Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«К каждому ребенку нужен свой подход». Интервью с учителем-логопедом из Сосенского Александрой Мельниковой

В России отметили День социального работника. Козельский район исключением не стал. В этот праздничный день в КДЦ чествовали лучших специалистов, работающих на благо людей: работников отдела социальной защиты района, представителей Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также сотрудниц социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ровесник».

Среди награжденных была и молодая учительница-логопед Александра Мельникова. Для молодого специалиста это уже не первая награда. Совсем недавно Александра победила во Всероссийском конкурсе профмастерства среди специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце-2022». Талантливая сотрудница «Ровесника» стала лучшей в номинации «Учитель-логопед». О том, с чем приходится сталкиваться в работе, о проблемах современных детей и о прошедшем конкурсе мы побеседовали с Александрой.

 «Важное направление»

– Александра, расскажите, почему вы выбрали профессию логопеда?

Я очень люблю деток. Сначала я закончила педагогический колледж по специальности «воспитатель» и три года проработала в этом качестве в родном Белгороде. А потом решила, что логопед – важное и востребованное сейчас направление. И поступила в Белгородский университет, получив диплом по этой специальности.

– И как давно вы переквалифицировались?

– Мы переехали с семьей в Сосенский, и после декрета я пришла в «Ровесник». В этом году будет уже два года, как я работаю учителем-логопедом.

– Тогда расскажите о ваших подопечных – кто они?

– Мы работаем с детками, у которых ограниченные возможности здоровья. Это ребята, находящиеся в «Ровеснике» или живущие дома, но оформленные в отделение ОВЗ. После прохождения медкомиссии они получают направление на занятия с логопедом.

– А многих ли детей охватывают ваши занятия?

– Детки с инвалидностью зачисляются к нам на целый год. А с третьей группой здоровья – на полгода. Расписание в зависимости от этого постоянно корректируется, но человек пятнадцать ходят регулярно.

– Кто-то еще занимается у вас?

– Есть детки, которые часто болеют и редко посещают детсад и школу. Они в основном приходят по заявлениям родителей. Мамы и папы понимают, что что-то не так с ребенком и приводят его. Это необходимо, чтобы он не сильно отставал и имел такие же возможности, как и у всех детей.

«Мы книжки не читаем…»

– Александра, сейчас нередки различные логопедические нарушения у ребятишек. Например, дети школьного возраста невнятно говорят. Как вы думаете, с чем это связано?

– Это связано не только с особенностями развития. Даже абсолютно здоровые дети, посещающие образовательные учреждения, имеют похожие проблемы.

Одна из причин в том, что дети меньше стали есть твердой пищи. Например, не грызут морковь, как это было раньше. Хотя такая пища помогает формировать речевой аппарат.

И вторая проблема – гаджеты. Родители очень мало времени проводят с детьми: не разговаривают с ними, не читают им книжки, не занимаются по дидактическим материалам. Порой ребенку проще дать планшет, телефон или включить мультфильмы на телевизоре. И у детей взаимно пропадает потребность в общении с родителями.

– Настолько это влияет на развитие речи?

– Очень сильно. У очень многих маленьких деток задержка речи. Например, ребенку три года, а он еще не разговаривает. Многие не проявляют интерес к чтению. Например, одна девочка с задержкой речи на занятиях отодвинула книжку со сказкой «Репка» и сказала: «Нет». Дедушка, который пришел на занятие с ней, подтвердил: «Мы книжки не читаем. Мы играем все время в планшете».

Это негативно влияет на психику ребенка. Я даже по своей дочке вижу: если она смотрит мультфильмы перед сном, играет в планшете, то плохо укладывается спать, и сон ее становится беспокойней.

«Новый эксперт»

– А с какими проблемами вам наиболее чаще приходится сталкиваться и их исправлять?

– Задержка речи, неправильное произношение звуков. Причины здесь могут быть разные. Например, при ДЦП это считается нормальным, но заниматься в этом случае тоже необходимо.

Мы делаем специальные гимнастики, способствующие развитию артикуляционного аппарата. И если все получается, то ребенок начинает хорошо разговаривать.

– У вас есть какие-то особые методики, помогающие в работе?

– Конечно, что-то мы придумываем сами. Параллельно изучаем и опыт других логопедов, например, через посты в соцсетях. Также участвуем в вебинарах, например, на сайте «Новый эксперт». Сейчас там можно найти много полезного. И, разумеется, к каждому ребенку нужен свой подход. Одному, например, могут быть интересны машинки, а другому – конструктор.

– А бывали такие моменты, что результата было трудно добиться?

– Больший результат виден только у тех детей, с которыми дома занимаются и регулярно выполняют домашние задания. Сразу видно, кто этого не делает.

– Александра, вы очень спокойная с виду. Что помогает держать внутреннее равновесие в работе? Ведь дети все разные.

– Дети с чужими людьми абсолютно другие, не такие, как с родителями. Они приходят спокойные, практически всем интересно то, что я предлагаю. Поэтому у меня нет повода нервничать.

– Тогда какой главный плюс в вашей работе?

– Самое важное, что она приносит свои плоды. Когда видишь результаты у детей, то понимаешь, что не зря все это было пройдено – и годы учебы, и постоянное саморазвитие.

– Александра, многие неврологи отмечают: то, что происходит с ребенком – отражение внутреннего состояния семьи. На ваш взгляд, какие сейчас актуальные проблемы существуют в нашем обществе и семьях?

– Многие родители стали грубыми, у них нет времени. Ребенок слышит всегда: «Отойди». Все заняты, и как я говорила, очень мало времени мамы и папы проводят с детьми. Это глобальная проблема. И проблема не только у нас, но и по всей России. Чтобы заработать средства на жизнь, взрослым приходится много работать, а на детей остается очень мало времени. Но это связано только со здоровыми детьми. У кого отклонения или нарушения, то они могут быть не связаны с семьей.

 «Работать и двигаться дальше»

– Александра, вы одержали победу во Всероссийском конкурсе. Что сподвигло вас на участие?

– Изначально информация о конкурсе пришла из Министерства образования. Наш руководитель Ольга Александровна Сидлецкая предложила поучаствовать. Хотя мне и самой это было интересно. Но я даже не ожидала, что стану победительницей.

– И каковы были критерии конкурсного отбора?

– Можно было представить разный материал, в том числе и презентации. У меня был конспект «Автоматизация звука «Р» с элементами нейропсихологического взаимодействия». О том, как научить детей правильно произносить этот звук.

Незадолго до конкурса я как раз сняла видео: ведь наш социальный центр «Ровесник» ведет странички в разных соцсетях. Мы выставили ролик, а потом решили с ним связать еще и конспект с приложением. Добавили некоторые упражнения и отправили на рассмотрение.

–  И он принес вам победу. Вы первый раз принимали участие в подобном конкурсе?

– В таком масштабном впервые. Мне прислали диплом 1 степени, а в День социального работника меня наградили Почетной грамотой Главы администрации города Сосенский Маргариты Анатольевны Кавочкиной. Это важно, что мой труд, приносящий пользу, отметили. И, конечно, дает силы работать и двигаться дальше.

Беседовала Наталия Шеховцова

Фото: Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять