Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Рукописи советского поэта и письма времен Советского-Финской войны нашли козельчане на чердаке своего дома

«Клад» обнаружила Екатерина Марущак около полугода назад на чердаке дома по улице Набережная. «Дом сорок шестого года, до нас там жили другие люди, по-видимому, они на чердак не залазили, – рассказала нам Екатерина, – входа на чердак нормального нет. Узкий проход между балками. Мне просто стало интересно посмотреть, что там находится. Когда я туда пролезла, то увидела такую картину: небольшой слой листвы, на котором лежали старые советские газеты, под ними я увидела несколько тетрадей. Я стала все это разбирать».

Среди найденного вороха бумаг особенно ценными оказались рукописи поэта А.И. Пересыпкина. Сразу скажем, что речь идет о неизвестном поэте. Даже имя и отчество его пока остаются загадкой. «А.И. Пересыпкин» – так подписаны стихи. Под некоторыми также указаны дата и место написания (1947 год – Козельск, 1948-й – Фрунзе, 1949-ый Украина) Вместе с рукописями найден фрагмент украинской газеты, в которой напечатано стихотворение Пересыпкина. Найдены и другие издания советских лет. Можно предположить, что в послевоенные годы автор публиковался в печати, а также активно работал над стихами, найдена довольно большая подборка. Это и любовная лирика, стихи о Родине, есть посвящение сыну Анатолию.

Все стихи есть в нашей редакции, есть и фотографические снимки рукописей. Вместе с подборкой Екатерина передала нам и письмо девушки по имени Полина своим родителям, жителям Козельска. Это письмо также обнаружено на чердаке дома на Набережной.

Датировано оно 4 января 1940 года, в нем рассказывается об усложнившейся жизни в Ленинграде «в затемнении», без света. («В Ленинграде тоже неважно, сахару попрежнему нет, цены на все кондитерские товары повышены», – пишет Полина. Орфография и пунктуация автора сохранены) В письме девушка интересуется судьбой некого Толика, который, по всей видимости, воевал на Советско-Финском фронте. «Здравствуйте папаша и мама! Все еще не получила от вас письма, что же вы не пишите? Не слышали ли чего-нибудь о Толе, я так не получила от него ни одного письма, что с ним, я ему уж писала много, а от него ничего. Мама, может быть вы получили от него чего-нибудь, так уж пожалуйста не скрывайте сообщайте скорее. Ах Толя, удастся ли нам еще его увидеть? Я все таки не теряю надежды на встречу. Много ужасного слышно о фронте – много людей гибнет» (пунктуация и орфография автора письма сохранены). На четырех тетрадных листах столько боли, тоски и любви к родителям, что равнодушным оно не оставляет. Публикуем оригинал письма.

На чердаке дома на Набережной найдены и другие письма, самое ранее из них 39-го года. Екатерина Марущак рассказывает: «Прочитав письма личного характера, я была удивлена, насколько сильна любовь детей к родителям, молодого человека к девушке, и конечно же, родителей к детям. Прекрасно отражены переживания, вся обстановка».

Приведем еще один фрагмент из письма Полины: «А все же мне охота к вам то приехать, только ведь вы скучать здорово будете, да и я тоже, если мы ничего хорошего о Толе не узнаем. Пишите скорее ответ, о Козельских новостях сообщайте, что еще о ком известно. Откуда вы узнали о Петьке Антоненко ведь он был вместе с Толей? Да, гибнут ребятки» (пунктуация автора письма сохранена).

В этом фрагменте мы встречаем имя Петра Антоненко. Вероятно, козельчанин, и судя по контексту письма, он погиб на том же Советско-Финском фронте. Если кто-то из читателей газеты знает о ком идет речь, то просим сообщить в редакцию. Также просим сообщать любую информацию о Пересыпкиных, живших в Козельске, судя по всему, в 30-40-х годах.

Тот самый Толик, о котором спрашивает Полина в своем письме, тоже погиб. Это ясно из стихотворения, которое А. Пересыпкин посвятил своему сыну, в эпиграфе стоят три буквы «А.А.П». Из смысла произведения понятно, что сына поэт назвал в честь своего брата Анатолия, который не вернулся с Финской. «В тот день он был в большом бою, Врагов он крепло бил. В бою отдал он жизнь свою, За тех, кого любил…»

Также на чердаке козельчане нашли тетрадь по письму ученика 1 класса средней школы №1 города Козельска Анатолия Пересыпкина.

Но вот как звали самого поэта? Имя тоже начинается на «А». Кем он работал? Как в дальнейшем сложилась его судьба? Много вопросов, ответы на которые мы надеемся найти вместе с краеведами, историками, а также учителями и учениками первой школы. Они уже активно подключились к этой необычной истории.

«Когда я прочла все письма и стихи, которые находились на чердаке, мне захотелось, чтобы старания этого человека не лежали где-то на пыльном чердаке, чтобы о нем осталась хоть какая-нибудь память. Если он даже мне никем не приходится», – объяснила Екатерина Марущак передачу рукописей в нашу редакцию.

Николай Хлебников.

Одно из найденных стихотворений А. Пересыпкина.

*  *  *

Я над картой сижу и мечтаю,
Сколько там городов, – к ним дорог
По одной я к тебе подъезжаю,
И вступаю на милый порог…
В первый миг, испугавшись немного,
Смотришь ты на меня и молчишь.
Ты не думала встретить седого…
Но потом мне навстречу спешишь.
Вижу я, что меня не забыла,
Твои с ласкою смотрят глаза…
Ты на грудь мне головку склонила,
По щеке побежала слеза…
После горя и радость бывает,
Но и в радость слезы бегут …
Славен тот, кто любовь сберегает,
Славны те, что любовью живут.

l

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять