Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как козельчане боролись с инфекцией во время войны. Мы нашли уникальные документы

 Перебирая документы в архивном отделе администрации МР «Козельский район», мы обнаружили секретное распоряжение исполнительного комитета Смоленского областного совета депутатов от 10 июля 1942 года «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний», которое в то время из-за оккупации областного центра немецкими войсками располагалось в городе Кондрово.

Удивительный документ, который повествовал нам о мерах борьбы с инфекционными болезнями через пять месяцев после освобождения части территории Смоленской области от вражеских оккупантов. Речь шла о ликвидации очагов сыпного тифа в Дзержинском, Сухиничском, Козельском и Юхновском районах. В то время исполкомы этих районов еще не обеспечили быструю ликвидацию очагов сыпного тифа, бесперебойную работу бань, помещений, приспособленных под бани и дезкамеры, а также не обеспечили широкого привлечения к проведению оздоровительных мероприятий актива и всего населения. Наряду с сыпным тифом имели место случаи заболевания брюшным тифом и дизентерией. Органы здравоохранения еще слабо проводили работу по своевременному выявлению и госпитализации инфекционных больных, разъяснению среди населения о мерах борьбы с заразными заболеваниями, организации санактива и использование его как в городах, так и в сельской местности.

Каким же мерам обязал исполком органы здравоохранения. Органы здравоохранения были обязаны своевременно госпитализировать больных сыпным и брюшным тифом, дизентерией, дифтерией и скарлатиной. При недостатке коек в больницах, разворачивались дополнительныеэпидкойки в хатах, в местах вспышек эпидзаболеваний. Постоянно велось наблюдение за очагами заболеваний, а при райздравотделах создавался неснижаемый запас бактериофага борьбы с дизентерией и оборудования на 200 временных койко-мест. Уже к 1 августа в Козельске требовалась восстановить работу санитарно-эпидемиологической станции по штату 1941 года, с предоставлением помещений и двух лошадей с повозками для перевозки больных и необходимого оборудования. Был усилен контроль по предупреждению возникновения инфекционных заболеваний и за слежением соблюдения санитарного порядка на предприятиях, учреждениях и пищевых объектах. Работники станции работали по ликвидации последствий оккупации и питания голодающего населения недоброкачественными продуктами, боролись с полчищами крыс, мышей и насекомых, переносящих заразные болезни.

Председателей районных, городских, поселковых и сельских исполкомов, депутатов, трудящихся обязали рядом дополнительных мер. Они должны были обеспечить бесперебойную работу бань, а к 1 сентября подготовить банно-прачечное хозяйство и санпропускники к осенне-зимней эксплуатации 1942 – 1943 годов, обеспечив их запасом топлива. К этой же дате при гостиницах, Домах крестьянина необходимо было организовать санпропускники с дезинсекционными установками для обработки приезжих. При отсутствии бань в населенных пунктах к 15 августу поручили приспособить помещения с установкой простецкой дезкамеры (вошебойки). По первому требованию было необходимо предоставлять лошадей с повозками для посещения медиками очагов заболеваний и вывоза больных. Систематически чистили и убирали населенные пункты от нечистот и регулярно хлорировали уборные. Приводили в надлежащее состояние водоисточники и принимали их под охрану. Для проведения всех мероприятий немедленно привлекали комсомольский и женский актив, дружинниц Красного Креста и санпостов, а для выполнения работ по устройству или строительства бань, дезкамер, колодцев и очистки территорий – население.

Исполком обратился в Наркомат РСФСР с просьбой предоставить Смоленской области 14 санитарных врачей, необходимое оборудование на 200 эпидкоек, санитарную и две грузовые машины, оборудование и реактивы для семи санитарно-эпидемиологических лабораторий и санэпидемстанций. Органам прокуратуры, милиции и госсанинспекций поручили обеспечить необходимый порядок и выполнение указанных требований. Председатель чрезвычайной противоэпидемической комиссии составил план работы с последующими отчетами о выполнении противоэпидемических мероприятий.

Данное секретное распоряжение подписали заместитель председателя исполкома Смолоблсовета депутатов трудящихся А. Соколов, а за секретаря исполкома – М. Никитин.

Не надо забывать, что в это же время большие группы населения работали, восстанавливая разрушенные войной объекты, строили фортификационные сооружения в прифронтовой полосе, собирали металл, оружие, боеприпасы и снаряжение, работали на строительстве и очистке военных аэродромов и дорог, ухаживали за раненными и подвозили на выбракованных из кавалерии лошадях необходимые материальные ценности, продукты и боеприпасы к передовой, занимались сельским хозяйством. И все это ложилось на хрупкие плечи подростков, женщин и стариков, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. Население беспрекословно выполняло все требования областного, районного и сельского руководства.

Беседуя с тружениками тыла, мы узнали, что никакой паники перед болезнями не было. Население сплачивалось, преодолевая трудности военного лихолетья. Они победили и болезни, и немецко-фашистские войска, вторгшиеся на территорию Родины. Перед нами встала задача по преодолению последствий распространения короновируса по территории страны. Они справились, справимся и мы.

На снимке: пункт здравоохранения, Козельск, 1943 год.

В. ПОТАПОВ.

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять