Когда едешь в Ваниловку из Козельска, то быстро приходит ощущение того, что ты оказался в старой России, о которой писали классики. Красиво, но при этом неуютно. Первое, что портит атмосферу, конечно, дорога. Особенно, после указателя на деревню. Здесь и в жаркие дни лужи глубиной с колесо легкового автомобиля, а после дождей и вовсе ни пройти ни проехать. В непогоду местные жители оставляют свои авто за два километра до деревни, особенно зимой … Потому что эту единственную и совершенно «убитую» дорогу почему-то не чистят, будто никто не живет в Ваниловке. Драматичный пример последствий – когда зимой в одной из семей заболел ребенок, то скорая не проехала, до медиков маленького пациента родители несли на руках по сугробам. При этом Ваниловка развивается, сюда на постоянное место жительство приезжают все больше людей. Много и детей. “Когда вся ребятня собирается, то мы насчитываем несколько десятков”, – говорят деревенские. Почему о Ваниловке все забыли? – ответ на этот вопрос мы надеемся получить от ответственных лиц в ближайшее время, а пока вот вам история из деревни, которую от средневековья отличает – если сильно не придираться – лишь наличие автомобилей на улицах, да спутниковые тарелки на домах.
Первый щебень на деревне
В Ваниловке две улицы, одна на нижнем берегу пруда, другая – на возвышенности. Мы, объезжая ямы и колдобины, едем наверх. Навстречу нам осторожно катит легковушка, за рулем мужчина. Останавливаем. Знакомимся.
Вячеслав Поздняков говорит, что он местный житель, когда узнает о цели нашего приезда, показывает ладони, они все в мозолях.
“Это я сегодня сам щебенку раскидывал, дорогу отсыпаем сами, – говорит он, – скидываемся с соседями, заказываем несколько машин и своими руками раскидываем щебень. Потому что помощи никакой нет, и не дождешься”.
В руках у местной жительницы Галины Цыгановой – по ее просьбе мы и приехали в деревню – кипа обращений с подписями всех взрослых Ваниловки в сельское поселение “Деревня Лавровск”. Проблема поднимается на каждом отчетном собрании, в 2017 году жителям пообещали – дорога от трассы Козельск-Покровск до деревни будет отсыпана, выровняем. Вскоре, к радости людей, на перекрестке с трассой появилась техника, но почему-то засыпали только одну лужу, и технику как смыло.
“Что еще сделали? Пред голосованием по поправкам траву скосили вдоль дороги, но опять же до фермы только, а не до деревни почему-то”, – не понимает Галина.
Другие жители деревни, те, что на нижнем берегу пруда, и вовсе рассказывают страшные вещи. С уличной дороги их периодически заносит в водоем.
“Мы как-то домой возвращались и нам только в последний момент удалось вырулить, так бы в пруд съехали, – рассказывает местная жительница, многодетная мама, – мы уже сколько машин ухайдакали, чтобы из города щебень привезти или чтобы асфальт положить в лужу!”.
Если на дороги в Ваниловку посмотреть сверху, то, скорее всего, сложится впечатление, что перед нами дорожная сеть какого-то концлагеря, в котором нет дела до того, как здесь передвигаются заключенные. Но речь идет не о заключенных, а о людях, многие из которых переехали сюда поднимать деревню, воспитывать детей, в конце концов, просто любоваться пейзажами.
Пейзажи пока единственное, в чем жители не разочаровались.
Источники воды: пруд и дождь
“Это вот наша колонка, – показывает житель Ваниловки Александр Орлов на покосившийся чугунный памятник той эпохи, когда в деревне не знали проблем. – Я еще помню, что колонка работала, все здесь воду брали, а потом бах и отключили”.
Колонку действительно отключили лет десять – пятнадцать назад. Долгое время те, кто остался в деревне, жили вообще без воды. Два года назад поставили колодец – но легче никому не стало.
“Его установили, но никто никаких исследований, проб воды не проводил, хотя мы просили именно для питьевой воды колодец. После каждого дождя вода из него цвета глины, – рассказывают люди”.
Колодец стоит напротив дома Галины Цыгановой, поэтому она вокруг него с соседями окашивает траву, иногда удается налить два-три ведра, потому что, говорят местные, вода здесь имеет свойство заканчиваться быстро, будто пересыхает. При нас муж Галины Игорь Иванович качает насосом воду – на вид чистая, играет на солнце.
“Это только видимость, а пить невозможно, для технических нужд идет более менее и все”.
Игорь Цыганов признается, что зимой ему часто приходится топить лед и снег, чтоб была хоть какая-то вода для ведения хозяйства.
А хозяйство у Цыгановых осталось небольшое, хотя, когда они приехали сюда в 2012 году, планы были большие.
“Вы не представляете, как можно вести хозяйство без воды! – говорит Галина, – у нас было два быка на тот момент, четыре поросенка, кур никто не считал, сейчас у нас один бык. Потому что, сколько можно ездить на пруд за водой?!”.
Пруд, действительно, еще один источник воды в деревне. Иногда этой водой и моются. Но в основном для душа и питья воду возят из Козельска во всех подходящих тарах.
“Видите, дети все чистенькие бегают, приспособились, и мы не пахнем вроде”, – смеются деревенские.
Но если разобраться, то, конечно, не до смеха, плакать впору.
– А вдруг пожар? – спрашиваю жителей. И попадаю в точку.
– У нас недавно дом сгорел, женщина с пятью детьми купила его на материнский капитал, и вот пожар, кинулись помогать, да разве натаскаешь в горку воду с пруда. Тушить больше нечем. Теперь эта девочка живет в Лавровске, а планы у нее были тоже, и хозяйство завести, и детей тут воспитывать… Жалко.
“Мы не привыкаем, мы боремся”
Про безводье в Ваниловке тоже знают в администрации сельского поселения, жители показывают все новые и новые обращения с подписями. Но все это вилами по воде… Установка колодца, это, кажется, все, что смогли сделать власти для этих людей.
Бездорожье и безводье – не единственные проблемы Ваниловки. Отсутствие уличного освещения тоже беспокоит многих, как и частые отключения света – из-за чего, к слову, в Ваниловке невозможно заниматься сельским хозяйством. Те же Цыгановы однажды задумали бизнес – купили инкубатор, положили яйца, и вдруг в 9 утра отключают свет. Когда включили, было уже поздно – погибли яйца, а вместе с ними и бизнес целой семьи.
С кого спросить за это? Беспросветное существование.
Редакция газеты “Козельск” просит власти обратить внимание на нужды жителей Ваниловки. Они не требуют золотые горы, им нужно лишь то, что давало бы силы жить и поднимать деревню. Им надо только помочь, а дальше, судя по их энтузиазму и оптимизму, деревня начнет процветать.
“Мы не привыкаем к проблемам, мы боремся с ними, а привыкать надо к хорошему, так и живем”, – сказал нам на прощание коренной житель Ваниловки Александр Орлов.
Максим Васюнов
Ваш комментарий будет первым