Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Это – мой ориентир». В Козельском районе живет и творит художник-пейзажист

Сергей Багров – член Союза художников России. Его картины широко известны даже в столице. Родился он в Красноярске, и за 63 года посетил множество городов. Среди них оказался и Козельский район – деревня Васильевка, Шамордино, Клыково, Оптина пустынь, Сосенский… Ведь наш край не скупится на красивую природу, столь любимую художником. Впервые он оказался здесь почти 20 лет назад – в далеком 2003 году, и… остался! А совсем скоро – 24 ноября – в районном КДЦ откроется выставка его картин «Между небом и землёй».

«Надо брать!»

В Васильевку Сергея пригласил его знакомый-музыкант, который уже год жил в этой деревне. Художник приглашение принял, и не пожалел: излучина Серёны, летний закат на горизонте, прекрасные дали – вид с находящейся недалеко от Шамордино смотровой площадки был завораживающим. А въехав в саму деревню и увидев избушки, домашний скот, простых и душевных людей, Сергей понял: это его место. По счастливому совпадению через три дня узнал, что в деревне за копейки продается домик, и сказал: «Надо брать!»

С тех пор в этом доме находится летняя мастерская художника. К сожалению, зимой работать в ней невозможно. А писать ведь хочется, вдохновение не отложишь до тёплой поры. Поэтому Сергей приобрел однокомнатную квартиру в Сосенском. Кстати, благодаря этому жилью на холсте появилось множество новых картин на зимнюю тематику.

Оптина пустынь и Шамордино – любимые места Багрова. Любимые настолько, что он писал их каждый месяц в течение года. «Могут получиться хорошие календари», – размышляет художник и тут же поделился с нами творческими планами. А они, надо отметить, самые светлые: обсудить с монастырём Шамордино, чтобы издать такой календарик и оставить себе, а ему дать пару авторских экземпляров. То же самое можно сделать и в Оптиной пустыни – пусть декабрь или январь все ещё ждут своего часа, но остальные-то месяцы уже готовы!

Такие работы Багров пишет с определённой точки: смена сезона может удивительно поменять место. Так, например, было с одним полем: в мае оно было полно одуванчиков, в дымке уходящих вдаль. Через какое-то время картинка изменилась – землю заполонил голубой цикорий.

Одними календарями Сергей не ограничивается: возникала у художника мысль сделать музей из собранных им за 20 лет предметов крестьянского быта и картинную галерею.

«Идея какая: хочу подарить все работы, которые написал за этот период – их накопилось уже порядка сотни. Очень важно художнику при жизни пристроить свои работы, подарить, оставить какую-то основу, чтобы они не оказались на помойке. Ведь не все родные порой разбираются в художественном искусстве. Поэтому я бы всё отдал за обширную галерею в Козельске: за все годы у меня собрались картины и других художников из Союза – народных, заслуженных и прочих. Можно было бы подарить музею, но у них нет места», – вздыхает Сергей Багров.

В Сосенском, к сожалению, тоже не нашлось свободных помещений. Но надежда есть: Багров планирует обратиться к Елене Слабовой – главе администрации, найти место, обговорить дату открытия и уже после пригласить друзей, батюшек и всех желающих.

«Раздражительность начинает уходить»

А пока Сергей занимается преподавательской деятельностью: уже 40 лет он учит детей основам живописи. Сейчас работает в городе Щербинка в Подмосковье, а также раз в неделю даёт мастер-классы в Козельской художественной школе. Многие его ребята поступают в архитектурные вузы: в Суриковский, в Строгановский институт. Один из учеников в этом году поступил в «Фаберже» – довольно престижный столичный колледж. Еще пятеро пойдут по архитектурному направлению.

Как любой педагог, Багров подвержен самоанализу: «Недавно на занятиях сам себя стал ловить на мысли: а почему я повышаю голос? И начал искать причину в себе, а не в окружающих. Ведь, допустим, если вы встретите волка в лесу, и он набросится на вас, нет никакого смысла ругать его, перевоспитывать и кричать. Он живёт в лесу, и это то, какой он есть. Становится гораздо легче, если относиться так ко всем людям: они естественны, и ты должен принимать их. Раздражительность действительно начинает уходить. Когда я жил и учился в Гамбурге в Германии (мне было 32 года), я познакомился с одной старенькой аристократкой Ренатой. Она – урожденная Девеви, её род шёл с 14 века: они ели на серебре, пили вино большой выдержки. И мы с ней подружились. Рената относилась очень добродушно, не высокомерно ко всем – урожденная графиня! И я к людям отношусь так же: мне приходилось и с бомжами выпивать на газетке, и с королями, скажем так, на серебре. И те, и те – люди!»

«Я просто грязный турист»

В последние годы Сергей Багров – настоящий художник-путешественник: посетил Байкал и Кавказ, Грецию и Францию. И в каждом месте писал картины. Особенно полюбился ему Крым – он ездил туда в свободное лето, и даже написал рассказ «80 дней вокруг Крыма», а также около 60 картин. Жил «диким туристом» в одной палатке, а во второй – сушил свои работы. Такое количество картин вполне тянет на ещё одну выставку. Даже название для неё художник уже придумал: «Крымские каникулы».

Ещё когда Крым принадлежал Украине, с Сергеем случилась история: домой он уезжал с огромным рулоном из 50 собственных работ. Везти их в подрамниках было невозможно.  А на таможне художника остановили: нужно было получить разрешение Симферопольской галереи на то, чтобы написать свои картины, заплатив за каждую по 20 гривен. Получалось, что, если сравнить цены на бензин, он мог бы дважды съездить туда и обратно.

«И я делаю так: в три часа ночи переправляюсь паром как грязный турист, а не художник, а картины перевожу на крыше машины контрабандой.  Приходит таможник, говорит: «Та шо у тебя там?» Отвечаю, что кастрюли и весь походный скарб. В знак доказательства расшнуровываю походный мешок… Тот посмотрел, и говорит: «Проезжай».

«Здесь держала семья»

Право решать, в каком стиле работает, Багров оставляет за искусствоведами, но в 80х-90х он считался авангардистом. В 28 лет молодой человек стажировался в академии художеств в Германии: учился на художника-педагога, на следующий год – увлёкся изобразительным искусством. Талантливого парня взяли сразу на третий курс, и тот оправдал все надежды: в качестве дипломной работы представил огромную выставку видов Германии.

«В принципе, я мог там остаться. Но меня держала здесь семья. Я не единожды был женат, дети большие, со всеми я дружу, жизнь идёт своим чередом. У меня две внучки: старшей 18 лет, вторая – в третьем классе. А сейчас я стал художником-пчеловодом. Вот уже два года как ко мне в Васильевку залетели пчёлы, да так увлекли! У меня 10 ульев 16-тирамочные, по два магазина есть на каждый, и два лежака сделал своими руками для пересадки. В прошлом году я мало собрал – три роя было. Сейчас уже немножко разобрался, смотрю видео, учусь. Подписался на пчеловодов, которые поэтапно рассказывают, что делать» – рассказывает он.

«Главное – найти свой стиль»

К себе Багров относится требовательно. Если в 18 лет считал себя великим художником, то сейчас понимает, что мастерство приходит с опытом. Так было у Айвазовского: лишь к восьмому десятку своей жизни он соприкоснулся с тем, что называется живописью. Так же и Сергей: всё время находится в поиске, стремится к идеалу и оттачивает свои навыки с каждой написанной картиной. По его словам, самое главное для художника – найти свой стиль. Эта задача давно уже выполнена – работы Багрова узнают, любят, обсуждают: «У меня есть критики, и это хорошо. Я всегда оставляю книгу отзывов и говорю людям, чтобы они писали все, что хотят: это –  мой ориентир, навигатор. Я читаю и смотрю, что мне делать, куда идти».

А мы ещё раз напомним, что открытие выставки работ Сергея Багрова под названием «Между небом и землёй» состоится 24 ноября в районном КДЦ.

Анна Фрибус

Фото: Виталий Верескун

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять