Имена героинь на фото: Саша, Юля, Катя, Зоя. Их многое объединяет (не только розовые оттенки в одежде) – например, они многодетные мамы (а так и не скажешь!), а еще – неравнодушные активистки, решившие покончить с сельской хандрой и возродить в селе культурную жизнь. Потому что там, где все хорошо с культурой, то есть с душой, там и другие проблемы решаются быстро. Эту истину пока еще в нашей стране и в нашем регионе осознали не все, но тем громче должен прозвучать репортаж из глубинки, где с недавнего прошлого балом правят женщины.
Пролог
– Через десять минут буду, без меня не начинайте!
И Вася умчался в свой хлев, где у него телилась корова. Вообще-то она должна была родить еще до Нового года, но почему-то решилась именно сейчас, когда Васе нужно было выходить на сцену в Рождественской постановке. Помимо него в этом же празднике участвовала его жена Катя, подруга Кати Юля и еще несколько активистов из деревень Бурнашеского сельского поселения. На Рождественские гуляния приехали почти четыреста человек, и это не только Козельский район, но и Калуга, Сухиничи, Москва…даже люди из Бурятии как-то здесь оказались.
А Вася поехал роды принимать.
Дальше случилось то, что уже вошло в репертуар деревенских баек – Василий, а это крепкий рослый мужик, в профессиональном гриме Кощея, в брутальном костюме, подходит к корове, и глядя ей прямо в глаза, сурово говорит: «У тебя, милая, всего десять минут. Сама понимаешь – спектакль». И хотите верьте, хотите нет, корова успела! На свет появился теленок.
Вася сломя голову побежал на площадь к монастырю Спаса Нерукотворного пустынь, где его ждали сотни человек.
То, что корова послушалась Василия, на самом деле символично. Это женская солидарность. Ведь этот
рождественский праздник организовывали обычные деревенские девушки. Катя и Юля – отвечали в основном за культурную часть, Саша и Зоя (кстати, обе в прошлом москвички) за фермерскую ярмарку и угощенья. А до этого прекрасная четверка успела помочь в проведении Нового года, собрала тысячи книг для местной библиотеки, поставила и сыграла спектакль в честь Дня матери…
Всё своими руками. На своих нервах. На своем здоровье. Они же добились поддержки у районной власти.
«Смотреть, как все рушится, мы не можем»
Дело было поздней, но солнечной осенью. Мы сидели за столом у крепкого солидного дома Васи и Кати (супруги Катковы) в Бурнашево, пили душистый чай, смотрели на детей, которые складывали из сухих листьев огромные горы.
– Детей в нашем поселении много, потому что много молодых, и все многодетные, – рассказывала Катя. – Но делать здесь детям совершенно нечего, клуб застыл еще в семидесятых, туда даже войти опасно. Работает библиотека, но и она в плачевном состоянии. (В этот момент гора из листьев упала, как бы подчеркнув безнадежность ситуации с культурой на селе).
Катя живет недалеко от библиотеки, которая занимает часть сельского клуба. И то, как клуб и библиотека с каждым месяцем все больше ветшали, она видела своими глазами.
– Когда-то, говорят, здесь был успешный колхоз и жизнь кипела. Но теперь об этом даже не вспоминают, – говорит Катя,
– Можно, конечно, ничего не делать, а сидеть и ждать, пока жизнь в деревне умрет окончательно, но нам совесть не позволит.
Здесь места чудесные, здесь наша душа, здесь мы счастливы, и равнодушно смотреть, как все рушится кругом, мы не можем. Неравнодушие у Катковой в крови, ее родители в девяностых переехали в Козельский район аж из Эстонии, поднимать сельское хозяйство.
Это Катя первая начала ходить по домам и объединять молодых мам. «Уже надо было начинать что-то делать, а то уже становилось невыносимо», – объясняет девушка, попутно приглядывая за детьми, они продолжают настырно насыпать из листьев большую гору.
Надо отдать должное и Кате, за смелость, и тем деревенским, которые решили инициативу поддержать, а не махнули на все рукой, как это часто бывает – мол, все равно ничего не получится.
И вот группа активистов уже в кабинете в главы района Елены Слабовой.
Во главе группы помимо Кати, Юля Мялькина, она из Богдановки. В этом году переехала с семьей из Калуги, по образованию театральный режиссер. Человек в регионе небезызвестный. К ней Катя пришла к первой, с предложением сделать на селе хотя бы театр.
– Про театр мы и начали рассказывать у Елены Викторовны в кабинете, – вспоминает Юля. – Поделились другими идеями, чем можно занять в деревне детей и взрослых. Но инфраструктуры нет. Не скажу, что мы до конца верили, что нас услышат, но глава тоже женщина. Она сразу, как нам кажется, поняла – этим девчонкам можно довериться.
Когда власть и активисты заодно
Помощь пришла незамедлительно. Для начала подлатали дыры в библиотеке, а они были и в окнах, и в полу, потом решили вопрос с теплом – ведь
отопление ради экономии денег за электричество включали два раза в неделю – что есть оно, что его нет. Вечная мерзлота.
Наконец, районные власти обещали капитально отремонтировать библиотеку в этом году «Чтоб было, где начинать театр» (уже выделено более полутора миллионов рублей), плюс запланировали в бюджете ремонт клуба. Еще одна победа – по рекомендации специалистов районной администрации активисты приняли участие в программе поддержки социальных инициатив, по условиям программы жители решают, что они хотят построить, отремонтировать, облагородить в своем селе, собирают на свой проект пять процентов собственных денег, остальные – дает государство. Местные решили в программе поучаствовать, все ради той же библиотеки, с которой здесь с недавних пор связывают возрождение клуба и вообще деревни.
Тут стоит подчеркнуть два момента. Активистки пошли сразу к районному начальству, потому что до этого несколько лет подряд обивали пороги сельской администрации, ответ был один – нет денег, иногда добавляли – никому здесь ваш клуб с библиотекой не нужны. Хотя, по словам библиотекаря Ирины Александровны Лень, спрос на книги был всегда. Всего здесь записано 268 читателей, в год регистрируется 2400 посещений. Люди хотят читать. В деревне еще сохраняется верность печатному слову, что радует. Второй момент. Наша газета спросила у Елены Викторовны Слабовой, почему было решено поддержать молодых сельских активисток. Причем поддержать практически сразу. «Когда инициатива исходит от людей, то это приводит к наиболее хорошему результату, – говорит Елена Викторовна. – Если инициатива исходит от администрации, то это никогда не будет поддержано и прочувствовано людьми.
Человек, сидящий в кабинете, может придумать все что угодно, даже очень замечательный проект для любой территории, но это может оказаться совершенно неинтересно людям, которые там живут.
Другое дело, когда с инициативой приходят сами люди и предлагают то, что хотят увидеть. Тогда силы, которые администрация в это будет вкладывать, точно не будут напрасны».
(Отметим также, что глава поселения Надежда Николаевна Липова, хоть и не сразу, но прониклась идеями жительниц и теперь обещает им всяческое содействие).
Инициатива самих жителей, как мы уже писали, тоже не ограничивается одними словами. Первый же проект, проведенный людьми в поддержку своей библиотеки, прогремел на всю область и дошел даже до столиц.
#Книгивдеревню
«Девочки уже привыкли это видеть, а я переехала в деревню недавно, и когда зашла впервые в библиотеку, то была потрясена. Даже не тем, что там щели в полу и в окнах, а тем, что на видном месте там стояло полное собрание сочинений Ленина, а самая свежая книга в фонде датировалась восьмидесятыми. То есть после падения СССР про эту библиотеку забыли?» – недоумевает активистка Юлия.
«Мы решили тут же задействовать соцсети, написали, что собираем книги для библиотеки в Бурнашево, вложили в посты максимум эмоций и искренности, – продолжает Зоя Быкадорова, – и сами не ожидали, что это так всколыхнет общественность».
Акцию деревенских активисток поддержала Торгово-промышленная палата Калужской области, известные московские издательства, кинорежиссеры и продюсеры, писатели, журналисты, завод Ремпутьмаш и простые люди от Урала до Питера. В итоге за три недели было собрано более двух тысяч книг. Теперь в библиотечном фонде десять тысяч наименований, довольно много для села. И конечно, если бы районные власти проигнорировали неравнодушие девчонок и не нашли денег на ремонт, то все эти книги сгнили и покрылись бы плесенью.
Помимо книг жительница Бурнашево Александра Никитина передала в библиотеку игрушки и смогла найти деньги на обустройство детского уголка. «Это невероятно, теперь мы не хуже московских центров», – гордо заявляет мне при встрече библиотекарь Ирина Александровна.
«Первый канал» и первые успехи
И все же в этой истории самое удивительное это то, с каким запалом и энтузиазмом жители взялись за создание деревенского театра. Нашей редакции удалось побывать на премьере постановки «Сказки про мам» в ноябре минувшего года. На импровизированной сцене в библиотеке взрослые и дети разыгрывают маленькие рассказы современных авторов, инсценировку, к слову, написали сами актеры-любители. Среди исполнителей главных ролей – Юля и Катя. Есть свои реплики и у Саши с Зоей. При этом никакого бутафорского реквизита – все настоящее, даже череп какого-то крупного животного в эпизоде «Сын Гамлет». Тут же обыгрываются продукты местных фермеров, неожиданно появляется театр теней… Действие постоянно меняется, как, впрочем, и эмоции. Вот становится страшно, а вот уже все плачут над трогательной историей пингвиненка, который хотел летать… и полетел. Потому что мечтать очень даже полезно.
На этом спектакле побывало более восьмидесяти зрителей, такого количества людей в библиотеке еще не было никогда. Постановку тут же пригласили на гастроли в Калугу.
Но и это ещё не всё. О деревенском театре и его режиссёре Юлии снял сюжет Первый канал.
Столь невероятный успех окрылил не только пингвинёнка, но и самих активисток. И вот на Рождество, заручившись поддержкой игумена монастыря в Клыково, отца Михаила Семенова, а также поддержкой мужской части сельского населения, девчонки устроили то самое грандиозное празднество, с которого мы начали эту историю. Как все это удалось организовать, девчонки и сами не понимают. Но во многом сработал личный пример. «Мы собирались друг у друга в гостях раз десять. При этом на наши встречи приходило еще полдеревни. Обсуждали всё, сценарий, костюмы, придумали специальные зоны, чтобы зрители не скучали, когда на сцене ничего не происходит, так у нас была зона, где в специальном обустроенном хлеву стояли животные, жители привели своих лошадей, коз, принесли птиц, – делится рецептом организации массовых событий с нуля Юля Мялькина.
«Помимо зон и того, что происходило на сцене, была еще одна популярная зона. Это где наши все фермеры продавали свои продукты, – продолжает рассказывать Саша. – Я сама фермер, и тоже принесла на продажу свою молочку, но я не думала, что будет такой ажиотаж. Люди скупали все. К Зое с ее мужем Вадимом, они готовили мясо, стояла очередь метров пятьдесят точно. Все это стоило символических денег».
Гуляния действительно получились, что надо. По крайней мере, козельские социальные сети долго обсуждали праздник, проведенный не по разнарядкам сверху, а обычными деревенскими жителями при поддержке братии монастыря.
Теперь активистки хотят устроить Пасхальный фестиваль. А до Пасхи продолжают всячески организовывать досуг на селе. Недавно в библиотеку с творческой встречей приезжала известная писательница Марина Улыбышева. Это была первая встреча с писателем в сельской библиотеке за долгие десятилетия. «Когда Марина начала читать стихи, лица зрителей буквально менялись, – рассказывает активистка Катя, – это надо было видеть.
Вот ради таких лиц мы и делаем это все. Никаких денег мы не получаем за свои, как сейчас говорят, активности. Просто ничего не делать – это не по-женски».
Максим Васюнов.
Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.
——