Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Рожденные в огне. Легендарный Березичский завод на пороге переформатирования

Здесь делают те самые коричневые флаконы, что есть в аптечках каждой семьи. Зеленка, йод, корвалол, детские сиропы разливаются именно по стеклоизделиям этого завода. Миллион двести – столько флаконов выходит из стекловаренной печи предприятия. В стуки. Расходятся они не только по России, но и странам ближнего зарубежья. Масштаб впечатляет. Еще больше впечатляет то, что стекольный завод за всю свою историю (а основан он в 1912 году князем Алексеем Оболенским) никогда не сдавал позиций, даже в самое трудное время, и все эти годы (больше века!) предприятие неизменно выпускало стеклотару для аптек и фармацевтики. Когда стекло крепче металла, читайте в нашем материале.

Передо мной огромный машинно-ванный цех, он походит на те цеха, что любили показывать в советском кино – огромная стекловаренная печь (в металлургии ее аналог называют домной), четыре стеклоформующие машины; все шумит, извергает огонь, а главное – выпускает то, ради чего и создано – коричневые аптечные флаконы из медицинского стекла. Сотни их стоят передо мной на широком конвейере, они еще помнят огонь – поэтому залиты янтарным светом, красиво; сверху на изделия беспрерывно падает струя специальной жидкости – это холодный конец печи отжига с установкой по напылению (для прочности). Далее конвейерная лента везет флаконы на сортировку и упаковку.

Но начинается весь процесс в сердце предприятия – в ванной печи. Здесь варится стекло. Производительность – 100 тонн в сутки.

Огромная (в несколько этажей), массивная, белокаменная, она напоминает настенную башню какого-нибудь старинного монастыря.

Именно под эту печь и запланирована та часть реконструкции производственного цеха, что будет заметна даже непосвященному взгляду. На пять метров поднимут крышу.

Дело в том, что цех строился в далеких шестидесятых годах, с тех пор его начинка – поколения стекловаренных печей и стеклоформующих машин – уже сменились несколько раз.

Каждая новая модернизация требовала новых масштабов. Причем требовалась именно высота (таковы параметры оборудования), и до сих пор ее добивались просто – углублялись. Последний раз цех углубили в 2000-м году, когда на завод привезли итальянское оборудование.

Конец девяностых и 2000-ый это особые для предприятия, как и для всей страны, года. Генеральный директор ПАО «Березичский стекольный завод» Алексей Алексеевич Писарев вспоминает: «98-ой год – очень сложное время, мы работали на мазуте, что очень дорого стоило, перебои были с поставками, завод постоянно лихорадило, производство периодически останавливалось, а для печи это фатально».

Предприятие к тому времени уже было частным, поддержки от государства ждать не приходилось. Спасением стал газ.

Мало кто помнит, но первый газ в Козельском районе появился именно на стеклозаводе.

С приходом голубого топлива изменилась технология. Плюс было закуплено новое оборудование в Италии. Производство во многом стало автоматическим, производительность увеличилась (одна современная печь производит больше стекла, чем две старые), повысилась конкурентоспособность. К слову, наши флаконы в два раза дешевле зарубежных, при этом становятся все прочнее и одновременно легче. Флакон, который раньше весил 100 граммов, теперь весит 73. Для покупателя эта разница, может быть, не ощутима, но для завода это возможность экономить и оставаться в тренде.

Ничто не стоит на месте. Да и само производство стекла требует переформатирования раз в пять-шесть лет. Вот только, если возвращаться к реконструкции стекловаренной печи, то здесь все упирается в «потолок». В прямом смысле слова. «Мы уже по размерам оборудования достигли фермы, – объясняет ситуацию на условной схеме гендиректор, – еще чуть-чуть и конструкция не справится с нагрузкой». Отсюда решение поднять крышу, это позволит, образно говоря, перекинуть мост на следующий этап развития.

Что касается очередного технологического переформатирования, то оно начнется уже в мае 2020-го, продлится два с половиной месяца и будет стоить заводу «гораздо больше ста миллионов рублей». Зато Березичский стеклозавод сможет в ближайшие шесть лет жить уверенно, не боясь конкуренции.

«Холодный ремонт стекловаренной печи и всего технологического оборудования, позволит заводу работать еще 6-7 лет. Реконструкция части крыши цеха, позволит в будущем изменить некие моменты в технологии стекловарения, – рассказывает директор по техническим вопросам Васильевич Виктор Викторович. – Мы сэкономим расход того же газа, повысим коэффициент полезного действия печи и качество продукции. У нас к этому все готово. Уже доставлены огнеупоры и новое итальянское оборудование».

«То, что завод наш не стоит на месте, нам всем на пользу, особенно нашим карманам», – прагматично, но логично рассуждает наладчик технологического оборудования Иван Бельчанинов.

Он из династии стекловаров, на предприятии с 87 года, видел разные периоды его развития, и когда здесь работало больше тысячи человек, но аптекарской тары выпускалось меньше; и теперь – когда сотрудников всего триста, а тары больше. «Новые технологии, новые принципы, работа становится все более творческой. Она требует не только физических усилий, но и умственных. Это интересно», – говорит Бельчанинов.

«На людях все и держится, и завод – это, в первую очередь, место работы для людей нашего поселка и близлежащих деревень. Это самое главное», – подчеркивает Писарев, который, к слову, местный: здесь родился, учился, сюда же вернулся после окончания вуза, что такое стеклозавод для жителей села, знает не понаслышке. Возможно, поэтому легендарное предприятие, хоть и стало частным, но по-прежнему не отказывается от социальных обязательств. Моя хата с краю – это не про них. Завод помогает школе, храму, подарил селу территорию под новый дом культуры. Или вот еще важное дело – предприятие провело реставрацию памятника погибшим в Великой Отечественной войне жителем села.

… В музее Березичского завода Алексей Писарев показывает разные стеклоизделия, которые были выпущены на предприятии за последние сто с лишним лет. Есть здесь тара с имперским гербом, есть знаменитые банки, которыми лечили всех советских детей, много и того, что мы сегодня видим на прилавках аптек. По сути, здесь история целой эпохи, отраженная в стекле – белом, коричневом, разном. И как мне представляется, вглядеться в это стекло, что оказалось крепче стали, сегодня важно как никогда.

Николай Хлебников.

Поделись с друзьями:

Один комментарий

  1. Юрий Михайлович Астахов Юрий Михайлович Астахов 16.03.2020

    Здорово!!! Я прочитаю там свои стихи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять