Один из наших подписчиков Василий Алексеевич Кононенко не только представитель династии русских защитников Родины, но и настоящий хранитель военной истории. Он собирает вырезки из газет – от районки до федеральной прессы, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне. Василий Алексеевич сам ребенок войны, его братья сражались на ее фронтах, поэтому сотни газетных полос из его архива – это и личные воспоминания, и личная боль.
«Я нашел человека, который хоронил моего погибшего брата»
«Это мои родители, братья и сёстры, – показывает на фотографии, размещённые на специальной растяжке, Василий Кононенко. – Нас было 10 человек, а я был девятым ребёнком. Мой самый старший брат Алексей 1921 года рождения готовился осенью 41-го уйти в армию, но, когда началась война, его забрали уже на второй день. В феврале во время обороны Москвы он получил ранения, был доставлен в госпиталь Орехово-Зуево, где на следующее утро умер. Там же моего брата и похоронили».
Василий Алексеевич рассказал, что отыскал могилу брата и даже встречался с человеком, который хоронил его и других погибших солдат.
«Он долбил замёрзшую землю, копал ров, в который укладывали умерших, завернутых в простыни. Когда до верха оставалось сантиметров 30, то принимался за следующий ров и этой землёй засыпал тела…» – рассказывает Кононенко.
Похоронка на Алексея добралась до его родителей только в марте, ведь жила семья на Дальнем Востоке – в деревушке, что в 10 километрах от Благовещенска. Но убитые горем отец с матерью решили, что Алёша всё равно будет жить и родившемуся через пару месяцев сыну дали его имя. Не знали они, что предначертали парнишке нелёгкую судьбу – тоже воевать, но уже в Афганистане.
Но тогда родители воспряли духом и своего очередного старшего сына Илью собирали на фронт в полной уверенности, что вернётся он домой живым. Так оно и случилось. Во время сражения за Ульяновский район Илья, несмотря на полученное тяжёлое ранение выжил, был комиссован и отправлен обратно на родину.
Пощадила судьба и другого брата – Николая, которого в 1945 году призвали на Сахалин, где он освобождал братскую Корею. Отслужив «от звонка до звонка» все четыре года, вернулся домой без единого ранения.
Династия защитников
А что же герой нашей публикации? Росший в большой семье, в которой всегда жила тема войны и защиты родины, Василий закончил школу и поступил в Иркутское авиационное училище. Но полетать ему не довелось. Тогда в СССР создавались ракетные войска. «И меня в числе других выпускников отправили служить в город Киров на станцию Юрья. Сегодня там стоит точно такая же дивизия – один к одному, как наша в Козельске. А 61-м был лес, дорога, шлагбаум и будочка…»
В этой ракетной дивизии наш герой прослужил 20 лет, после чего в звании капитана прибыл дивизию Козельска. Здесь он стал майором, был заместителем командира эскадрильи по тылу.
«Дети мои свою судьбу также связали с военным делом. Старший сын Игорь был направлен в Чехословакию. Через 2 года с нашими войсками был выведен на Урал, оттуда попал под Читу, потом обратно – в Чебаркуль. Последним местом службы стала Самара. А последние 10 лет занимает пост заместителя министра финансов в Самарской области», – говорит Василий Кононенко.
А вот у второго сына нашего героя – Александра местом службы стала козельская дивизия, где он верой и правдой отслужил 20 с лишним лет. В полку нёс боевое дежурство на командном пункте, был связистом.
«Мы с отцом ведём подсчёт годам, которые наши предки и наша большая родня посвятила и продолжает посвящать военной службе. Ведь служили своему Отечеству не только мужчины, но и тёти, жёны, невестки. Поэтому общее число лет вылилось в сумму 200. И я уверен, что она будет расти дальше. Мы с отцом надеемся, что кто-то из моих троих дочерей тоже выберет военное дело и встанет на защиту нашей Родины», – говорит Александр, глядя на фотографию 15-летней Анны, 10-летней Юли и 8-летней Марии.
«И как только дали слабину, нацизм возродился»
Конечно, и отцу, и дедушке хочется, чтобы девочки служили в мирной России, не допуская распространения нацизма, который во время Великой Отечественной наш великий народ победил.
Вот что сказал Василий Алексеевич Кононенко, когда мы заговорили о спецоперации на Украине.
«На Параде Победы в Москве немецкие знамёна были повержены, брошены к мавзолею. Но идеологию мы не уничтожили. И как только дали слабину, она возродилась на Украине, в Польше, в Прибалтике. За событиями слежу, и очень жаль, что ребята наши ценой своей жизни уничтожают украинских националистов. Но их надо уничтожить, на сей раз доведя дело до конца!»
К хранителю военной истории и представителю династии защитников стоит прислушаться.
Евгения Симонова
Фото: Василий Батурин
Ваш комментарий будет первым