Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Улица нашего детства

К истории городских улиц 

      Речь здесь пойдёт об улице Суворова в родном для автора этой заметки городе Козельске. Вообще-то, ничего особо примечательного на этой улице нет: одноэтажные дома – всё как обычно в малых городах России. Разве что здание четвертой школы –  бывший купеческий двухэтажный дом – выделяется из общего числа строений. Одним концом эта улица направлена в сторону городской больницы, а в противоположную сторону открывается вид на железнодорожный мост, со стороны которого доносится звон колоколов действовавшей и в советский период Благовещенской церкви.

      И вот как раз во дворе этой школы тёплым весенним майским днём 1950 года произошло событие, принёсшее жителям улицы новость: из прежней Лосевской она стала улицей Суворова. Сейчас уже трудно точно установить, по чьей конкретно инициативе было принято решение о переименовании знаковой для окраины городского поселения улицы с говорящим названием – Лосевская. И впрямь, ведь не исключено, что когда-то эта ещё незаселённая и наверняка лесистая территория была местом обитания, в том числе, и сохатых – отсюда, наверное, и её название.

     Но, так или иначе, а принятое решение предстояло выполнить. Как известно, ещё в начале Великой Отечественной войны, 29 июля 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены три высокие полководческие награды: орден Суворова, орден Кутузова и орден Александра Невского. И в связи с исполняющейся в мае 1950 года 150-летней годовщиной окончания славного жизненного пути Александра Васильевича Суворова (1730-1800) было принято решение о переименовании улицы.  

      Происходило это следующим образом (свидетельствует автор этих строк – его отчий дом был напротив школы, – ученик 3-го класса начальной базовой школы № 1, теперь ООШ № 4). Надо сказать, что дети тогда рано взрослели, были достаточно активны, их интересовало всё, что связано с улицей, на которой проходила заметная часть их жизни. И это неудивительно, поскольку родители – на работе, а улицы при отсутствии транспорта были тихие. Земля у домов между палисадниками, как ковром, была покрыта слоем мягкой, густой и приземистой, с цельными почвовидными лепестками, травой морошкой — чем не место для детских коллективных игр на свежем воздухе.       

   И вот,18 мая 1950 года на школьном дворе состоялось собрание жителей улицы Лосевской (председателем уличного комитета была Александра Николаевна Жупикова, проживавшая на той же улице в её начале по нечётной стороне), которые поддержали решение городских  властей  о новом названии улицы. Прошло  уже 75 лет, как она носит название улицы Суворова, а вопрос, когда и почему эта улица называлась Лосевской, ещё ждёт своего ответа.     

      Особо примечательным вид нашей улицы, как и других тихих улиц города, был в летнюю пору, в разгар заготовки сена. В послевоенные годы практически в каждом домашнем хозяйстве, наряду с другими животными, была и корова (в первые послевоенные годы без своего молока было не прожить), а потому заготовка корма для скота являлась важной заботой. Реки тогда были полноводные, заливные луга обеспечивали обильный травостой, и надо было только не упустить момента – вовремя закупить сена или самим накосить травы на выделенном участке, привезти и успеть в погожее время её просушить. И в этот период улица приобретала необыкновенный вид: всё пространство между домами было устлано травой – будущим сеном. А для ускорения просушки его надо было шевелить, периодически переворачивать, чем и занимались дети, помогая своим родным.

      Занятное зрелище представлял собой также выгон скота (кроме коров держали ещё и овец) и его приход с пастбища, как правило, с Бакова поля. Правда, сам выгон дети видели редко, разве что когда рано утром шли по грибы, зато вечером, прервав свои игры и освободив территорию, они бывали свидетелями возвращения коров, удивительным образом узнающих своих хозяев или самостоятельно спешащих к знакомой калитке. Вся эта картина дополнялась видом солнца, заходящего за горизонт в районе Бакова поля.

      С наблюдением за солнцем связано ещё и такое воспоминание. Бытовало поверье, что под Петров день, 12 июля, перед самым восходом солнце «играет», то есть  переливается разными цветами радуги — то повернётся, то уйдёт вниз. Чтобы не пропустить это зрелище, его надо было караулить, чем любила заниматься молодёжь, ещё с вечера собираясь шумными компаниями. Случались и разного рода происшествия, связанные с нарушениями общественного порядка, а потому взрослые и милиция были начеку. 

      Нельзя не упомнить ряда ближних и дальних наших соседей – учителей. Через дом от нас жили сёстры Волобуевы, они, как и другие жители в то время, были большие книгочеи. Тогда бытовала практика обмена книгами для их прочтения, а потом и обмена мнениями по этому поводу. По другую сторону улицы жила Надежда Ивановна Иванова – Заслуженный учитель школы РСФСР, а рядом – учитель физики Козельской средней школы № 1 Георгий Алексеевич Чернобровкин. Все четыре года учёбы автора этих строк в начальной базовой школе учителем там была Зинаида Васильевна Цитович (она жила в переулке Суворова), и её строгость по отношению к ученикам пошла им на пользу.

      Греют душу и воспоминания о людях, которые жили на нашей улице, приходили сюда или приезжали из разных мест. Наискосок от родительского дома, рядом со школой, жил врач Георгий Петрович Гавриков, деятельность которого и весь его облик лучше всего подпадает под определение «земский доктор». Благодаря полученным знаниям в московском медицинском вузе,  высокой квалификации и приобретённому опыту, он стал очень популярным среди пациентов и не только городских жителей. Удивительное дело, но он имел разрешение заниматься, в том числе, и частной практикой у себя на дому. И частенько можно было видеть у ворот его дома больных, прибывавших из деревень на телегах или санях.

      По другую сторону от школы в большом угловом доме жила семья Анны Ивановны Пригóн. Её муж, Александр Трифонович Пригон (1885-1942), был преподавателем математики и заведовал учебным отделом в Козельском педучилище. Один их сын погиб на фронте, а второй, прошедший всю войну полковник войск связи Виктор Александрович Пригон, каждое лето приезжал в Козельск в отпуск. И тогда этот дом превращался в место встреч интересных людей, в числе которых были: Георгий Петрович Гавриков, приезжавший к нему московский родственник, а иногда и однокашник нашего доктора по вузу – профессор медицины из Москвы. Не пропускал этих встреч и главный врач козельской районной больницы Григорий Захарович Болотников – талантливый хирург, новатор в этой профессии, которому многие обязаны своим здоровьем и даже жизнью. И недаром именно Болотникову было доверено организовать в Калуге отделение торакальной (грудной) хирургии, нового в то время направления в медицине.

       Встречи коллег и друзей теплыми летними вечерами при раскрытых окнах дома и звуках домашнего рояля заканчивались за полночь. А поутру можно было наблюдать, как с полотенцами через плечо они бодро шагают на Жиздру для принятия водных процедур.

        Ведя рассказ об улице нашего детства, нельзя хотя бы кратко не упомнить о расположенных вблизи козельских реках Жиздре и Другусне. Ведь эти реки в жизни детей того времени являлись своеобразным продолжением улицы: тёплыми летними днями жизнь ребятни протекала именно там, а родители легко отпускали своих детей на речку, тем более что они уже умели плавать. Путь на Жиздру был недолог – от нашей улицы по перекрёстку в сторону улицы Сенина, а там крутой спуск к реке. А сверху открывался чудесный вид: за широкой рекой слева – зеркало озера, вдали – заливной луг, на горизонте – зелень тянущегося во всю его линию лѐса. Левый пологий берег Жиздры представлял собой не менее восхитительное зрелище – это был прекрасный пляж с белым и чистым песком, дно реки тоже было песчаным. А вода была настолько чистой, что приехавшие к нам из Москвы мои двоюродные сёстры пили её без всякой опаски.

      Современному читателю интересно также будет знать, что уличного водопровода на улице тогда ещё не было. Жители брали воду (по талонам) из большого бассейна, расположенного на краю развалин фундамента бывшей Богоявленской церкви. Как правило, воду носили на руках в вёдрах, дети в этом деле активно участвовали и даже соревновались между собой: кто дольше, без остановки, пронесёт полные вёдра, не расплескав воды. Женщины, как правило, воду носили на коромыслах. А для стирки и мытья головы воду приносили из Жиздры, для этого она лучше подходила, потому что была мягкой.

       На речке Другусне были свои прелести. Вода там тоже была чистая, и рыба в ней водилась. Пескари (мелюзга) так и вились у наших ног, когда мы стояли на мелководье. А главным признаком высокого качества воды было то, что в песке мы постоянно находили ракушки (речные двустворчатые моллюски). Придя домой, мы их с большим трудом открывали, содержимое отдавали курам (они всё мгновенно склёвывали), а очищенные до блеска перламутрового вида створки становились ценными сувенирами, а то и предметами для обмена. Сама по себе речка Другусна не была широкой и глубокой, но в одной её части, где когда-то стояла мельница, сохранялось достаточно обширное место, и там можно было поплавать. А чуть выше (где сейчас деревянный мостик-переход) из под камушков ребята умудрялись доставать раков, не боясь, что те их схватят за пальцы. Водилась в Другусне и рыба покрупнее пескарей (плотва, щурята), её мы ходили ловить вверх по течению реки, за Баков луг.

     В конце этого повествования упомню о произошедшей на нашей улице истории совершенно иного характера, которая попала на страницы рассказа известного русского прозаика и журналиста Виктора Алексеевича Пронина (1938-2023), автора многих произведений приключенческого жанра (в частности, в основу сценария фильма режиссёра Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» была положена история ветерана афганской войны из повести В. А. Пронина «Женщина по средам»). В одном из рассказов В .А. Пронина, написанном в 1970-х годах, речь идёт о криминальном происшествии (убийстве и уничтожившим его следы пожаре), случившемся в том самом доме, где ранее проживала председатель уличкома Александра Николаевна. Но происходили на этой улице и события иного рода, со счастливым концом, и их было подавляющее большинство. 

     Три четверти столетия жизни улицы Суворова уже позади, впереди новые страницы истории, которые пишутся её современными жителями.

     Что же касается представленных здесь воспоминаний автора в целом, то они для него с годами не только не тускнеют, а, напротив, становятся ещё более яркими.

Виктор Григорьевич Тимошин,

Заслуженный преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова,                                                                         Почётный гражданин города Козельска

Поделись с друзьями:
Новости
Сайт использует IP адреса и cookies (куки файлы), сервис Яндекс.Метрика, а также данные геолокации Пользователей сайта. Оставаясь на сайте, я соглашаюсь с политикой их применения
СОГЛАСЕН