Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Моё дело – готовить для космонавтов корабль, а им – лететь на нём». 12 апреля мы позвонили на Байконур, где сейчас работает наш земляк Павел Бедин

В начале марта начальник комплексного стенда СПЗ Павел Бедин уехал на Байконур и сейчас готовит к запуску грузовой корабль «Прогресс МС». В День космонавтики Павел поделился с нами последними новостями со стартовой площадки, а также рассказал о своей работе при  страшной жаре, о семье, которая ждет его в Сосенском, и о том, как благодаря увлечению он вписал себя в историю первого в мире космодрома.  

Привет с Байконура!

– Павел, какая по счёту ваша нынешняя командировка на Байконур?

– На Байконур я езжу уже 13 лет, поэтому точно не скажу. Также не смогу назвать точную цифру запущенных в космос кораблей. В нынешней командировке готовлю к запуску грузовой космический корабль «Прогресс МС» – на нашем наземном оборудовании проверяю его работоспособность. Так что вернусь в Сосенский только в  начале июня.

– Над сборкой этого наземного оборудования в Сосенском трудятся заводчане. Его изготавливает большая команда ваших коллег-земляков. Так что сейчас у вас есть возможность передать им байконурский привет и поздравить с профессиональным праздником – Днём космонавтики. 

– Привет и мои поздравления с профессиональным праздником всему огромному коллективу Сосенского приборостроительного завода. Профессиональных достижений и мирного неба над головой.

– На всех заводах, на СПЗ в том числе, есть основные и вспомогательные цеха, которые работают на конечный результат. А на Байконуре как?

– Вместо цехов здесь огромный технический комплекс высотой с десятиэтажный дом и очень больших размеров.

– Значит, и лифты есть для оперативного передвижения?

– Туда даже поезд может заезжать, на котором завозится и крупногабаритное оборудование, и комплектующие, и сами корабли.

– Понятно, что сам космический корабль, что пилотируемый, что грузовой, изготавливает космическая корпорация РКК «Энергия» в Королёве, а собирают его десятки организаций, сотни людей.

– Да, это огромный коллективный труд нескольких организаций. ГК Роскосмос, «Прогресс», РКК «Энергия». Всех задействованных в монтаже трудно вспомнить и перечислить. Мы же, инженеры СПЗ, в сборке не участвуем. Мы проверяем космические корабли на нашем наземном оборудовании – на аппаратуре автоматизированной информационной системы (АИС).

– Итак, корабль собран и проверен – всё в порядке. Когда же на его борт ступают космонавты, чтобы успеть его «обжить»?

– Космонавты приезжают на Байконур за две недели до пуска. Происходит тренировка экипажа, и в это же время идёт примерка кресел – ложементов в кабине корабля. Проверяют абсолютно всё, чтобы космонавтам во время полёта было максимально удобно и комфортно.

Актёры и туристы

– Павел, вы сказали, что находитесь на Байконуре с марта и вернётесь домой только в июне. Сколько же длится подготовка к запуску корабля – от изготовления корпуса до окончательной проверки?

– Тут я затрудняюсь озвучить точные сроки, потому что саму ракету изготавливают на самарском «Прогрессе», а корабль делают специалисты РКК «Энергия». Я могу сказать только про проверку на Байконуре: 2,5 месяца «грузовик» и около 100 дней пилотируемый корабль. Да, на пилотируемые «Союзы» времени уходит больше, потому что там больше систем. Это система защиты, система автоматического спасания космонавтов на всех этапах лёта ракетоносителя и корабля. Плюс система жизнеобеспечения. А грузовой корабль летит без людей. Он в автоматическом режиме доставляет полезные грузы на МКС – воду, топливо, провизию, оборудование…

– Павел, ваш коллега, ведущий инженер СПЗ Николай Козлов рассказывал, что в космос отправляются целыми научными «делегациями», беря с собой не только эти полезные грузы, но и растения, и животных. Вы видели, как их загружали в корабль?

– Я видел только контейнеры и боксы. Ведь упаковка подобного полезного груза происходит в чистых помещениях, где работают специалисты.  Всё должно быть стерильно, чтобы ничего постороннего не было занесено на МКС. Так что во время погрузки содержимое груза не видно.

– А актрису Юлию Пересильд и режиссёра фильма «Вызов» Клима Шипенко вам удалось увидеть перед запуском их в космос?

– Да, я был тогда здесь, участвовал в четырёх запусках сразу. Это был «Союз» съёмочной группы, затем готовил грузовой корабль. После был модуль «Наука». А в декабре запустили японских туристов.

– Вы их видели?

– Да. Но без рукопожатий и всего остального. А вообще я многих космонавтов видел, но знаком лично лишь с некоторыми. Их же подвозят к кораблю в последний стартовый день после заправки ракетоносителя всеми компонентами топлива. Поэтому всё происходящее вижу на мониторе в подземном бункере.

– Павел, а если бы вам предложили стать космонавтом – полететь в качестве туриста, вы бы не отказались от такого предложения?

– Не знаю. Это ответственная работа. Даже туристом ты должен знать всё, ну, хотя в минимальном объёме. Надо понимать, как и что работает. Вед только в одном космическом корабле более 100 тумблеров, вентилей, кранов, переключателей. К тому же надо знать, как себя вести в любой критической ситуации. Поэтому профессиональных космонавтов готовят долго. Люди по 5-10 лет стоят в очереди.

Скажу так: каждый должен заниматься своим делом. Моё дело – готовить для космонавтов корабль, а им – лететь на нём.

О природе и погоде

– Павел, расскажите немного о местной природе. Как она выглядит?

– В Астрахани были, где степи бескрайние. Здесь точно так же – глазу не за что зацепиться. Но суслики есть, вылезли, когда тепло стало. Корсаков много – степных лисиц. Они настолько привыкли к людям, что на стартовом комплексе они бегают как собаки.

– А какая сейчас погода на Байконуре?

– Здесь резко континентальный климат. Очень мощные температурные перепады. Две недели назад было минус 10, и нас завалило снегом. А сейчас у меня 30 градусов – жара стоит. Но ночью может быть минус 5-10, а в обед – 25-30 со знаком плюс.

– Как адаптируетесь? Очень ведь тяжело.

– Относительно моего молодого возраста нормально.

– Молодой возраст – это сколько?

– 18 мая исполнится 35. Здесь буду отмечать.

– Но как будете отмечать? Ведь на Байконуре нет ни родственников, ни друзей…

– Ну, как нет? Я сюда летаю 13 лет. Для меня, можно сказать, Байконур – второй дом. Я знаю здесь всех – и коллег из смежных организаций, и тех, кто здесь постоянно работает и проживает. Здесь же не все командировочные. Представьте, что вы выросли в одном городе, а потом переехали в другой. А через 10 лет у вас и там, и там друзья. Вы же никого не забудете?

– Конечно, никого! А на «большой земле» – в Сосенском кто вас ждёт?

– Все ждут – жена, дочка, сын, родители…

– А побывка между командировками сколько у вас длится?

– По-разному – от 3-х до 8-ми месяцев.

– Жена свыклась с тем, что вы часто на Байконуре?

– Ну, да. Она знала, на что шла…

– Павел, а какой возраст у ваших деток?

– Сыну меньше года. Он у меня в июне родился. А дочке 4-й год пошёл.

– Значит, у них пока нет осознания и гордости за то, что их папа корабли в космос запускает?

– У дочки в последнее время появилось. Но скучают они по мне оба.

– Вы ведь тоже по семье скучаете. Поэтому надо как-то занимать себя вдали от дома…

– Занимаю моделированием. Делаю из бумаги макеты космических кораблей, которые когда-то запускались и стали уже историей, и те, что до сих пор запускаем в космос. У нас на космодроме есть музей, где мои работы занимают отдельную часть экспозиции.

Байконур ждёт

– Всё-таки, многие сейчас вам, Павел, завидуют – вы вместе с другими специалистами, съехавшимися со всей России, делаете большое дело. И многие сейчас задаются вопросом: чтобы работать на Байконуре, какие этапы надо пройти? Что закончить?

– Лично я начал с Сосенского радиотехнического техникума. После его окончания  пришёл работать на завод, поступил в институт управления бизнеса и технологий. А дальше был Тульский госуниверситет, где учился на отделении «Конструирование и разработка электронных систем». Так что два высших образования получил, как говорится, без отрыва от производства.

Тем, кто хочет попасть на Байконур, надо начать этот путь хотя бы с техникума… У нас умных людей много и в Сосенском, и в Козельске. Поэтому им не надо стесняться своих амбиций.

– Что ж, Павел, благодарим вас за то, что уделили нам время в своём плотном рабочем графике. Поздравляем вас и всех, кто сейчас на Байконуре, с Днём космонавтики. Удачного вам запуска «Прогресса». Ну, и как поётся в известной песне «Домой возвращайтесь скорей…»

Беседовала Евгения Симонова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять