Продолжается Год педагога и наставника, а мы продолжаем публиковать материалы о педагогических династиях района, оставивших неизгладимый след в воспитании и обучении молодого поколения. На очереди – семья Валентина и Александры Сарычевых. Своими воспоминаниями с нашим корреспондентом поделилась их дочь Наталья Калинг. А также бывшая коллега, Заслуженный учитель РФ Людмила Марченко.
«Счастье – внутри нас»
«Я благодарна своим родителям за все: за жизнь, которую они мне подарили, за их любовь, за то, что они привили мне позитивное отношение к жизни. Мне повезло родиться в прекрасной и доброй семье», — говорит средняя дочь Валентина Александровича и Александры Антоновны Наталья.
Она помнит, как дружно жили ее папа с мамой: всегда поддерживали друг друга и относились с заботой.
«Мы жили скромно. Но мама приучила меня, что счастье не в богатстве: оно внутри нас, в самом человеке, в добром отношении к жизни, к людям, к миру», — говорит дочь.
В семье, кроме Наташи, подрастали старшая дочь Лариса и младший сын Вячеслав. Из трех детей семейную педагогическую традицию продолжила Лариса.
Учителем начальных классов работала и родная сестра главы семьи – Елена Александровна Сарычева (в замужестве Авдеева). Окончив педагогическое училище сразу после войны, она трудилась в школах деревень Слаговищи, Бильдино, Торбеево и сел Бурнашево и Коробки Козельского района.
Мама
«Когда я вспоминаю маму, то передо мной возникает ее милый и ласковый образ. Она — самая любимая, родная и добрая, душевная и заботливая — излучала тепло, с ней было уютно и спокойно. Мама всегда за нас переживала, поддерживала, защищала, помогала поверить в себя», — говорит Наталья…
Александра Антоновна родилась 1 сентября 1929 года в деревне Клинцы Сухиничского района в многодетной семье. Ее отец Антон Михайлович Ехин был кузнецом, а мама Анна Мелентьевна работала в колхозе. Александра — старшая из шестерых детей, помогала матери работать в поле, присматривать за младшими братьями и сестрами.
Девочка любила учиться и ходила в школу с большим удовольствием, с детства мечтая стать учителем. Школа находилась в соседней деревне, и Саше приходилось добираться до нее помногу километров в любую погоду.
Когда началась Великая Отечественная война, Александре было 11 лет. В районе шли ожесточенные бои. На территории его начал действовать партизанский отряд. Отец Саши помогал партизанам, а позже ушел на фронт. Александру с родственниками эвакуировали в деревню Плюсково, где она продолжала учиться.
После окончания войны девушка поступила в Калужский Государственный учительский институт (нынешний КГУ).
Окончив естественно-географический факультет института и переехав в Козельск, в 1950 году Александра начала трудиться учителем биологии и химии в школе-семилетке села Нижние Прыски. Какое-то время она вела и историю.
«Ученики любили маму не только за ее захватывающие уроки, но и как доброго и чуткого человека. На уроки химии и биологии шли с большим удовольствием и интересом», — отмечает Наталья Валентиновна.
В Козельске она познакомилась с будущим мужем Валентином Сарычевым, и в 1952 году перешла на работу в городскую среднюю школу №2.
Переехав с семьей в зарождавшийся шахтерский поселок Сосенский, Александра Антоновна в 1953 году стала учителем биологии и химии в местной средней школе.
В том же году педагог возглавила сосенскую среднюю школу рабочей молодежи в качестве директора.
Проработав там пять лет, в 1961 году была назначена завучем Сосенской средней школы, а затем там же стала заместителем директора по учебной работе.
«Мама полностью отдавалась работе. Переживала, если были трудности. Она была молодая, целеустремленная. У нее было много творческих идей, которые воплощались в жизнь. Дома вечерами писала сценарии, сочиняла стихи, переделывала тексты из популярных песен на «химический» лад», — с восторгом рассказывает Наталья Валентиновна…
Продолжение — в свежем номере районки 14 апреля
Ваш комментарий будет первым