Когда Пасха выпадает на май, то невольно возникают параллели Победы жизни над смертью, дарованной Господом Иисусом Христом, и Великой Победы, ради которой советский народ принес несопоставимые ни с чем жертвы. Современным молодым людям, многие из которых далеки как от Церкви, так и от истории – эту «рифму» двух Побед сразу и не понять. Но есть места в Калужской области, где стоит побывать лишь раз — и тогда все «пазлы» встанут на место. Сегодня мы расскажем о храме в честь Воскресения Христова в селе Ульяново.
«Ходите осторожно, здесь всюду падают кирпичи», – такие слова слышат те немногие, кого допускают в среднюю часть холодного храма. То есть прямо под купол. К престолу, освященному в честь Воскресения Христова.
В последние годы здесь действительно стало опасно находиться, храм в аварийном состоянии, под старинными фресками, между массивных колонн натянута красно-белая лента. Тревожно. Трепетно. Но дух захватывает от масштабов. От прикосновения к чему-то очень торжественному, от сопричастности с по-настоящему драматичной историей.
В исторические документы и заглянем. Вот что мы читаем в описаниях храма, дошедших до нас еще с первой половины XIX века – с пушкинской эпохи.
«В общем объеме холодного храма по углам куба расположены 4 мощных столпа, соединенных между собой высокими подпружными арками. Столпы в своем основании имеют сложную конструкцию и образуют проемы для входа в алтарь, ризницу и пономарскую. На стены барабана-восьмерика опираются 8 парусов сходящихся в средокрестии и образующие купол. В средней части купола расположены круглые световые проемы, образующие в подкупольном пространстве световой крест».
Подобные описания обычно встречаются в историях столичных храмов. Но Ульяново (или как называли до революции – Плохино) – небольшое село в трехстах километров от Москвы, и вдруг такой собор – 15 тысяч квадратных метров. До революции, как утверждают источники, он вмещал не менее четырех тысяч прихожан.
Сегодня, когда службы идут лишь в одном приделе, храм может вместить на порядок меньше. Но от этого свое величие он не теряет. И все так же поражают взгляд и простого человека, и искусствоведа уникальные фрески храма. Они тоже живой урок истории и живописи. Мастерство художников, масштабность, выбор сюжетов – все говорит о том, что перед нами образец, равный европейской росписи.
Есть в храме неканонические образы, например, той же Новозаветной Троицы – Бог Отец изображен седовласым старцем. Что только добавляет храмовой живописи тайны и уникальности.
По Троице, этому образу Победы, в годы немецкой оккупации стреляли немцы. Хотя такое ощущение, что стреляли они все-таки без разбора и по кругу – следы от пуль везде. Святые, ангелы – чуть не каждому досталось по пуле. Стреляли и в купол – где изображена композиция «Отечество».
Другими словами, когда в начале войны в село пришли фашисты, они, вероятно, поняли, что перед ними не просто храм, а настоящий символ Победы. И ничего лучше не придумали, как его расстрелять. Взорвать такую громадину – было просто невозможно.
Интересно, что те же немцы на время разрешили храм открыть – двойные стандарты всегда отличали иноверцев от православных.
Теперь смотрят на нас – раненые, но не уничтоженные фрески. Памятники духа. Образцы мировой живописи. Сама по себе эта панорама ярких (особенно в утренних лучах) высокохудожественных работ, испещренных следами от пуль, но не потерявших «лица» – одна из самых красноречивых проповедей Победы жизни над смертью и Победы русских людей.
Досталось от фашистов не только фрескам. Теплый храм, который располагался на втором этаже трапезной, был полностью разорен. Сорваны полы, а несущие дубовые балки выпилены и увезены немцами для ремонта моста. Но и теплый храм, хоть тоже и находится в аварийном состоянии, не потерял своего величия.
Несмотря на все глумления и издевательства – стоит Воскресенский храм. А его стены и фрески не устали «повторять» нам самые главные слова православного мира «Христос Воскресе».
И это «Христос Воскресе» звучит над всеми пожарами истории (церковь горела в 19-м веке), над боями революции, над тоннами зерна, что хранили в храме после его закрытия в начале тридцатых, над выстрелами НКВДшников (в подвале храма перед войной были расстреляны 16 человек, среди них дети, один из них чудом выжил и в шестидесятые приезжал на место своего спасения), над бомбежками Великой Отечественной (во время которых местные прятались в храме, и в это же время был разрушен южный порт храма – от прямого попадания снаряда святые стены спасла липа), звучит пасхальное песнопение и над лозунгами «показать последнего попа», и над лихолетьем девяностых…
И над холодными и эгоистичными нулевыми.
Немногие пока отвечают храму. Но как отклик на его великую историю – в местном краеведческом музее есть медальон с иконкой, его нашли поисковики в одном из ульяновских сел. Медальончик этот принадлежал погибшей медсестре. Девушке, которая пошла на войну не по призыву Сталина, а по зову совести.
Но кто еще ответит этому «гласу» из глубин русского духа? Сегодня приход не самый большой. Многие и вовсе проходят мимо храма. Попытки привлечь к его проблемам тех, кто мог бы заняться восстановлением – тоже пока не привели к успеху. Все-таки суммы нужны гигантские.
А ведь в конце XVIII века, то есть когда Пушкин даже не родился, именно местные жители настояли на том, чтобы каменный храм в честь Воскресения Христова был достроен. По преданию, возводить его начал сподвижник Петра Великого, граф Яков Виллимович Брюс. Дело шло не быстро, и это понятно – попробуй построй в глубинке храм, равный питерским соборам. Благодетель так и не дождался окончания работ. По мнению иерея Алексея Сорокина, храм продолжил строить внучатый племянник графа – Яков Александрович Брюс. Но тоже не дожил до завершения строительства – он умер в 1791 году. Есть также история о том, что жители села (оно тогда называлось Плохино) попытались собрать деньги на завершение работ сами, но поняли, что не потянут, тогда они отправили делегацию в Италию к родственникам графов. С берегов Средиземного моря плохинцы вернулись с нужной суммой.
К 1805 году храм был достроен.
У современных жителей теперь уже Ульянова такого рвения, вероятно, нет.
Но даже история, запечатленная в камне, с веками разрушается. Равнодушие и безверие – страшнее немецких винтовок.
Однако местные священники, краеведы, прихожане храма не теряют надежды, что когда-нибудь слова «смертью смерть поправ» они пропоют под куполом храма, в главном его приделе. Куда снова начнут пускать всех желающих. Пока что верующие встретят Пасху в другом приделе, но тоже внутри своего собора. Пока еще внутри…
Одно будет, как и прежде, – колокольный звон понесет радость о несокрушимости веры, о Победе Иисуса по ближайшим селам и деревням. И как прежде – утром в воскресенье солнечные лучи нарисуют под куполом световой крест.
Этот свет на пару часов «затянет» раны войны.
Реквизиты для перевода средств на нужды храма:
Местная православная религиозная организация
приход в честь Воскресения Христова с. Ульяново
Козельской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Отделение N 8608 Сбербанка России г. Калуга
р/сч 40703810222160100985
к/сч 30101810100000000612
БИК 042908612
ИНН 4019001799
КПП 401901001
ОГРН 10240000008537
ВОСЕМЬ важных дат из истории храма
Построенная в 1803 году шестипрестольная каменная церковь, освященная в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, стала наследницей деревянной Дмитриевской церкви. Архитектурный стиль определен искусствоведами как переходной от барокко к классицизму.
После закрытия Оптиной пустыни в январе 1923 года при храме проживал оптинский старец прп. Нектарий.
Последнего священника Воскресенской церкви арестовали на Пасху в апреле 1932 года.
18 октября 1937 г. священник храма Антоний Жуков был расстрелян, его казнили вместе со священником Иоанном Зерцаловым.
В 1942 г. во время немецкой оккупации по согласованию с немецкими властями храм был на короткое время открыт.
В 1944 году храм был снова открыт. Теперь уже по решению советских властей.
С начала 90-х гг. в храме проводятся ремонтные и восстановительные работы. 18 апреля 1995 г. на куполе звонницы храма был установлен крест.
С декабря 2002 года настоятелем храма назначен священник Максим Садовников. Численность прихода выросла с 70-80 человек в 80-90-х годах до 150 человек в воскресные дни, а в отдельные Великие праздники приходят до 300 человек. В собственность храма возвращено здание бывшей церковно-приходской школы, где сегодня успешно действует Воскресная школа. Восстановлено помещение бывшей церковной лавки. Имеется обширная, более 1000 томов, библиотека святоотеческой и другой литературы православной тематики. В приходе действует группа милосердия.
Ваш комментарий будет первым