Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«От Великой войны до Великой смуты». В Доме Цыплаковых прошла встреча с питерским художником-баталистом Андреем Ромасюковым

Персональная выставка Андрея Николаевича «Эхо Великой войны (1914-1918 гг.)» проходила в сентябре-октябре этого года в Козельском музейно-краеведческом центре. Перед закрытием экспозиции у козельчан была уникальная возможность встретиться и пообщаться с автором грандиозных живописных полотен и тонких графических работ. Это стало настоящим праздником для всех неравнодушных к искусству и истории нашего Отечества.

Подобные события имеют особый смысл. И по такому случаю Козельск посетили генеральный директор Калужского объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов и главный редактор журнала «Калужское наследие» Дмитрий Кузнецов. А среди желавших познакомиться с автором было немало молодежи и ценителей живописи.

Эпичные выставки в Козельске

Открывая встречу, Виталий Бессонов отметил необычность работ художника, отрывающегося от традиционных подходов. «С одной стороны, мы видим реалистичные полотна, с другой – невольно проникаем в суть вопросов и противоречий, которые связаны с эпохой, представленной на этих полотнах», — рассказал Виталий Анатольевич. Он напомнил, что большим желанием было не только получить эти картины, но и встретиться с автором, который мог бы и рассказать, и погрузить ценителей прекрасного в мир творчества, созидания, мир тех полотен, которые украшают козельский музей.

По словам Виталия Бессонова, для козельчан и гостей города понятна причина, по которой событие состоялось: Козельск – город воинской славы. Здесь – музей, посвященный знаменитой обороне Козельска, и военно-историческая составляющая является одной из важных и для козельчан, и для филиала музея-заповедника.

В нынешнем году в Козельске прошло несколько эпичных выставок, связанных с началом 20 века, Первой Мировой войной и революционными событиями. И это тоже не случайно, ведь одно из живописных полотен – диорама художника Павла Рыженко «Брусиловский прорыв» — уже несколько лет находится в Козельске, привлекая к себе внимание.

Поэтому художники с радостью стремятся показать свои полотна козельчанам и гостям города, число которых огромно.

Урок для современников

«Мне, как литератору, полотна Андрея Николаевича на протяжении многих лет дают огромный творческий импульс. Целый ряд стихотворений у меня появился под впечатлением от его картин, и я рад, что судьба нас десять лет назад свела, и мы дружим», — поделился эмоциями журналист и поэт Дмитрий Кузнецов.

Затем слово взял сам автор масштабных полотен, заметив, что рад счастливой возможности побывать в Козельске и привезти часть своих работ. Ведь с детства, по словам Андрея Ромасюкова, он был увлечен историей Средневековой Руси, знал о городе и его знаменитой обороне в 1238 году.

«2022 год является, с исторической точки зрения, календарной датой столетия со дня окончания Гражданской войны в России, уходом из Владивостока последних белых и занятием всей страны уже Красной армией», — напомнил художник-баталист.

Андрей Николаевич отметил, что с 2014 года существует его художественный проект «От Великой войны до Великой смуты». В нем представлены работы на тему начала войны 1914 года, которую современники называли Великой, и последующих событий, где участие принимали те же люди, что пережили и революционные события, и гражданское противостояние. Все это объединено одной большой темой.

По словам художника, та эпоха интересна тем, что в войну 1914 года Россия вступила единой, как империя, как дом для всех, когда шла борьба с внешним врагом. И тем страшнее то, что потом людей разъединило, когда они повернули оружие друг против друга.

«Это трагично в вызывающих непонимание обстоятельствах. И, тем не менее, это произошло с нашей страной. И, казалось бы, это должно было стать большим уроком. Но все мы видим, что иной раз события могут так повернуться и так повторяются, что через 100 лет мы в какой-то мере можем назвать их гражданской войной. И с той, и с другой стороны люди, разговаривающие на русском языке. Это вызывает трагизм и боль в сердце, и желание, чтобы наша истерзанная земля скорее бы получила мир. Хочется, как на некий нравственный урок для себя, соотечественников, соседей¸ посмотреть на те события», — поделился своими мыслями автор.

Батальные шедевры

Далее Андрей Ромасюков познакомил гостей с историей создания и сюжетами представленных полотен.

Одна из первых знаковых картин цикла – посвящение «Пятому Александрийскому императорскому полку» или черным гусарам. Автор коснулся истории его появления, знаков отличия, выразительно изображенных на полотне, сражений и конце существования полка в огне Гражданской войны. И напомнил о том, что в его рядах служил Николай Гумилев и многие известные люди той поры.

Андрей Николаевич отметил, что история Первой мировой войны недостаточно изучается в средней школе. И о доблести русской армии, о героических страницах и победах, таких как спасение Парижа, упоминается крайне мало. Тем значимее стало присутствие на встрече козельских школьников, внимательно слушавших рассказ о Великой войне.

Яркие моменты из истории императорской армии того периода нашли свое отражение в картине «Атака» — первом выходе тяжелой русской конницы Лейб-Гвардии Конного полка у Каушена. Здесь в центре сюжета – молодой ротмистр, командующий конным эскадроном, будущий лидер Белого движения Петр Врангель, получивший за этот славный бой, вошедший в историю, первый в русской императорской армии той войны Георгиевский крест.

Стихотворение «Конная атака», написанное Дмитрием Кузнецовым под впечатлением от «Атаки», которое он прочитал вслед за рассказом художника, добавило динамики и эмоциональности.

Отдельного внимания заслужила и «Кавалерийская сшибка. Дело под Каменкой-Струмилово», повествующая об эпизоде победоносной для русских войск Галицийской битве. Написанная живо и реалистично, она изображает бой казачьего полка в несжатой ржи с мадьярскими гусарами.

На полотне «Марш Сибирских стрелков» — напряженный момент знаменитой Варшавско-Ивангородской операции по обороне русской Польши от немцев, когда русские сибирские стрелковые корпуса входили в бой прямо с эшелонов поездов. Воины, среди которых были охотники, отличались стойкостью, умелой стрельбой, приводя немцев в трепет. Именно этим русским воинам, не позволившим противнику прорвать фронт, была посвящена песня, известная как «По долинам и по взгорьям».

Во время захватывающего повествования автор словно погрузил зрителей в гущу исторических событий, а четко прорисованные образы и батальные сцены, тонко подчеркнутые нюансы и оттенки передали накал страстей.

Символизм и аллегории

Необычайно притягательными для зрителя стали полотна, наполненные визуальными символами и аллегориями. Так картина  «Сердечное согласие (Антанта)» раскрывает тему военного союза, стремящегося к переделу мира, с которым мы постоянно сталкиваемся. Работа отсылает к проблемам геополитики: неслучайно здесь показана разыгрываемая шахматная партия. А также геральдические символы – пантера и леопард; ящерица, оседлавшая сферу, как образ власти: и три типа холодного оружия – британское, французское и казачья шашка.

Художник словно ищет символ того, что власть предержащие часто, играючи, могут развязывать конфликты, на которые обычный человек повлиять уже не в силах.

Еще одно полотно, наполненное символизмом, отражающее страшный период в истории России. Остановка поезда на станции Дно, когда Николай Второй следовал из могилевской ставки. Работа не связана конкретно с отречением от престола. Но здесь образ царского поезда – постоянного движения, в котором принимаются, возможно, исторические решения. 

«Для меня этот остановленный поезд явился остановленным временем. Потому что то, что потом произошло с Россией, отбросило ее на многое время назад. И те вопросы, которые тогда не были решены и не доделаны, мы сталкиваемся с ними сейчас», — так раскрыл смысл работы автор. Андрей Николаевич расшифровал для пришедших на выставку символы, вплетенные в канву картины – часы, переписка государя, икона святого Иова, которого последний российский император считал своим покровителем.

Дмитрий Кузнецов, вдохновленный этим полотном, создал ошеломительное стихотворение «Остановленное время», которое продекламировал присутствующим. Оно добавило глубины и выразило весь трагизм событий, предшествовавших гибели Российской империи и Царской семьи.

Портреты

Интересными, передающими характер и внутреннее состояние героев, явились и портреты полководцев Великой войны: Михаила Алексеева, признанного германским командованием величайшим русским стратегом Великой войны, Алексея Брусилова, величайшего полководца императорской армии, автора методики наступления, известной как Луцкий или Брусиловский прорыв…

Полную версию материала читайте в печатном номере районки 10 ноября

Фото: Виталий Верескун

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять