В последней декаде декабря в ДЦ «Возрождение» прошла научно-практическая конференция, посвященная истории Свято-Никольского храма Козельска. В ней приняли участие клирики епархии, потомки священнослужителей и прихожане церкви, а также неравнодушные к истории родного края люди.
Восстановление одного из древнейших городских храмов, построенного в 1740 году в стиле московского барокко, ведется уже много лет.
Свято-Никольский храм является объектом культурного наследия федерального значения, поэтому реставрационные работы должны предваряться серьезными краеведческими исследованиями.
Именно они и дали множество интереснейшего материала, подготовив почву для проведения краеведческой конференции, состоявшейся по благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты.
«Время – собирать камни…»
Детский центр «Возрождение» украшен в преддверии Рождества Христова. На витринах при входе – чудесные работы воспитанников, которые с удовольствием разглядывают гости, а после проходят в актовый зал.
После молитвы конференцию открывает владыка Никита. Он обращается к собравшимся с приветственной речью, в которой приводит библейскую фразу царя Соломона: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни…»
Епископ напомнил о наступившем времени духовного и практического созидания. «Потому что камни, которые разбрасывались с храмов наших в свое время, в том числе и с Никольского храма, сейчас потихонечку мы с вами собираем», – отметил он в своем выступлении.
Ведущий конференции – настоятель Свято-Никольского храма и идейный вдохновитель проекта иерей Сергий Дрозд рассказал, что одна из целей проведения этого мероприятия – привлечь козельчан к участию в краеведческих исследованиях. По словам отца Сергия, в городе много строений 19-го и начала 20-го веков. Покупая старые дома, люди зачастую выбрасывают мусор, не подозревая, что в нем могут оказаться уникальные документы, свидетельства очевидцев и фотографии, связанные с историей города и восстанавливаемым Никольским храмом, в частности. Такие же материалы могут находиться в семейных альбомах старожилов. «Поэтому, дорогие козельчане, возможно именно ваш материал поможет увидеть храм с такого ракурса, который пока недоступен на данном этапе», – обратился к горожанам настоятель прихода. Ведь для воссоздания былой лепоты и архитектурного облика чрезвычайно важны такие артефакты.
Московское барокко
Продолжая свое выступление, отец Сергий коснулся темы строительства Свято-Никольского храма, его конструктивных особенностей, в том числе в дореволюционный период.
«Никольский храм находится как бы «на стыке» Москвы и Санкт-Петербурга. Для того, чтобы оценить его масштабы, историческое и культурное значение, нужно посмотреть на храмостроителя», – заметил настоятель прихода.
Иерей Сергий рассказал об истории рода, заслугах и воинской службе храмоздателя – государственного деятеля Дмитрия Андреевича Шепелева, генерал-аншефа, члена Высшего суда и обер-гофмаршала времен Петра Великого и эпохи дворцовых переворотов.
Участники конференции узнали, что за свою жизнь этот царедворец построил порядка 60-70 храмов на собственные средства. В современных реалиях, с учетом богатого убранства, каждый такой храм обошелся бы в несколько сотен миллионов рублей, то есть речь идет о миллиардных вложениях. Эти цифры говорят о глубочайшем понимании роли Православия в Российском государстве.
Отец Дмитрия Андреевича – царский стольник Андрей Петрович Шепелев был вкладчиком Оптиной пустыни в петровское время. Имея большое доверие со стороны Петра Первого, Дмитрий Андреевич являлся главным застройщиком Петербурга и контролировал строительство Зимнего дворца. И именно ему, учитывая его высокие личные качества, доверяли деньги в период казнокрадства.
По одной из версий, которой поделился отец Сергий, источником вдохновения для Дмитрия Андреевича Шепелева при строительстве храма в Козельске послужила московская церковь в честь мученика Иоанна Воина на Якиманке.
Настоятель прихода, продолжая рассказ об архитектуре Свято-Никольского храма, напомнил об утрате в сильнейшем пожаре 1777 года элементов его декора, сопроводив свой доклад слайдами с фотографиями дореволюционного периода. «Найденные изображения храма, уникальные фото иконостаса критически важны для проведения реставрации. Краеведческие исследования – один из этапов работ, и фотографии нужны в максимальном разрешении, чтобы архитекторы видели, как элементы выглядели, чтобы их можно было восстанавливать», – подчеркнул отец Сергий. Для воссоздания же безвозвратно утерянных архитектурных частей, отметил он, за основу будут взяты украшения и декор храма на Якиманке.
Ожившая история
В знаменательном событии приняла участие и Нина Геннадьевна Никольская – праправнучка протоиерея Димитрия Никольского, последнего настоятеля храма в дореволюционный период.
Благодаря ей, собравшиеся смогли узнать об уникальном документе – дневнике отца Димитрия, который он вел с 1899 по 1916 год. Записи содержат интереснейшие сведения об истории Козельска, начиная с момента основания. В них, например, находит подтверждение факт захоронения Дмитрия Андреевича Шепелева, согласно его завещанию, в Свято-Никольском храме. Священник пишет: «Когда снимали леса в приделе «Утоли моя печали», упала доска, пробила пол, и обнажилась часть склепа храмоздателя, что было исправлено».
Не менее важны и описания времен Первой Мировой войны, где упоминается о введении сухого закона и его итогах, о собранных в Козельске 32 тысячах рублей, валенках и многом другом для помощи фронту. Есть записи, датируемые 1915 годом: «Великая Европейская война продолжается. Мобилизация как людей, так и лошадей тоже продолжается. Народ посылает на защиту Отечества своих детей и отцов…»
Как заметил ведущий, спустя столетие эти заметки представляют огромную историческую ценность, они ещё никогда не публиковались.
«Надо сказать, что отец Димитрий служил в нашем храме в течение 20-ти лет настоятелем, а до этого – десять лет в селе Попелево. Скончался он ориентировочно в 1926 году, но дату его смерти установить пока не удалось», – рассказал далее отец Сергий, упомянув о работе над генеалогическим древом и документальными подтверждениями жизни священнослужителя и его родных.
Он также продемонстрировал уникальные фото из семейных архивов как самого протоиерея Димитрия, так и его детей, и близких. В том числе, сделанные в доме на Земляном Валу, где жил священник.
А у входа в актовый зал все могли приложиться к семейной реликвии – иконе Тихвинской Божией Матери, принадлежавшей протоиерею Димитрию Никольскому. Эту икону его правнучка Тамара Владимировна Никольская передала бывшему тогда настоятелем храма протоиерею Валерию Клинову, ныне клирику храма, в монашестве – иеромонаху Тихону.
«Там определенно чьи-то мощи были»
Иеромонах Тихон Клинов, ставший первым настоятелем храма в 90-е годы прошлого века и служащий в нем и поныне, также поделился своими воспоминаниями.
Он рассказал о новейшей истории Свято-Никольского храма, о состоянии и устройстве церкви в 1994 году, когда она была возвращена епархии: о сложностях с оформлением документов и поиске финансирования, о трудностях строительных и реставрационных работ, когда каждый сантиметр приходилось кропотливо восстанавливать. А также о служении в тот период и дотошной работе в архивах, где были найдены многочисленные материалы по Никольскому храму.
«Мы фиксировали, записывали поэтапно: что делалось каждый год. В колокольне была почти разрушена кладка. Пришлось кирпичи через один-два выбивать и делать вычинку», – делится подробностями иеромонах Тихон…
Продолжение материала о сокровищах и тайнах Свято-Никольского храма Козельска читайте в свежем номере районки от 13 января
Наталия Шеховцова
Фото: Виталий Верескун
Ваш комментарий будет первым