В последние годы в Козельском районе уделяется повышенное внимание архитектурному облику города. Это объясняется как планами администрации по формированию туристически привлекательного пространства, так и повышенным интересом к нашему городу, вызванным комплексом культурных событий, а также выходом в широкий прокат фильма «Злой город».
Нужно отдать должное районной администрации: процесс этот осуществляется с максимальным привлечением общественности и экспертного сообщества. Каждая деталь рассматривается под увеличительным стеклом и обсуждается со всех сторон. Нередко на заседаниях архитектурного Совета вспыхивают довольно жаркие дискуссии.
Не стал исключением и Совет, состоявшийся в среду, 23 июля, в конференц-зале районной администрации. На повестку дня было вынесено всего два вопроса, но этого хватило на довольно бурное обсуждение.
Первый вопрос подразумевал обсуждение концепции арт-пространства, посвященного героической обороне 1238 года. Если коротко, это, скорее фотозона – стилизованный фрагмент стены с подъемными воротами и макетом стенобитного орудия напротив. Эскиз представлял известный в районе мастер резьбы по дереву Антон Першин. И тут же возникли вопросы.
Во-первых, на эскизе отсутствовала привязка к местности, из-за чего не всем присутствующим было понятно, где это будет вообще. Во-вторых, муниципальной земли в этом месте – кот наплакал, и она представлена мелкими фрагментами среди участков других землепользователей. А потому вполне обоснованным прозвучало предложение главы администрации Елены Слабовой продолжить обсуждение непосредственно на местности.
Но перед этим нужно было обсудить еще второй вопрос – памятник «Напутствие», посвященный участникам СВО и женщинам, провожающих ребят на фронт. Была даже организована громкая связь с авторами концепции. И выяснилось, что вопросы имеются. В самом деле, в таких вещах мелочей не бывает. И, как справедливо заметила Елена Слабова, уж где-где, а в Козельске у этого памятника будет более тысячи критиков, досконально разбирающихся в военной форме и экипировке. Да и женщина должны быть женщиной, а не бабой в валенках. В общем авторам было предложено более детально визуализировать отдельные фрагменты будущего памятника.
А затем пошли на местность. Речь идет о территории, прилегающей к Вознесенскому женскому монастырю, где в советское и постсоветское время располагался козельский филиал Калужского хлебозавода. Именно там археологам удалось обнаружить остатки сильного пожара соответствующего времени и фрагменты крепостной стены. Горсад, длительное время считавшийся историческим центром времен обороны, к сегодняшнему дню этот статус утратил, а культурный слой, обнаруженный там, относится лишь к XIV и более поздним векам.
И тут выяснилось, что выход на местность был правильным решением. Удалось оперативно решить ряд технических вопросов. Например, перенос инженерных коммуникаций. И вообще, привязка к местности претерпела существенные изменения относительно первоначального замысла. Теперь подключившиеся специалисты-архитекторы будут готовить новый эскизный проект.
Кроме того, рассмотрели возможность установки стилизованной крепостной стены со смотровой площадкой на склоне, спускающемся к стадиону. Более того, в окружающей дикой растительности планируется прорубить «окно» для визуального соединения с Оптиной пустынью. В общем, по замыслу должно получиться неплохо.
Так, шаг за шагом, в Козельске наращивается рекреационная и туристическая инфраструктура. И есть вполне обоснованная надежда, что единое пространство от перекрестка до Горсада уже не за горами.
Игорь Гусев. Фото автора










