Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В Сосенском убирают бараки, с которых в свое время начался город

Трогательный репортаж о временах, когда соседи были роднее всех

Вместе с бараками из жизни города уходит целая эпоха, ведь они – ровесники Сосенского. Самые первые появились летом 1952 года, когда город был еще шахтерским поселком. Всего в пятидесятые здесь построили 12 бараков.  Мы нашли тех, кто жил в этих домах, и вместе прошлись по Ломоносова – от Горняка до Серафимовского храма. Именно здесь проходила их «барачная» молодость, от ностальгии по которой у многих до сих пор щемит сердце.

Валентина Кушнирук ходит по пустырю, на котором грудами лежат разломанные остатки домов. Неподалеку стоит экскаватор и грузовая машина – подрядчик, нанятый городом, уже убирает старье. Валентина Владимировна знает здесь каждое дерево – любуется знакомой березкой, показывает красавицу ракиту, которую помнит с детства. И начинает свой рассказ: «Жилье в этих бараках получил мой дядя, шахтер. Они строились как временные квартиры, но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Мой дядя и его жена, которая работала нянечкой в детском саду, жили в бараке, который располагался на месте церкви».

Сама Валентина впервые поселилась в этих бараках после 4 класса – родственники забрали к себе, чтобы девочка могла продолжить обучение, в ее родном селе была только  начальная школа. Правда, тогда Кушнирук прожила здесь недолго – дяде дали квартиру на Горького.

Рано Валентина радовалась комфортным условиям. Судьбе было угодно, чтобы вскоре она снова вернулась в барак.

«Я доучилась в школе, поступила в институт, вышла замуж. Муж мой был тоже шахтером. Ему дали здесь жилье. В бараке мы и прожили 35 лет», – продолжает свой рассказ Валентина. Она оживляется, вспоминая прошлое, показывает, где был тот барак, где стоял ее гараж: «А в четырех метрах от моей дверки у меня была построена… дача, небольшой летний домик. А еще сажали небольшой огород, держали гусей, уток, кроликов».

Такое же мини-хозяйство было и у соседей – в трудные времена огород – хорошее подспорье. Выращивали не только овощи: у каждого был палисадник с красивыми цветами. Отдыхали соседи так же дружно, как и трудились: «Стоило кому-нибудь разжечь мангал – и на дымок приходили остальные. Каждый приносил к общему столу что мог: колбаску, картошку, овощи, лук, по возможностям», – растроганно говорит Валентина. Весь двор, по ее словам, собирался вместе. Когда темнело – разжигали костер. Сидели допоздна, пели песни, разговаривали. Иногда все вместе смотрели телевизор.

Где теперь те времена? Кто нынче знает соседей хотя бы по именам?

На вопрос, неужели у них, у соседей, никогда не было бытовых стычек и разногласий, Валентина Владимировна успевает даже обидеться: «Что вы, никогда мы не ссорились! Мы были большой семьей. Так было в любом бараке!»

Дружили не только взрослые – дети всем двором играли, ходили в школу, даже подрабатывали – за складывание дров в поленницу взрослые не скупились на сладости.  Никого не смущали бытовые трудности, к ним научились приноровляться. В бараке не было воды – жильцы присоединились к водопроводу, канализации, ставили ванны, подключали машинки, все это делалось своими силами и сообща. «Копали траншеи, клали трубы. Даже горячая вода у нас была. Ну и не только это. Ремонт фасада сами делали. Кто-то мешал раствор, кто-то шпаклевал, кто-то красил, кто как мог участвовал», – вспоминает бывшая жительница барака.

Сейчас Валентина Владимировна живёт в новостройке – переехала в 2017 году. Жилье новое, а привычки остались прежними – она все так же любит выращивать цветы, у подъезда разбила клумбу. Вместе с Кушнирук перебрались в четырнадцатый дом на улице 35 Лет Победы и многие ее соседи по бараку. С одной из них, Натальей Болговой, она не только живёт рядом, но и вместе работает в магазине.

Наталье Васильевне тоже есть, что вспомнить и рассказать о своей жизни в бараке: «Хорошо было, интересно, весело. Но бараки в какое-то время стали непригодными и даже опасными для жилья. У некоторых через крышу было видно небо. Полы сгнили, у меня даже как-то титан топился, а доски пола-то сгнили, он и провалился, прямо горящий. Срочно заливала водой», – говорит Наталья. А перед самым расселением, когда они жильцы уже переехали, а другие еще оставались в бараке, было ещё плачевнее: люди снимали двери с пустых квартир и клали их на пол – боялись, что доски уже не выдержат.

Новой квартирой Наталья довольна – большой хороший балкон, просторная кухня. Вот только бывших соседей по бараку она редко встречает, хотя и живут в одном доме. «Раньше-то по сто раз на день встречались, разговаривали, а теперь и не знаешь, как живут. Если только с балкона увидишь – рукой помашешь», – с грустью говорит Наталья Васильевна. Эту нелегкую тему продолжает и Валентина Владимировна: «Когда нас переселяли в новый дом, мы все были рады – конец бытовым проблемам. Но было и грустно расставаться с соседями. Хотя мы и знали, что будем жить рядом, понимали, что такого единения, как раньше,  у нас больше не будет».

В 2017-м бараки снесли. Теперь их вывозят – все, до последнего гвоздя. Останутся только воспоминания. Расчисткой территории занимается козельский подрядчик, компания ООО «Строймонтаж». Сосенскому его работы обойдутся чуть больше двух миллионов. «Мы в прошлом году не вывезли эти бараки потому, что подрядчик из Шопино, выигравший тогда торги, оказался недобросовестным. Он так и не приступил к работе. Мы с ним расторгли контракт, не заплатив ему, естественно, ничего и внесли черный список», – рассказала врио главы Сосенской администрации Маргарита Кавочкина. По ее словам, вывоз снесенных домов должен закончиться этой осенью.

Территория, на которой стояли бараки, останется за городом – так решили местные депутаты.

Анастасия Королева

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять