Уроженец Козельска Алексей Чернов вернулся в Россию. Вратарь, который выступал за датский клуб «Вайле», ближайшие полсезона проведет в своем первом профессиональном клубе – «Калуга».
23-летний футболист не склонен сейчас давать интервью. Его можно понять. Да, Чернов несколько лет провел в клубе российской Премьер-лиги «Уфа». Да, Алексей съездил в Данию. Но все последние годы он практически не играл в футбол.
Трагедии в этом нет никакой. 23 года для вратаря – это самое начало карьеры. Но козельчанин Алексей Чернов уже в этом году планирует показать все, чему он научился в «Уфе» и «Вайле».
Пресс-службе футбольного клуба «Калуга» специально для газеты «Козельск» удалось разговорить вратаря и узнать, как складывалась его карьера в последние годы.

Уфа – фантастическое место
— Алексей, в 2017 году ты стал голкипером «Уфы». Как удалось в таком молодом возрасте сразу попасть в клуб Премьер-лиги?
— На тот момент мне было 19 лет. Я выступал за футбольный клуб «Калуга» уже второй сезон, провел в основном составе один полноценный чемпионат во Втором дивизионе. Естественно, были амбиции достичь чего-то большего. Идеальный для меня вариант на тот момент – тренироваться с основным составом клуба Премьер-лиги, а получать игровую практику во второй команде.
После одного из тренировочных сборов в «Уфе» мне предложили подписать контракт. Я с радостью согласился. Это был очень хороший вариант для развития профессиональной карьеры.
— В «Уфе» номер один, однозначно, Александр Беленов. Наверное, это самый недооцененный российский вратарь. Как вы с ним общались и работали бок о бок?
— У нас было потрясающее общение. Три недели назад, когда я подписал контракт с футбольным клубом «Калуга», созванивался с ним, сказал, что принял такое решение. Он поддержал меня. Понимает, что нужна игровая практика.
Вообще на протяжении четырех лет, которые я был в Уфе, от него слышал только позитивные, хорошие слова. Как и мой первый тренер по вратарям Сергей Фатеев, он не давал мне улететь в облака и заставлял работать. Помогал Беленов и в быту, за футбольным полем.
Первую вратарскую школу мне дал Сергей Фатеев, вторую – Александр Беленов. Техника ловли мяча – все, как у него. Когда ты тренируешься с таким профессиональным человеком четыре года рядом, учишься у него, берешь лучшее. Тем более, мы схожи по антропометрическим данным. Думаю, что я похож на Александра Беленова.
— Но ты, наверное, понимал, что в «Уфе» не сможешь стать основным голкипером.
— Тренер вратарей в «Уфе» Юрий Перескоков, который работал и в «Калуге», говорил, что ему нужно три полноценных голкипера. Должна быть конкуренция.
В 19 лет я был только третьим номером, но со временем стал вторым вратарем клуба Премьер-лиги. По ряду причин выше взобраться не получилось. Возможно, если бы я сыграл свои первые матчи в элите российского футбола более позитивно, могло бы выйти все иначе.
— Запомнился ли дебютный матч в Премьер-лиги?
— Сейчас сами игры уже в тумане. В принципе сразу после матча было такое состояние, не мог вспомнить, как ловил мячи в той или иной ситуации. Просто делал все на автомате.
А запомнилось мне больше всего время до дебютного матча. На меня ведь вообще не рассчитывали. Хотел всем доказать, что достоин играть на таком уровне, злился.
На сборах в товарищеских матчах меня выпускали на 10-15 минут. Даже за это время старался по максимуму проявить себя. И в итоге я заслужил место в основном составе, когда не смог сыграть Александр Беленов.
— Уфа стала для тебя особенным городом?
— Это важное место для меня. Там осталось много друзей. Даже не из мира футбола.
Когда началась пандемия, чтобы не сходить с ума дома, часто ездил к друзьям загород.
Уфа – фантастическое место. Много красивых локаций. Крутых спортивных событий также хватает. Часто ходил на баскетбол, хоккей. Даже сейчас за клубом «Салават Юлаев» слежу. Уфа – это такой город, в который я с удовольствием хотел бы вернуться.
— Ты родом из Козельска. Город небольшой, все друг друга знают. Как отреагировали местные жители, когда ты перешел в «Уфу»?
— Очень много разговоров было. Когда я подписал контракт с «Калугой», потом перешел в «Уфу», уехал в Данию. Сейчас вот вернулся в «Калугу». И все это в Козельске, конечно, обсуждали.
Маме на работе одна женщина однажды сказала: «Мой сын следит за играми «Уфы» и Леши».
Еще один случай был. В школе на уроке математики ребенок сказал учительнице: «Вот вы говорили, что у Леши Чернова ничего не получится, а он сейчас в «Уфе», в Премьер-лиге играет».
— Ты проводил недавно встречи с детьми в Козельске. Как себя чувствовал в статусе учителя?
— Я вообще не любитель таких мероприятий. Вы меня, пожалуйста, поймите. Я еще ничего глобального не достиг. Возможно, даже как-то меня переоценили. Смущает пока лишнее внимание. Не время для разговоров, ведь я еще не достиг того, чего хочу – играть на футбольном поле. Да, я уехал в «Уфу», а потом в Данию. Но, по сути дела, сидел там на скамейке запасных. Хочу сначала чего-то достичь, а потом рассказывать.
Встречу в Козельской школе-интернате организовала моя мама, она там работает. Естественно, я не могу ей отказать.
Встреча прошла в большом зале, было очень много ребят. Они задавали вопросы. Я сам рассказал о своей истории. Хотел передать опыт, сказать добрые слова, которые меня мотивировали в их возрасте.
— Твоя мама прошла большой футбольный путь. Как вы сейчас общаетесь? Ведь ты постоянно находишься вдали от дома. Все ли рассказываешь своей маме?
— Я стараюсь не рассказывать все. Конечно, звоню постоянно, говорю с мамой. Но проблемы и переживания не вываливаю на нее. Прекрасно понимаю, какой путь она прошла. Ей эти проблемы не нужны сейчас. Только про позитивные вещи рассказываю.
У меня в семье три женщины – мама, бабушка и сестра. Я – один мужчина. Поэтому стараюсь помочь в любых ситуациях, если это в моих силах.
— У многих молодых футболистов, которые вырываются в элиту из небольших городов, зарплаты кружат голову. С тобой такое происходило?
— Каждый месяц также какую-то сумму перечисляю. Узнаю, что маме нужно, и помогаю. Это мой долг. Хочу, чтобы мои близкие люди жили достойно. Стараюсь помогать.
— Но ты ведь молодой человек, еще неженатый. Наверное, тоже хочешь как-то отдыхать.
— Естественно, я выбираюсь куда-то. Но это очень нечасто происходит. У меня ведь ежедневные тренировки.

Дания – маленькая Англия
— Места в основном составе датского «Вайле» никто не обещал?
— Нет. Я просто понимал, что это большой шанс. Думал, что в Европе не будут палки в колеса вставлять, не увижу также и агентских игр.
Когда я приехал, в «Вайле» был классный тренер из Дании. Он проповедовал футбол, который мне очень нравится: выход из обороны через пас, комбинационная игра. Тренировки были потрясающие, много футбола, ударов. Все, что нужно вратарю.
— Но что-то пошло не так…
— Да, у нас было несколько сложных матчей с лидерами чемпионата – «Раннерс», «Брондбю». Мы проиграли. В итоге тренера убрали, пришел другой специалист.
— В чем основное отличие чемпионата Дании от российской Премьер-лиги?
— Там другие скорости. В России больше умных футболистов. В Дании берут свое за счет физики и напора. В этом чемпионате игроки не находятся в тепличных условиях, они голодные, идут на риск.
— Какая атмосфера на футбольных матчах в Дании?
— В одной из игр мы принимали клуб «Брондбю» из столицы Дании – Копенгагена. Были две заполненные фанатские трибуны. Наша – вся в красном, их – желтая. Очень крутая перекличка фанатов была. Потом мы забили гол. За воротами находились болельщики «Брондбю». Полетели стаканы с пивом, фанаты побежали к сеткам, что-то кричали. Это крутая атмосфера, маленькая Англия.
— Где ты жил в Вайле?
— Город сам очень небольшой, чуть больше 30 тысяч жителей. Мне клуб предоставил квартиру в центре Вайле. Очень комфортная и уютная.
— На улицах к тебе люди подходили?
— Даже при том, что я не играл, меня иногда узнавали. В основном датские дети кричали: «Чернов, Чернов». Или дедушки, которые увлекаются футболом, подходили.
Вообще футбол для Дании – это праздник. На него ходят всей семьей.
— Большие отличия по менталитету между россиянами и датчанами?
— Внутри мы одинаковые. Не совсем открытые, железные такие.

Возвращение в Калугу
— Как получилось так, что тебе пришлось из Дании в начале 2022 года уехать? Шанса, по сути дела, в «Вайле» не дали.
— Я очень расстроен этим. Но ничего страшного, буду работать дальше. Я старался, полностью отдавал себя тренировочному процессу. Не хочу искать виноватых. Надо еще больше трудиться.
— В итоге ты вернулся в «Калугу». Это шаг назад, чтобы сделать два шага вперед?
— Я долго обдумывал эту ситуацию. Рассматривал этот шаг. Я думаю, что у меня все получится. Надо весенний отрезок чемпионата пройти достойно, чтобы дальше вернуться в высшие российские лиги.
— Как тебя встретили в «Калуге»?
— В составе многих я хорошо знаю. С кем-то только познакомился. У меня со всеми теплые и рабочие отношения. Это может стать залогом успеха в весенней части чемпионата России.