Архиерей Русской православной церкви, викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф (Королёв) рассказал читателям районки о том, как нравственное воспитание детей, укрепление семейных уз и стремление к христианской любви могут стать путеводными звездами во время войны.
Владыка, узнав о цели предстоящей беседы – укрепить дух воинов и мирян, встретил нас радушно. И мы сразу приступили к диалогу, к которому вскоре присоединились и другие священнослужители. Но о них чуть позже…
«Будем меняться к лучшему…»
— Владыка, сейчас в российских медиа активно обсуждается вопрос гражданской осознанности, так как до сих пор находятся люди, осуждающие спецоперацию или попросту равнодушные к ней. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в Козельске, по сравнению с другими городами — райцентрами и мегаполисами.
— Отмечу сразу, что в Козельском районе, по сравнению со столицей, равнодушных к происходящим сейчас историческим событиям — сущие единицы. В мегаполисах другая ситуация — люди часто охвачены духом материализма, среди их ценностей доминируют деньги. В регионах люди проще, спокойнее и добрее. В Козельске, например, в основном, живут патриоты, которые любят свою Родину и поддерживают традиционные ценности. Это видно по настроениям прошедшей волны частичной мобилизации — многие наши солдаты из учебных частей не просто охотно откликнулись на присланные повестки, но и женились перед отправкой на фронт. Мужчины начали создавать семьи, и это говорит о более сознательном отношении к браку, повышению уровня ответственности за семью, готовности поддерживать традиционный институт брака, оставаться патриотом своей страны, быть русским, быть православным.
— Владыка, а как институт семьи может спасти традиционные ценности? Послужить на благо православия?
– Наш Президент в ноябре нынешнего года подписал указ по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Уверен, поступательное развитие и всецелая поддержка такой политики — залог успеха. Эти меры приведут к демографическому восстановлению. И надо начинать с семейных ценностей и запрета ЛГБТ. Хотя, конечно, это процесс сложный и долгий, ведь рождаемость за последние тридцать лет упала. Но надежда появилась отвоевать всё то, что было захвачено либералами. Указ надо было ещё раньше подписать, но его в феврале заблокировали так называемые «деятели культуры».
Либеральные западные ценности агрессивно внедрялись в сознание россиян через СМИ, кино, литературу и другие источники. Вообразите, за 30 лет мы настолько ослабли генетически, что умудрились вырастить поколение равнодушных и зацикленных на себе потребителей, лишенных любви к семье, к Родине, к вере, к ближнему своему. Вот теперь и расхлебываем…
Москвичи, приезжая ко мне в монастырь, начинали жаловаться. А я их спрашивал: «Что вы ропщете? Вы приезжаете на дорогих машинах, живете в теплых домах, едите сыто, путешествуете куда захотите, но при этом у вас плохое правительство — во всём всегда виновато. Господь ведь пошлёт войну, потом страдать всем миром будем».
Совсем немного времени прошло, и вот началась эта духовная встряска.
— Владыка, а как русскому человеку поступать в текущей ситуации? Что делать?
— Мы понимаем, что сейчас на фронте решается судьба нашего Отечества. Но она решается и здесь, в тылу. Все мы сейчас находимся в духовном ополчении. Прежде всего, от нас требуется молитва. И мы все, как можем, стараемся молиться за наших воинов. Кто может, оказывает материальную и гуманитарную помощь. Бог поможет нам, если мы будем каяться и меняться к лучшему. Прикладывать усилия — нравственные, духовные. Возвращаясь к теме создания семей, хочу привести недавний пример венчания девушки-волонтера и солдата-разведчика, который вскоре отправится на передовую. Многие священники развивают институт семьи и как «бойцы невидимого фронта» стараются работать на опережение — вдохновлять паству на то, чтобы создавались семьи и рождались дети.
«Духовная встряска»
— Владыка, что Вы думаете об оставлении Херсона? Как это восприняла Ваша паства?
— Это большой удар по сердцу! Но мы все ободряем друг друга, нам дальше отступать некуда. А что касается духовной встряски, происходящей в нашем обществе, то созидать мир нам ещё долго придётся. Если изнутри нас не разложат (как во время Первой мировой войны), то мы победим. Но будем верить в возрождение России. Нравственное очищение уже пошло, а нам всем надо молиться, чтобы меньше жертв было.
Потеряв 30 лет, мы не заслужили быстрой победы — это было бы чудо, которое вряд ли бы было нами оценено по достоинству. Нам сегодня нужны как воздух и вода: очищение, защита ценностей, уроки патриотизма в школах. Разумеется, форму подачи ценностей нужно дорабатывать и это займет еще какое-то время. И сейчас бывает в школах проскальзывает какая-то либеральная ересь. Например, случай в учебном заведении Малоярославца, где провели ЛГБТ-урок. А это уголовное дело – пропаганда среди несовершеннолетних.
Быстро очиститься не получается — весь мир ополчился против нас. Происходящее в Европе в последнее время уже не безбожие, а реальный сатанизм.
Подобное может начаться и в России, если перестать работать над своей идентичностью — достаточно вспомнить, что прозападные книги о ЛГБТ еще в этом году спокойно можно было приобрести на сайтах крупных российских книжных магазинов. Миллионы тиражей раскупили, а это прямая пропаганда нетрадиционных ценностей среди детей.
Нравственное разрушение хуже, чем наркотики. Живем в страшные и тяжелые духовные времена. Уберечь от этого детей очень сложно.
— Владыка, на ком ответственность за разложение молодого поколения? Кто должен оберегать детей? Родители?
— К сожалению, не все родители сейчас занимаются воспитанием детей, а школа долгое время отстранялась от участия в нравственном образовании. Сейчас в школах стали внедрять программы высокой морали, надеемся, они дадут свои положительные результаты. У меня имеется опыт организации православной гимназии, я понимаю, что образовательный процесс должен включать в себя и весомую долю нравственного воспитания.
Помощь фронту
Когда мы коснулись военной темы, владыка Иосиф пригласил присоединиться к разговору насельника Оптиной пустыни, иеромонаха Максима, который вплотную занимается помощью передовой.
— В августе мы отправили на фронт большую машину с медикаментами, предварительно связавшись с военными врачами одного из госпиталей, — начал свой рассказ отец Максим. – Медики работают там, начиная с февраля. На момент поездки наша армия несла большие потери, было много тяжелораненых ребят, без одежды. Поэтому, помимо медикаментов, благодаря пожертвованиям прихожан, мы закупили и привезли ребятам нижнее бельё.
Приехали в распределительный госпиталь, состоявший из надувных палаток. Рядом располагалась вертолетная площадка, с которой раненых доставляли в другие больницы: кого в Ростов, кого в Питер, кого в Москву.
Надо заметить, что врачи там оказались людьми очень хорошими и интересными. Так, одна из врачей, акушер по специализации, приехав в госпиталь, быстро переквалифицировалась. Парни-то без конечностей поступали. Она же и рассказала, что к ним приезжает много помощников, привозя с собой много гуманитарки.
Знаем, что козельчане помогают мобилизованным землякам адресно. Мы тоже многим так оказывали помощь — по звонку московских владык. Географический разброс у нас большой. И помощь такая же обширная. Саратовским мобилизованным ребятам доставили всё необходимое для строительства блиндажей. Всё делаем на пожертвования прихожан, никто из них не против. Мы никого не бросаем.
— Но самое интересное, что на днях к нам обратился командир батальона, который формирует собственный отряд, — вступает в разговор владыка Иосиф. — Он попросил у нас полкового батюшку. Командир — человек необычный, родом из Киева. С 2014 года воюет против украинского режима, защищал Луганский фронт. Получил ранение и сейчас формирует свой полк имени Александра Невского. Это Алексей Верещагин, наверняка вы о нём слышали. Он недавно давал интервью на одном из телеканалов.
— Слава Богу, в ряды его полка собираются люди верующие, которые исповедуются, причащаются, прикладывают усилия к тому чтобы понимать, что там происходит, — отмечает отец Максим. «Мне рассказывать не надо, что русские «напали» на Украину. Я сам всё видел — как на Майдане бойцов «Беркута» жгли коктейли «Молотова», — делился с нами своими воспоминаниями Алексей. Поэтому Синодальный отдел батюшку отряду командирует на один месяц. А если на больший срок, то надо его будет включать в штат Минобороны.
«Через слово и печатную строку…»
— А ведь ваша районка постоянно пишет о героях СВО. Таких, как Герой России Владимир Игнатов, который ценой своей жизни спас с поля боя своих раненых товарищей. Помню, как вы тему частичной мобилизации вели, провожая в учебку всех призванных. Освещаете работу волонтерского штаба. В каждом номере у вас присутствует патриотическая тема, — листая один из номеров газеты «Козельск», комментирует владыка Иосиф. — Вот опять же про перезахоронение героев Великой Отечественной войны в братскую могилу Мехзавода недавно писали. А в этом номере главный материал о вручении смертельного медальона родственнице красноармейца Федора Лысенкова. И о погибшем протоиерее Михаиле Васильеве написали…
В каждом выпуске газеты чувствуется неподдельный патриотизм. Вы молодцы. Ведь как говорится в Священном Писании: кто отказывается от Родины, тот от своего рода отказывается. От отца, Отечества. А нынешних космополитов – надо воспитывать заново, и именно таким образом — через слово и печатную строку.
— Владыка, оптинский иеромонах, духовник одного из сотрудников нашей редакции — отец Роман (Кошелев) сейчас служит на Московском подворье. Благодаря его усилиям 20 октября вышел великолепный материал — подборка пророчеств святых отцов о России. Все они в свое время говорили о том, что наша страна и наша Церковь воскреснут из пепла и воссияют на весь мир чистотой веры и премудростью в управлении православной Державой.
— А отец Роман сейчас как раз в Оптиной, — улыбается наместник монастыря и достаёт мобильник. — Отец Роман, вы ещё не уехали в Москву? Тогда зайдите ко мне.
— Мы с отцом хотели у Вас, владыка, взять благословение, чтобы периодически писать совместные материалы в газету на тему единства народа и Церкви. Что только так мы сможем одержать победу над врагом, название которому сатанизм.
— Это хорошая идея, — отмечает Владыка, внимательно рассматривая газетные полосы. — А это что за материал — «От Великой войны до Великой смуты»?
«Про всё это нужно рассказывать…»
— Отличный материал Наталии Шеховцовой! В октябре в Козельский музейно-краеведческий центр приезжал питерский художник Андрей Ромасюков, работы которого выставлялись здесь же в течение двух месяцев. Так вот автор приехал на закрытие выставки и рассказал козельчанам историю создания работ.
— Какие вы молодцы, что поднимаете такие темы! Ведь история движется по спирали!
Первая мировая война, Великая смута… Тогда, как и сейчас, Россию пытаются разрушить изнутри: нас же втянули в ту войну, и опять повторение. С 1916 по 1918 годы раскачивали интеллигенцию изнутри и разрушили. Миллионы жертв красного террора! И отзвуки слышатся до сих пор — улицы в наших городах до сих пор носят имена страшных деятелей революции, ненавидящих Россию. Тот же Маркс, который говорил, что славяне — это неполноценный народ. А у Ленина со Сталиным даже слова «Россия» в обиходе не было.
Отец Илий (Ноздрин), когда слышит имя «Ленин», говорит: «Чего нам ждать хорошего, пока он лежит там?»
Все большевистские памятники стоят, создавая негатив. Хорошие улицы носят имена плохих личностей. И будет это до тех пор, пока мы в школах не начнем преподавать правильную историю России. История Европы в школьной программе большая, а история России — маленькая. Учителя и школьники часто даже не успевают дойти до революции 1917 года. А нам следует рассказывать детям историю так, как все это было… Крымский террор, тамбовские концлагеря и прочее. Эти страшные темы им не преподносят. А жертв были миллионы, и ничем это никогда не оправдывалось, все умалчивалось. Про все это нужно рассказывать, потому что дальше мы не сможем сдвинуться.
«Родит ли ещё матушка России старца?»
— Владыка, в Оптиной всегда хорошо. Это, наверное, потому что здесь скит старца Амвросия. Нам удалось там побывать в июле, когда проходили «Дни Достоевского в Оптиной пустыни». Такая благодать! Вот и отец Силуан (Межинский) говорит, что свечение, исходящее от скита, видно даже из космоса.
— XVIII–XIX века были уникальным временем расцвета старчества. Нигде более такого не было. Старцы передавали свои дары, свой духовный опыт. Вся Россия сюда тянулась. Все лучшие люди сюда приезжали — литераторы, философы, ученые. Достоевский, Гоголь, Леонтьев, Нилус…
— А родит ли еще матушка России старца?
— Все время спрашивают про это. Во время недавней пресс-конференции в «РИА Новости» в рамках проекта «Религия и мировоззрение», посвящённой 35–летию возвращения Оптиной пустыни Русской Православной Церкви, также задали вопрос: где старцы? Они уходят – отец Кирилл, отец Власий… Воспитать должны мы их. С Божией помощью будем стараться.
— Удивительно, что Россия обладает способностью духовного выживания, а в Оптиной за эти годы появилось так много прекрасных священнослужителей, не так ли?
— Да, Украину изуродовали, — включается с порога в беседу отец Роман, только что зашедший в покои владыки. — А то, что Россия выжила — чудо большое.
— Но русский дух не сломить. У нас сохранились лучшие качества: благородство, справедливость, взаимовыручка, верность, — отмечает владыка. – А если еще убрать такие слабости как пристрастие к алкоголю и блуду, то народ обретет недюжинную силу, народом-богатырем станет. Именно эту силу нужно дать нашим потомкам. В каждой области, в каждом районе создан совет по духовно-нравственному воспитанию детей. Однако тех мероприятий, которые проводятся, недостаточно — нужно большее, на более тонком уровне, чтобы мы работали от души, а не формально, для галочки.
— Согласимся с вами, владыка. Нужны яркие примеры для проведения того же курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Желательно привлекать настоящих героев, показывая живые примеры. Тогда в наших детях проявятся и человечность, и духовность. Будут создаваться крепкие семьи, воцарится настоящий патриотизм, воскреснет любовь к Родине.
«Фронтовая история любви»
Удалось нам познакомиться и с той самой семейной парой, которую в тот день обвенчал владыка Иосиф. И вот они уже сидят с нами за одним столом, согласившись поделиться своей счастливой историей любви.
— Я познакомилась со своим будущим супругом через интернет, когда помогала нашим бойцам собирать гуманитарную помощь для передовой, — рассказывает Екатерина. — И поскольку мы с Сашей оба верующие, то решили обвенчаться, несмотря на то, что всего полгода знакомы. У Саши сейчас отпуск, но скоро ему вновь отправляться на фронт. А Владыку Иосифа я знаю уже семь лет…
— Узнав, что у Екатерины появился не просто молодой человек, а самый настоящий воин, я заочно начал за него молиться. Его первый раз вчера увидел. Обвенчаться — их инициатива, я их поддержал и благословил, — улыбается владыка.
— Ребята, великое Таинство случилось, что вы почувствовали? — интересуемся мы у молодых.
— Прошло всего три часа, — смеются молодожены.
— Что дальше будет?
— Одному Богу известно. Сейчас отпуск закончится, и Саша обратно поедет.
— Екатерина, как ждать будете?
— Как раньше, так и сейчас: продолжать заниматься волонтерской деятельностью. Сейчас мы команду Саши практически полностью укомплектовали, мелочи остались. Если будет нужно что-то еще, продолжим помогать.
— Кто помощники в этом деле?
— Я занимаюсь общественной деятельностью, и за это время у меня накопилось много связей с хорошими людьми — бескорыстными, открытыми, добрыми. Вместе с ними мы защищаем традиционные ценности. Например, боремся за жизни не рожденных детей. Собственно, благодаря таким людям, и получается собирать команду в очередную поездку. Надеемся, война скоро закончится — когда думаю об этом, вспоминаю, как однажды один священник сказал, что война завершится, когда все наши храмы заполнятся.
— Кстати, да. Это очень важная тема, — отмечает Владыка Иосиф. – Насколько мы станем духовнее, зависит от нашего образа жизни и покаяния. Чем быстрее мы начнем меняться, перестанем грешить, сквернословить, изменять, воровать — тем быстрее станем чище, и Господь нам дарует Победу. Это и на уровне правительства, и на уровне каждого человека.
Кстати, все изменения видны уже: на телевизионных каналах батюшки поют, играют на гитарах. Курский священник исполняет свои духовные песни. Людям надоела грязь, хочется чистоты. Это хорошие изменения. Сколько можно пошлости терпеть —официальную пропаганду сатанизма? Поп-звезды, учившие нас какой-то непонятной жизни все эти трудные годы, уезжают.
Но еще все впереди. Если Россия официальной станет консервативной страной с традиционными ценностями, то наступит великий исход из Европы. Вернутся все наши эмигранты. Они поймут, что там все ужасно не только экономически, но и духовно. Нормальные люди уже сейчас начали возвращаться обратно. Так что победа будет за нами! — резюмирует владыка Иосиф.
За окном покоев наместника уже стемнело. Два с половиной часа беседы пролетели как одно мгновение. Возвращаясь к главным вратам Оптиной, анализируем озвученные идеи и укрепляемся в вере, что Русская Православная Церковь и её народ непобедимы. И пусть это лишь начало противостояния злу. Вместе с Богом мы преодолеем все невзгоды!
Евгения Симонова
Фото: Виталий Верескун
Ваш комментарий будет первым