Семёна Авдеевича Калинина, уроженца поселка Карлуши Челябинской области, в армию призвали в августе 1941 года. Он воевал в мотострелковом пулемётном батальоне 103-й танковой бригады. Вот строки из последнего его письма домой: «Я сейчас нахожусь в лесу, попробовал ягод черёмухи и земляники, а больше ничего нет. Когда я получил от вас письмо, в котором было написано, что приехала из Харлушки, привезла два ведра ягод. Я говорил: «Был бы я дома сейчас – поел бы их. Скоро будем выступать, а тогда что будет – не знаю. Ваш муж – Семён Калинин. 8 августа 1942 года». А 30 августа 1942 года во время боя Семён Авдеевич Калинин был убит.
Похоронку семья получила в октябре 1942 года. Четырёх детей Марина Нестеровна Калинина поднимала одна. Годы были тяжёлыми. В городе прожить было невозможно, поэтому, продав дом в Челябинске, Марина Нестеровна купила маленький домик в деревне, 20 соток земли и корову.
Галина Семёновна Терехова (самая младшая в семье, 1937 года рождения) вспоминает: «Мне тогда было лет 9-10. Мама будила нас всех утром и звала копать огород. Я так не хотела копать, мы все очень уставали. Я всё мечтала, когда же это всё закончится. Нам так не хватало отца! Но мама не унывала и мы, всё понимая, не спорили, помогали ей как могли и чем могли».
Так и выжили в суровые военные и послевоенные годы.
Несмотря на все житейские трудности, у Марины Несторовны всегда теплилась надежда – побывать на могиле мужа вместе с детьми. В извещении было сказано «похоронен под дер. Волосово Смоленской области». Где это? Как найти? Письма-запросы полетели в Смоленск. К тому времени уже образовалась Калужская область. Аналогичные письма были отправлены и туда. Первая неудача – ответ из козельского райвоенкомата: «…в списках погибших и захороненных на территории Козельского района Калужской области имя Калинин Семён Авдеевич не значится». После такого сообщения руки у Марины Несторовны опустились. В 1983 году она умерла.
Вновь надежда появилась в середине 2000-х, когда Министерство обороны РФ начало публиковать архивы. К поиску подключились уже и внуки, и правнуки. На сайте минобороны нашли сведения о Семёне Авдеевиче и подтверждение, что он захоронен в деревне Волосово Козельского района. Правнучка Галина попросила подругу, члена поискового отряда, работавшего в Калужской области, проверить эти сведения. Ответ пришёл неутешительный: «В Волосово никто не проживает. Деревня заброшена. Воинских захоронений на её территории нет». И, в подтверждение этому, приложила фотографии деревни, заросшей бурьяном.
Третью попытку, в год 75-летия Великой Победы, предпринял Андрей Николаевич Никифоров, зять Галины Семёновны. Его письмо пришло на сайт администрации МР «Козельский район» 20 февраля 2020 года: «Елена Викторовна, помогите нам, пожалуйста, хоть чем-нибудь в наших поисках. Это очень важно для нас, наших детей и внуков».
— Письмо А.Н. Никифорова было передано нам, — рассказывает заместитель заведующей отделом культуры районной администрации Наталья Кутузова, — у нас хранятся паспорта всех воинских захоронений на территории нашего района. Действительно, в деревне Волосово воинское захоронение отсутствует. В 50-е годы прошлого столетия было произведено перезахоронение останков воинов из деревень Волосово, Слобода, Трошна и посёлков Грачевский, Рудневский и Грязненского лесничества в село Чернышено. Проверив списки внесённых на памятную плиту, имя Калинина Семёна Авдеевича не нашла. Просмотрела ещё. И ещё раз. Нет его в списках. Тогда зашла на сайт ОБД «Мемориал», нашла именной список безвозмездных потерь на начальствующий и рядовой состав 103-й танковой бригады. Калинин Семён Авдеевич значился под №40. Далее читаем «убит в бою 30.08.42г., захоронен в р-не д. Волосово Козельского района, Смоленской области». Получалась какая-то нестыковка – здесь значится, что захоронен, а в списке на памятной плите его имя отсутствует. Стала сверять списки перезахороненных и внесённых на мемориальные плиты. Оказалось, что из 52 перезахороненных красноармейцев отсутствовало два имени – С.А. Калинина и Т.В. Чаусова. Видно, были пропущены при напечатании из-за чьей-то невнимательности.
— Если честно, посылая письмо в Козельск, на успех надежды было мало. На семейном совете приняли решение – несмотря ни на что, поедем искать сами. В «разведку» собирались мы с женой Светланой, — это уже рассказывает Андрей Никифоров, — 17 февраля этого года у нас в семье произошло пополнение. У Андрея (правнук С.А. Калинина) родился сын. Назвали мы его Семёном, в честь прадеда. И буквально через месяц пришёл ответ: «Будем рады видеть Вас в Козельском районе». Вы не представляете, какая это была для нас радость! Сообщения полетели во все концы – Кишинев, Москва, Челябинск, ко всем родственникам нашей многочисленной семьи.
На сегодняшний день у Семёна Авдеевича Калинина четверо внуков, девять правнуков, тринадцать праправнуков. Из четырёх его детей ныне здравствуют две дочери: Екатерина Семёновна Оника (90 лет), проживающая в Молдавии и Галина Семёновна Терехова. И у всех, конечно же, возникло желание побывать на месте захоронения С.А. Калинина и увидеть могилу их героя своими глазами.
Планировали приехать в мае, на День Победы. Сроки сдвинула пандемия. Но сложа руки не сидели: о фронтовике-герое сняли видеоролик и выложили в интернет. А 9 мая в садовом товариществе, где проживают Андрей и Светлана Никифоровы, несмотря на карантин, организовали шествие «Бессмертного полка». К ним присоединились родственники из Челябинска и соседи. Колонной с портретами родственников, участников Великой Отечественной войны, прошли по всей территории садового товарищества, пели военные песни и, конечно же, всех погибших и умерших помянули фронтовыми 100 граммами.
Все время, пока шли сборы, уральцы поддерживали связь с Натальей Кутузовой. Уточняли маршрут, место проживания. В одной из ритуальных компаний Козельска заказали венок в виде красной звезды, эскиз родственники рисовали сами.
Отдать дань памяти Семёну Авдеевичу Калинину приехало четыре поколения: дочь Галина Семёновна Терехова, внучки, Марина Александровна Парамонова и Светлана Александровна Никифорова с мужем Андреем Николаевичем, правнучка Галина Олеговна Ширяева и праправнучка Мария Максимовна Лежнева.
Галина Семёновна считает, что ей повезло. Она все-таки смогла положить цветы на могилу отца и отдать дань его памяти. Этой минуты дочь ждала 78 лет.
— Что чувствую? На душе стало легче. Я выполнила мамино завещание – поклониться могиле её мужа, моего отца. Место его захоронения ухожено, сюда приходят. Теперь и мы будем ежегодно сюда приезжать. Здесь, в святом для нас месте, должен будет побывать каждый из нашей семьи и поклониться нашему дорогому Семёну Авдеевичу.
Ирина ЯКУНИНА
Ваш комментарий будет первым