Истории и смыслы режиссера Владимира Хрущева
27 марта отмечается Всемирный день театра
Владимир Хрущев знаменитый в России режиссер, им поставлены сотни спектаклей в разных театрах страны, десятки из них получили награды на российских и международных фестивалях. Несколько лет Владимир Геннадьевич был главным режиссером Калужского театра драмы, теперь он на той же должности, но уже в Орле. То есть козельские театралы при желании могут познакомиться с творчеством Хрущева – до Орла два часа езды, да и в нашем областном центре еще идут постановки мастера. С Козельском кстати помимо географической близости Владимира Геннадьевича связывает еще и то, что в прошлом году он поставил спектакль по мотивам повести нашего главного редактора «Кутига», а в далеком прошлом наш выпускающий редактор Евгения Симонова (которая по первому образованию актриса) играла в спектаклях Хрущева – тесен мир. О театре, провинции и любви (куда же без нее) мы попросили рассказать Владимир Геннадьевича в нашей новой рубрике в анкетном жанре «Истории и смыслы».
Мне не за что ненавидеть театр.
Когда я был маленьким, я мечтал найти сундук счастья.
Я стараюсь любить актеров, но любовь как вода в сосуде – со временем она испаряется. Для меня любить – значит уважать. Как в одной из пьес Разумовской: «А можно меня любить поменьше, а уважать побольше?» Любовь – чувство взаимное. В одни ворота в футбол не сыграешь…только на тренировках, а у нас командная игра. И если актер не попадает в ворота – любить его сложно. Но ОНИ – единственный проводник. Без вариантов.
Актера нельзя не любить, он это чувствует и обязательно отомстит.
Театр и провинция – эти две субстанции прекрасно сочетаются. ТЕАТР – вершина культурной цепочки, потому что в театре сходятся все виды искусств.
Быть режиссером иногда опасно для жизни – такого мнения я не слышал, думаю, что есть профессии и поопаснее, но доля правды в выражении этом есть. Мы знаем имена тех, кто серьезно пострадал…А если смотреть философски, то режиссер всю жизнь занимается тем, что борется с Хаосом (занимается Драмой – как видом искусства), и пытается гармонизировать МИР, привести его в порядок, «в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами». Конечно, этот труд очень влияет на продолжительность жизни и здоровье.
Если человек НЕ скучает по детству и молодости, значит он просто еще молод. Думаю, ностальгия – не самое полезное умение для актера. Есть навыки поважнее.
Я бы с радостью вернулся в театр пантомимы, потому что тогда мне было 20 лет и с этого началась моя жизнь в искусстве.
Говорят, что я странный. Да, есть такое. Профессиональная деформация:система ценностей отличная от среднестатистической; легкий аутизм; тщеславие, приправленное эгоизмом; ограниченный круг интересов, и друзей – все это отражается на лице.
Мои спектакли для тех, кому за 40…шучу))) Если серьезно – не на массового зрителя. Хотя были исключительные случаи. Рассказывать истории (а именно этим я занимаюсь), всегда нужно тому, кто хочет слушать. «Глухим» и «слепым» эти сказки рассказывать бессмысленно.
Вы спрашиваете, пугает ли меня, что моего любимого режиссера Всеволода Мейерхольда убили? Если честно, любая смерть меня пугает. Как гласит еврейская мудрость: «Если спас одного человека-спас целый мир». Так же в обратном порядке.
Есть мнение, что любой из зрителей может стать соучастникам спектакля. Зритель неизбежно должен стать Соучастником спектакля, Соучастником События – это наша профессиональная задача.
Как я хочу умереть? Что-то у нас все про Смерть? Лучше скажу так – как бы я хотел жить? Ответ – счастливо.
Нет театра в стране, в котором я бы не ставил? Ваши слухи о моей популярности слегка преувеличены. Я мечтаю ничего не ставить. Хочу творить легко, весело и без напряжения, от сердца и души, по любви и взаимному уважению, – это не обязательно ставить спектакли. В жизни много интересных вещей, которыми я готов увлеченно заниматься, включая постановку спектакля.
Почему не работаю в Москве? Не раз задавал себе этот вопрос. В юности было много шансов, и позже были конкретные предложения. Сейчас это утопия. Все глупости нужно совершать в молодости. Раньше я это как-то отвечал на подобные вопросы, типа «искусство не знает географических границ. Театр – он внутри тебя и не зависит от того, в каком городе, театре и пр.» На сегодняшний день, я не помню ответов на эти вопросы. Вспомню-отвечу.
Козельск для меня это…. Не для меня это.
Современный театр потерялся во времени…. Точнее, ОН лакмусовая бумага времени. Из ничего – ничего и не рождается. Современный театр ищет новые коммуникативные связи со зрителем. Они прерваны и создается ощущение, что театр потерялся. На самом деле есть масса примеров стопроцентного попадания в сегодняшний день. Слава таким художникам.
Мой театральный message не направлен на разговор о проблемках сегодняшнего дня (предположим, что я не современен), скорее мне хочется поговорить проблемах вечных. Разница между проблемками и проблемой, думаю, многим понятна… Это уже разговор об «этом странном» – с чего мы и начали.
Фото из личного архива Владимира Хрущева
и Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева
Ваш комментарий будет первым