«Я волнуюсь, заслышав французскую речь», – пел в мои молодые годы Бернес. Помню, с каким чувством мы смотрели совместный франко- советский фильм «Нормандия – Неман»
И вот теперь фильм об этой героической эскадрилье снова снимается на нашей козельской земле.
То, о чем я собираюсь написать, конечно, не имеет отношения к фильму, но, возможно, покажется интересным его создателям, читателям нашей газеты.
А дело было в далеком 1977году. В Подборской средней школе-интернате проходил слет школьных исторических музеев, занимающихся изучением истории эскадрильи «Нормандия- Неман». Музей в этой школе, действительно, был прекрасным. Там были собраны материалы и о нахождении эскадрильи на нашей козельской земле, история ее воинской и послевоенной дислокации, история конкретных летчиков, переписка с живыми членами экипажей самолетов, родственниками героев.
Тогда все школьники страны хорошо знали, что французы внесли достойный вклад в Великую Победу над фашизмом.
Это сейчас стали известны и публиковаться факты, что самих французов, воевавших на стороне фашистской Германии, было больше, нежели, чем воевавших против. А многие гитлеровские генералы были весьма удивлены, что мы причислили Францию к стране-победительнице.
Директор школы Камынин Виктор Федорович был прекрасным педагогом, заслуженным учителем РСФСР. Школа подчинялась напрямую ОБЛОНО(областному отделу народного образования) и на район как бы не выходила. По крайней мере, РОНО ею не командовало. Именно поэтому существовала определенная дистанция между директорами школ района и директором Подборской средней школы-интерната. На совещания к нам в Козельск он не ездил, его и не приглашали.
Район жил своей жизнью, интернат своей.
А жизнь там была интересной и в этом заслуга Камынина В.Ф., завуча школы Донской Марии Кузьминичны. Там работал энергичный, талантливый коллектив, умеющий увлечь трудных детей, живущих в отрыве от родителей, значимыми, интересными делами.
Одно из дел – изучение истории эскадрильи «Нормандия- Неман».
Слет работал два дня. В первый день школьники из разных городов Советского Союза читали свои доклады-исследования. А перед закрытием слета должно было состояться открытие памятного знака пребывания эскадрильи на нашей земле в деревне Хатенки, где и базировался французский аэродром. Там и сейчас сохранились места, где стояли самолеты. Ангары эти представляют длинные траншеи, где тогда прятались от вражеского взгляда самолеты, а сейчас растут невинные грибы лисички. А после войны, говорят, у некоторых местных колхозниц появились чернявые, нерусского вида, детишки.
Но не будем отвлекаться. Во время слета в Подборках, меня, тогда молодого инструктора райкома КПСС, пригласила к себе секретарь райкома, ведающая идеологией Павлова Роза Андреевна и предложила принять участие в заключительном дне мероприятия.
– Выступите там, поприветствуйте от райкома, там кто-то к ним приезжает, надо и нам поприсутствовать.
Я и поехал.
А приехал маршал Советского союза Филипп Иванович Голиков и с ним из посольства Франции наши дипломатические работники, и один французский летчик.
Я к тому времени успел уже выступить поприветствовать слет, но увидев входящих в зал высоких гостей, сразу побежал звонить в райком.
Понятно, моего инструкторского статуса в этой компании было недостаточно.
Павлова Роза Андреевна приехала быстро, нашла общий язык в компании московских и калужских гостей слета, а также выступила на открытии памятного знака в Хатенках.
Верхушку этого знака-пирамиды венчал макет маленького краснокрылого победного самолета, устремленного в небеса. Недалеко от этого знака сейчас находится настоящий учебный аэродром, откуда взлетают вверх отважные внуки и правнуки тех, кто ковал в те грозные дни нашу общую со странами антигитлеровской коалиции Великую Победу.
Николай Андреев
Ваш комментарий будет первым