Виктор Алексеевич Вайпан приехал в наш город вместе со своим тестем, почетным гражданином Козельска Виктором Григорьевичем Тимошиным. Это был частный визит в выходной день, но для нашей газеты Вайпан сделал исключение и поговорил о работе. В том числе, о плюсах и минусах виртуального обучения, о том, как пандемию пережил главный ВУЗ страны, о студентах из глубинки и о научно-технологической долине Московского университета.
— В этом году COVID-19 внёс коррективы во все области нашей жизни. Все учебные заведения — от сельских школ до ВУЗов — перешли на дистанционное обучение…
— Мы тоже перешли. И, считаю, всё сделали очень успешно. До этого года считалось, что университет — такая глыба, очень тяжёлая, неповоротливая, что развитие новых технологий — это как-то и где-то, только не у нас. Но как только началась инфекция, мы, во-первых, перестали впускать зарубежных студентов и быстро перевели практически весь университет на дистанционную форму образования. То есть все факультеты мгновенно перестроились. Видимо, существующий огромный научно-технологический потенциал университета позволил нам мгновенно перестроиться.
— Трудности были?
— Конечно, какие-то трудности в самом начале были. Необходимо было объяснить преподавателям, как это будет происходить, студентов вовлечь в эти дистанционные форматы. Мы использовали разные и, в том числе, нашу внутреннюю систему дистанционного образования. И задачу, поставленную нашим ректором, Виктором Антоновичем, перевести Московский государственный университет в течение недели на дистанционный формат обучения — выполнили. Правда, лекции читались в разных вариантах: кто-то из преподавателей выходил в живой эфир, кто-то записывал их дома и выкладывал лекции в интернет. У нас создан очень большой банк данных в формате видео. Можно на сайте университета посмотреть и использовать, если кому интересно.
— Виктор Алексеевич, письма мы уже друг другу не пишем – их заменили SMS и так далее. Как Вы думаете, виртуальное общение заменит визуальное?
Я убеждён в том, что живое общение нельзя ничем заменить. Мы привыкли общаться. Тем более, что наш университет — один из столпов образования, классический, а по инфраструктуре — крупнейший в мире. Ни Гарвард, ни Оксфорд не могут похвастаться таким количеством инфраструктуры, которая есть у Московского государственного университета. Поэтому с точки зрения классического образования, визуальное образование ничем не заменить. Другое дело, всё изменяется. И преподаватели, и студенты в каких-то случаях с удовольствием уходят в «онлайн», но это не значит, что мы заменим полностью визуальное обучение. Как будет дальше, пока сложно сказать. Всё будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация, какое решение примет власть. Но настроены на то, что будет формат смешанный. Будет и визуальное, но в то же время мы будем развивать и виртуальное. Причём развивать будем активно. Эта ситуация позволила даже той профессуре, для которой раньше это было необычно, далеко для них — всё освоить и быстро влиться в процесс. Но полностью убрать общение в цифровой формат невозможно.
Конечно, есть формы, когда передача знаний может вестись виртуально, но на семинарах нужно живое общение. Мы, проводя их на юрфаке, строим разные судебные модели. Например, судебный процесс. Здесь нужен и истец, и ответчик, и судьи… все должны присутствовать. Один говорит, другой возражает, судья принимает решение. В этом случае и во многих других заменить живое общение невозможно.
— Что Вы думаете о едином государственном экзамене? Хотя он уже давно вошёл в нашу жизнь, но споры по этому поводу всё продолжаются.
— Я немного далёк от ЕГЭ. Мы видим студентов, которые к нам уже пришли. Но шарахаться из стороны в сторону — этого лучше не делать. Раз его ввели, так пусть оно и будет. Уже налажен процесс, понятная система. Опять её разрушать, опять от всего отказываться? Это будет означать, что новому поколению придётся опять мучиться, подстраиваться, адаптироваться к новому. Зачем? Не нужно всего этого. Более того, если оно правильно выстроено – это, я считаю, показатель объективности. К тому же многие ЕГЭ уже поддерживают. У каждой системы есть свои минусы. У прежней, как мне кажется, было много субъективизма. Это тоже плохо. Система ЕГЭ… она более объективна, чем та, которая основывалась на оценочных показателях. Да, её ещё нужно дорабатывать, развивать. Я бы не трогал.
— Много ли учится в вашем университете студентов из глубинки?
— У нас почти 60% студентов учатся из регионов. Это большой показатель. К нам приходят лучшие из лучших. Те, кто имеет высокий бал ЕГЭ, кто успешно проходит дополнительные вступительные испытания (ДВИ). На мой взгляд, что очень важно, эта система даёт возможность лучшим поступать в лучшие ВУЗы, в том числе и с помощью ЕГЭ. И совсем не важно, где они проживают. Таким ребятам, которые настроены на учёбу, на достижение своих целей, хотели бы развиваться, при этой системе двери открыты.
— Не могу не спросить о нашем городе.
— Я люблю Козельск, и благодаря Виктору Григорьевичу всегда с удовольствием сюда приезжаю.
— Когда были последний раз?
— Давно, в 2003 году.
- — Какие-то изменения заметили?
— Да. Я бы сказал, Козельск стал более ухоженный. Мне нравится небольшие города. Кругом поля, просторы. По дороге сюда проезжали кукурузное поле. Я же сам с Украины, и в детстве столько по таким полям бегал…
Напоследок поговорили с Виктором Алексеевичем о возможности нашего сотрудничества. Он высказал несколько идей, надеюсь, что-то нам удастся воплотить в жизнь. А дальше наши гости отправились в краеведческий музей, где познакомились с новыми экспонатами и выставками. Не обошлось без сюрпризов. Зная, что Виктор Григорьевич Тимошин в этом году отметил свой юбилей, сотрудники музея подарили ему копию картины козельского художника Дмитрия Михайлова «Козельский мальчик». Получилось символично: козельскому мальчику — «Козельский мальчик».
Виктор Григорьевич пообещал приехать на 100-летний юбилей родной школы (ныне — Козельская СОШ №4), который будет праздноваться этой осенью.
Ирина Борисова
СПРАВКА
Тимошин Виктор Григорьевич – родился в Козельске. Кандидат экономических наук, доцент. Заслуженный преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, автор-составитель сборника-справочника «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Член региональной общественной организации «Калужское землячество» в Москве. Почётный гражданин города Козельска.
Выпускник (1951) начальной базовой школы № 1 (ныне школа № 4) города Козельска; выпускник (1957) Козельской средней школы № 1 (ныне — школа-интернат). Автор воспоминаний о Козельске «Наш выпускник. Сквозь призму времени».
Виктор Алексеевич Вайпан — родился 19 июня 1964 г. в городе Волхове Ленинградской области.
С отличием окончил юридический факультет Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова (1986) и аспирантуру ВНИИ советского законодательства (1989). В 1989 г. досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
В июне 2019 г. защитил в МГУ докторскую диссертацию по специальности 12.00.03 («гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право») на тему «Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности».
Член-корреспондент Российской академии естественных наук.
Генеральный директор Управляющей компании Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» (Научно-технологическая долина Московского университета).
Председатель Московского отделения Ассоциации юристов России, член Президиума Ассоциации юристов России, Заместитель Председателя и член Координационного совета Международного союза юристов, член попечительского совета Московско-петербургского философского клуба.
Главный редактор журналов «Право и экономика», «Вестник арбитражной практики».
Автор (соавтор) более 220 научных и иных публикаций, в т.ч. 12 монографий. Разработана новая теория справедливости, изложенная в монографиях «Теория справедливости: право и экономика» (2017) и «Реализация принципа социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности» (2020).
Ваш комментарий будет первым