В это воскресенье православные верующие вспоминали подвиг святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Их память празднуется всегда в неделю 3-ю после Пасхи, ведь этих святых объединяет особая верность Господу, которую они проявили, когда Спаситель был гоним, страдал и умер на кресте.
Об Иосифе и Никодиме, тайных учениках Христа, и святых женах-мироносицах в Евангелии говорится немного. Упоминается, что некоторые женщины следовали за Христом и его учениками, служили им своим имением. Образы этих людей отчетливо предстают перед нами только в самые трагические моменты евангельской истории: во время страданий Господа и его погребения.
Когда апостолы покинули учителя и спрятались, ожидая возможного ареста, святой праведный Иосиф Аримафейский — иудейский старейшина, который слушал учение Христа и понимал, что он и есть мессия, пришел к Пилату и упросил его отдать тело Христа для погребения. Этим поступком он завлекал на себя гнев законников, жертвовал высокой должностью и даже рисковал жизнью.
К нему присоединился праведный Никодим, фарисей, член синедриона. В Евангелии упоминается, что этот благочестивый человек стремился защитить Иисуса Христа, когда его пытались схватить (Ин. 7:50–51). После смерти Господа он помог праведному Иосифу снять с креста тело Спасителя и похоронить его в новом гробе, который праведный Иосиф купил для себя. Поспешные похороны состоялись в пятницу поздно вечером, потому что следующий день — «суббота была день великий» для иудеев и нельзя было совершать никаких дел.
В решающий момент опасения за свою репутацию и за устойчивость положения в обществе отходят у Никодима и Иосифа на второй план. Они делают то, что повелевает им совесть, ведь тела казненных преступников никому не были нужны, их обычно погребали в общей могиле. Необходимо было позаботиться о теле Господа.
Суббота стала днем великой скорби для всех учеников Спасителя, а ранним утром в воскресенье к гробу с сосудами мира направились Мария Магдалина, Мария Клеопова, Марфа и Мария, сестры праведного Лазаря, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие.
Эти женщины во время проповеди неотступно следовали за Христом и не покинули его во время крестных страданий. Вера привела их к Голгофе — месту распятия Господа — вопреки страху смерти. Женщины видели происходящее, оплакивали Иисуса Христа, утешали Божию Матерь. Они были свидетельницами погребения Господа и видели, что на тело его не возлили благовоний.
Желая послужить Спасителю, в воскресный день, невзирая на опасность, жены-мироносицы поспешили к его гробу, чтобы до конца исполнить необходимое для погребения Господа — помазать его тело миром (Лк. 24:1–10).
Надеялись ли Иосиф, Никодим, жены-мироносицы на воскресение Господа, когда видели на кресте его уже мертвое тело? Ни у кого из них упования на воскресение Христа не было, ведь даже самые ближайшие ученики в момент опасности усомнились в пророческих словах Спасителя.
Не только законники связывали обетование о мессии с восстановлением земной славы царства Израилева. Изначально так же его понимали и апостолы. Например, на это указывает вопрос одного из апостолов накануне его страданий: «Господи! Что это, ты хочешь явить себя нам, а не миру?» (Ин. 14:22). Об этом свидетельствует просьба ближайших учеников Господа Иакова и Иоанна Зеведеевых быть по правую и по левую руку от Христа, когда он воцарится над Израилем (Мк. 10:35–45). За этой просьбой скрывалось желание стать приближенными нового царя. Похожие воззрения были и у других учеников, а Господь вразумлял их. Каждым словом и поступком он пытался донести до них мысль, что царство его не земное (Ин. 18:36).
В полной мере ученики Христовы смогли это понять, только когда Господь воскрес. А в те дни, когда их учителя неожиданно арестовали, стали пытать и предали позорной смерти, апостолов преследовали сомнения: неужели тот, кто творил такие великие чудеса, был так милостив к людям, не избавитель Израиля? Их сердца были в тот момент полны разочарования.
Апостолы понимали: если их учителя подвергли казни, то в скором времени и за ними придут. Ученики постоянно находились со Христом, его именем изгоняли бесов и творили чудеса (см. Лк. 10:1–17). Они были свидетелями воскрешения Лазаря, а иудеи хотели казнить всех, кто стал свидетелем этого чуда. По этим причинам апостолы боялись иудеев, спрятались в доме и заперли двери (Ин. 20:19). Они не ждали воскресения Господа, хотя Иисус Христос много раз говорил о нем (см. Мф. 20:19; Мк.10:34; Лк. 18:33).
Точно так же об этом не помышляли и жены-мироносицы, праведные Иосиф и Никодим. Если у современных христиан уже есть понимание, что Господь восстал из мертвых, он и есть истиный Сын Божий, который дарует верующим в него жизнь вечную (см. Ин. 20:31), то тогда на это не было надежды. И женщины, оставшиеся верными Спасителю, и тайные ученики Господа, которым пришлось открыть веру во Христа, чтобы предать его погребению, рисковали всем. У них не оставалось надежды на чудо, но были верность Христу и безграничная любовь к нему.
После воскресения Господа придет время и апостолы проявят свою веру в Иисуса Христа, будут бесстрашно проповедовать о Спасителе всем народам, претерпят за него мучения и смерть. У каждого из них будет особый крестный путь к славе в Царствии Небесном. Поэтическими словами сказал об этом блаженный Петр Хрисолог: «Женщины идут прислуживать Христу, апостолы Христа принимают страдания. …Женщины проливают елей, апостолы проливают кровь. Женщины изумляются смерти, апостолы идут на смерть».
Но в эти святые пасхальные дни мы особо вспоминаем тех людей, которые еще не зная что Иисус Христос спасет мир от власти смерти и греха, служили ему, невзирая на смертельную угрозу. Возможно, именно поэтому Господь является сначала женам-мироносицам как сумевшим проявить верность Господу в решающий момент, а только потом апостолам.
Пример жен-мироносиц и учеников Христовых показывает, что истинная любовь всегда проявляется в момент испытаний, когда человек может спасти себя, а может пожертвовать собой. Мы чтим память святых, которые предпочли отдать и положение, и стабильность, и даже саму жизнь ради любви к Господу. Будем и мы молиться, чтобы в решающий момент Бог даровал нам мужество остаться верными ему.
Ваш комментарий будет первым