбил еще два самолета. А 26 октября при атаке на группу немецких бомбардировщиков Альбер записал на свой личный счет 23-й сбитый самолет, который одновременно стал юбилейной, двухсотой сбитой французскими летчиками вражеской машиной.

Из интервью.  «M. Aльбер: …. В 1944-45 г. немцы часто отказывались от боя, если знали, что в воздухе французы из Нормандии-Неман. Или что в воздухе Шестой.

Ж. Гийом: Они знали, что шестой номер это Вы?

M. Aльбер: Да, мы слышали их разговоры по радио».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года старший лейтенант Марсель Альбер был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Из интервью. «Ж. Гийом: Мосье Альбер могли бы Вы коротко обрисовать вашу карьеру и Ваши успехи?
                              .
M. Aльбер: Я участвовал в 37-и боевых вылетах во время войны во Франции, в 15-и — в Северной Африке, 47-и — во время службы в Великобритании, из них 15 — над оккупированной территорией Франции, и 199-и — боевых вылетов в России. Я сбил 24 самолета противника». (Как можно заметить цифры боевых вылетов и сбитых самолётов, указанные Марселем Альбером незначительно разнятся с официально установленными.)

Франсуа де Жоффр, автор книги «Нормандия – Неман» и ветеран полка, так описывал своего сослуживца Марселя Альбера: «Альбер  является одной из наиболее видных фигур французских воздушных сил. Этот парижский парень, скромный и застенчивый, очень быстро достиг зенита славы. Сейчас можно с твердой уверенностью сказать, что Альбер был душой «Нормандии» и внес большую лепту в славные дела полка».  

 Над сбором материала работали Дарья Козляева, Виталий Антюков, Максим Алексашин под руководством учителя Ольги Васильевны Мачугиной (МКОУ СОШ № 1, Козельск).

P. S. 7 марта ребята представляли данную работу в рамках ХХХIII международного слёта музеев боевой славы авиаполка «Нормандия-Неман» в Музее Победы на Поклонной горе на межрегиональной видеоконференции «Дети детям: я поведу тебя в музей».

                   


Поделись с друзьями:
Новости
Сайт использует IP адреса и cookies (куки файлы), сервис Яндекс.Метрика, а также данные геолокации Пользователей сайта. Оставаясь на сайте, я соглашаюсь с политикой их применения
СОГЛАСЕН