Больше века минуло с той осени, когда юный возница Пётр Новиков гнал лошадей, сокращая путь из Оптиной пустыни на далёкую железнодорожную станцию Астапово. За удаль и доброту добрые люди называли юношу Петенькой. Обычно невозмутимый иеромонах Варсонофий Плиханков слёзно просил Господа и Петеньку успеть исполнить одно важнейшее дело для спасения души самого знаменитого человека православной страны Льва Толстого, часы жизни которого были сочтены. Даже в наше время такая поездка на машине занимает больше трёх часов. Наверное, уложиться можно и в три часа, если бы за рулём находились тот самый удалой Петенька или современная молодая таксистка Варенька.
Мастер вождения Варвара Коршунова – участник областного конкурса «Лучший водитель такси России». В прошлом году в Калуге предложили, например, совершить за четыре минуты сложные трюки с наполненным стаканом на крыше. Тонкая звонкая и прозрачная провинциалка Варя справилась, ни капли воды не расплескав, но на 10 секунд, правда, превысила время. Расстроилась ли храбрая и красивая девушка? Ни капли! Далеко не каждый из двух десятков опытных профессионалов-мужчин сумел настолько красиво и нежно проехать. И самое главное, такие «курсы повышения квалификации» помогают в работе.
Неизвестно, ямщиком или извозчиком служил в 1910 году житель Верхних Прысок Петр Фомич Новиков, но, в любую погоду управляясь с лошадьми, постепенно постигал он науку служить людям. Ольга Леонтьевна Худякова, дочка вечного настоятеля Преображенского храма отца Леонтия Никифорова, с детства помнит доброго дедушку Новикова. Четыре километра только в одну сторону ходил он из Верхних в Нижние Прыски по праздникам вечером и утром на службу в храм, которому стоять, как говорил другой оптинский святой, до второго пришествия. Пётр Фомич много рассказывал о том, как при возвращении в родной монастырь всю дорогу плакал и молился о Льве Николаевиче батюшка Варсонофий. Не случилось перед сиротливой кончиной ни спасительной исповеди, ни благодатного причастия. Не допустили к умирающему.
Непросто далось решение заняться частным извозом XXI-го века Варе Коршуновой. Несколько лет назад она, воспитатель детского приюта «Рождественский» в Нижних Прысках, попробовала в свободное время подработать таксисткой. Мало того, что это большая ответственность, так ещё и живучи в нас стереотипы, что не женское это дело. Постепенно втянулась, полюбила новую профессию. И однажды приняла решение создать своё такси, где на первом месте будет служение людям. Точнее, создать такси «Наше», костяк которого составляют надёжные люди из закрывшейся фирмы «Козельск», потому что один в поле – не воин.
Как православный человек получила в родной Оптине благословение на доброе дело, и теперь в Козельске и окрестностях, наконец, появилась фирма такси, в которой всегда есть машина. Бывает, обаятельная Варенька сердечно просит подождать, но ни разу, слава Богу, не случилось отказа. Телефон выключает только ночью по будням. Но и то можно заранее заказать автомобиль на любой час. «Есть стопроцентная гарантия его подачи по предварительной записи!» — сияя тихой улыбкой, радуется добрая душа организатора предприятия.
Порой слышны жалобы на дороговизну такси. Однако, открывая, из чего складывается цена поездки, наоборот, удивляешься, как все эти перевозчики до сих пор не разорились. В советское время в таксопарке были не только водители, но и ремонтные бригады, мойщики, медицинский персонал, руководители, бухгалтеры, кассиры, сменные диспетчеры… Стоимость поездки на такси в десятки раз превышала стоимость билета на общественном транспорте. Нынче наш городской автобус, конечно, дешевле такси, но разница – не самая большая. А требования к безопасности остались, практически, прежними. Раз в полгода – техосмотр Вариной светлой машины с чёрными шашечками. Путёвки. Медицинский контроль. Строгие требования к водителям. Страховка ОСАГО — 27 тысяч. Страховка для пассажиров — пять тысяч. «Космически подорожало всё, – добавляет Варвара Сергеевна, – и бензин, и запчасти…»
В современном такси органично сочетается и стезя извозчика, перевозящего людей по Козельску да ближней округе, и дальний маршрут ямщика: Москва, Подмосковье, даже Ярославль или белорусский Гомель… Вовремя, с комфортом без лишней нервотрёпки доставить пассажиров в нужное место – всё это хорошо получается в «Нашем» такси у добросовестных наследников Петра Новикова.
В молодости Толстой написал рассказ «Метель», где действующие лица ямщики и рассказчик, сам писатель, и та самая метель, что пророчески грозила сбить с пути и до смерти заморозить. В рассказе всё закончилось хорошо, путники спаслись. Бог весть, Варсонофий Оптинский, сидя за спиной Петеньки, вдруг да вымолил душу русского гения, чтобы та нашла дорогу к Отцу Небесному?.. Святость в иеромонахе присутствовала уже тогда. До дня его официальной канонизации Пётр Фомич Новиков немного не дожил, почил в 1982 году, через два года после того, как в Политбюро ЦК КПСС уже принято было решение о масштабном праздновании тысячелетия Крещения Руси, вызревало восстановление Оптинской обители, после чего сразу должна была родиться Варенька Коршунова. Уже взрослой девушкой подходила Варя, как и Пётр Фомич, под благословение к тому же самому отцу Леонтию, чья жизнь, подобно Оптинским старцам и другим истинным христианам, была постоянной наглядной проповедью Евангелия. В первую очередь, благодаря любовному отношению к людям.
Священник знал, что каждый человек нуждается в любви, рано или поздно ощущает своё сиротство в этом мире, где не утихают войны, где одна беда сменяет другую. И Варя помнит, как тяжело было, приходя в приют, глядеть в сиротливые глазёнки ребятишек, в глаза, на дне которых дремало горе. Отцовскую Любовь Творца, Материнскую Любовь Богородицы вполне заменить человеческой любовью невозможно, но наше доброе отношение к ближнему тоже творит чудеса. Если твой пассажир на несколько часов или минут почувствует, что он сейчас твой самый главный человек в жизни, то день прожит не напрасно. Если ты к нему относишься, как к будущему святому, светлой машиной с чёрными шашечками управляет любовь.
Владимир Колмаков











