Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Тур с Батуриным. Наш фотокорреспондент вместе с участниками проекта «Регион 40. Поехали» побывал в Тарусе. И… влюбился!

“Ой, как худо жить Марусе

В городе Тарусе!

Петухи одни да гуси,

Господи Исусе!”

     (Николай Заболоцкий)

Ну, не так уж в ней и худо нынче, в Тарусе. Кому? А давайте посмотрим.

Совсем маленькая она – Таруса. Всего девять тысяч человек там живет. Весь городок можно пройти пешком из конца в конец.

Мы на главной площади Тарусы.

Конечно же, по странной провинциальной традиции (как, впрочем, и везде) на главной площади – собор Петра и Павла и, как всегда, Ленин. Если я теперь в другом маленьком городке поблизости от церкви не обнаружу памятника Ленина, то буду удивлён.

Фасад собора украшен мозаичными иконами святых – Петра, Павла, Николая, Амвросия Оптинского, Тихона Калужского.

Каким-то загадочным образом в моих поездках всё чаще встречаются мозаики…

На выставке тарусских художников нас встретил глава Тарусского района и коротко ознакомил нас с особенностями города. Один нюанс в его рассказе обратил на себя моё внимание. Город Таруса (и Тарусский район) – место отдыха не для всех. Этот город для художников, писателей, поэтов, музыкантов. Музыкантов, но, не всяких. Если вы захотите провести в Тарусе рок-фестиваль с пивом и т. п., то это не выйдет. Вот такой подход.

И вот такие очаровательные сказочные картинки мы увидели на этой выставке.

Предисловие окончено, следующий пункт – музей Цветаевых. Не знаете, кто такая Цветаева? Ну, поэтесса была такая. Стихи писала. Хорошие стихи. «Иронию судьбы или с лёгким паром» видели? «Мне нравится, что вы больны не мной» – это цветаевское. А музей неинтересный. Вещи всякие старинные надерганы незнамо откуда, каждая подписана “дар Иван Иваныча” или там “дар Марфы Петровны” какой-нибудь.

Между прочим, диванчик слева видал задницу Поленова, так, по крайней мере, утверждает информационная табличка на входе в эту гостиную.

Немножко фотографий и документов Цветаевых.

Стены украшены картинами местных пейзажистов. Хорошими картинами. Современными. Тоже подписанные – “дар такого-то” и т.д. Прямо-таки, подозрение закралось, что всё эти живописные “дары” – всего лишь способ пропиарить художника.

Вспоминая посещение этого музея, спрашиваю себя, что я ждал от этого? Видимо, хотелось ощутить атмосферу времени, почувствовать, что вдохновляло Марину Цветаеву на её стихи. Но, не получилось. Повидав другое, будешь поневоле сравнивать. В таком же, достаточно глухом и провинциальном городе Феодосии есть музей писателя Александра Грина. Создатели музея очень творчески подошли к его оформлению. Там посетитель сполна ощущает атмосферу, вдохновившую писателя на его произведения. Романтику моря.

Здесь же – не получилось.

Потом идём гулять по парку высоко над Окой. Вот он, русский простор. А вот он – памятник. Это Цветаева. Красивый памятник.

Вот здесь, на просторе над рекой можно ощутить атмосферу “ту самую”, вдохновляющую.

Дальше в этом парке нас встречает Белла Ахмадулина. Нет, не сама. Памятник.

Что, тоже не помните? Снова спрашиваю: «Иронию судьбы» видели?

«По улице моей который год

звучат шаги – мои друзья уходят… »

Вот эти строки – Ахмадулиной.

Дальше над рекой – памятник Паустовского. Честно признаться, не читал я его в юности, не нравился он мне. Вот Чехов нравился, Гоголь нравился, даже Тургенев – и тот нравился. А Паустовский – нет. Надо будет почитать. Тем более, памятник – вон какой красивый, душевный.

Дальше нормальная дорожка кончается, и начинается песок, раскисший от дождей.

Периодически поскальзываясь и балансируя, чтоб не упасть, бредем к камню, установленному на месте, где “хотела бы лежать Марина Цветаева”.

Вот опять, опять эта бессмыслица. Вон там побывал и постоял тот, тут – побывал и посидел этот, а воон там, оказывается, хотела лежать эта…  Если отметить все места, где хотел бы побывать, постоять, посидеть, полежать некий знаменитый человек (а их ещё и много, знаменитых), то, никаких камней и памятников не хватит. Абсурд, одним словом. Можете в меня плюнуть за это.

Идём по скользкому песку дальше, к следующему памятнику. В памяти всплывает афоризм чудесного Козьмы Пруткова: “Не ходи по косогору – сапоги стопчешь”.

И вот мы у могилы Борисова-Мусатова, русского художника, бывшего крепостного. Всего 35 лет прожил. Изумительно выразительное надгробие там стоит, на косогоре над рекой.

А на камне возле крутой лестницы, ведущей вверх (ну, или вниз – кому как больше нравится) – небольшой мозаичный значок. Прямо указатель, ведущий к кладу, как в приключенческих романах…

Поднимаемся выше. Мы пришли. Пришли, видимо, к основной цели нашей экскурсии – Дому литераторов.

Место, где время от времени проводятся разные выставки, концерты. Место, где красота окружающего мира передана не самым распространённым способом – с помощью мозаики. Да, опять мозаика… Мозаика такая, этакая – разная, и вся такая красивая…

И что вы думаете, она сама здесь появилась, эта мозаика? Да как же – сама! Всю эту красоту создал своими руками волшебник, по-другому не скажу, из Италии – Марко Бравура.

Нет, это еще не он. Этот молодой человек – тоже художник. Ученик итальянца.

Мозаичные столики…

Мозаичный пол…

Конечно, некоторые не могут удержаться, чтобы не прикоснуться  к красоте.

Братцы, да там даже туалет украшен мозаикой!

А вот этот предмет в разных обличьях попадается нам не один раз. Подозреваю, что это всего лишь автограф маэстро, превращённый в арт-объект.

Да, так и есть, это автограф.

Везде, за каждым углом, каждым поворотом нас подстерегают диковины.

Здесь можно сыграть в шахматы. А можно и не играть…

Ещё один столик.

Минуя библиотеку, переходим в маленький концертный зал. Его стены украшены золотыми деревьями.

В следующей галерее – опять чудо.

И немного юмора.

Вот ещё – просто подпись художника.

А это что? Да так, ничего особенного, – это стена мастерской, где сделали и продолжают делать всю эту красоту.

За углом здания – новые чудеса. Нас встречает сверкающий роскошью диковинный арт-объект – золотая волна.

А вот и он сам – мастер, создавший все это великолепие. Марко Бравура.

Вот, видимо, окончательный вариант “просто подписи”…

Всё стены уставлены стеллажами, заполненными заготовками для мозаики.

Очередной, ещё не законченный мозаичный шедевр.

Уходить оттуда просто не хотелось. Я бы там остался, ей-богу. О доме литераторов можно говорить много, очень много. Но, лучше один раз увидеть.

П-Ока мы возвращались назад той же дорогой, которой пришли, меня не оставляло смутное ощущение, что нечто подобное я где-то видел. Это было в Крыму, на набережной Коктебеля. Это было в Феодосии, в сквере на могиле Айвазовского. То же самое ощущение романтики и вдохновения.

Такая же улочка, как в приморских городах.

И даже гостиница “Якорь”.

И даже ворота обычного частного дома! Может быть, здесь живёт художник?

А дальше нас ждала церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Истомино.

Нас радушно встретил и много рассказал о ней пономарь этой церкви, человек артистичный и бесконечно влюблённый в своё дело – служение церкви.

Но, я уходил оттуда разочарованным.

Любуясь интерьером и иконами, я слишком неосторожно, слишком близко подошел к одной из них и обнаружил, что она попросту напечатана на баннерной ткани с помощью современной техники. После этого открытия ощущение картонности всего окружающего в этой церкви уже не покидало. Все-таки, иконы, созданные руками самодеятельных художников, и украшающие деревенские церкви, хоть и выглядят неуклюжими, но сделаны они от души, от чистого сердца. А у принтера – какая же может быть душа?

В церковном дворе нас ждал большой серый кот. Всё его погладили, а некоторые даже подержали на руках.

Никаких гусей в Тарусе я не видел –  не случилось. И худо там будет тем, кто привык, чтобы их развлекали. Скучно им там будет. Таруса не для таких. Она для тех, кто творит. Вот им там стоит побывать. И я туда ещё не раз приеду. Ибо влюбился в этот городок на Оке.

Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять